Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Смольковский детский сад»
Проект по самообразованию
на тему:
«Детское экспериментирование
как средство развития познавательной активности дошкольников»
Воспитатель:
Шилова Юлия Михайловна
Группа «Кораблик» 5-7лет
2018-2019 учебный год.
1. Актуальность проекта.
Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:
- Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
Модель организации экспериментирования
- -поисковой деятельности «Почемучка»
- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание центра экспериментально и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
Структура проведения игры–экспериментирования:
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?)
- ситуация выбора;
Этапы реализации проекта:
- I этап – подготовительный (организационный)
- I этап – внедренческий
- III этап – итоговый (обобщающий)
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап. Подготовительный (Организационный) | |||
1 | Изучить и проанализировать методическую литературу по теме | Сентябрь 2018г. | Воспитатель: |
2 | Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта | Сентябрь 2018 г. | Воспитатель: |
3 | Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | Сентябрь 2018г. | Воспитатель: |
II этап. Внедренческий | |||
1 | Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности | Сентябрь 2018г. - Май 2019г. | Воспитатель: |
2 | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей | Сентябрь 2018г.- Май 2019г. | Воспитатель: |
III этап. Обобщающий | |||
1 | Определить эффективность проведённой работы | Май 2019г. | Воспитатель: |
2 | Провести анализ полученных результатов | Май 2019г. | Воспитатель: |
3 | Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. | Июнь 2019г. | Воспитатель: |
4. Реализация проекта.
Перспективный план работы
с детьми дошкольного возраста
Месяц | Темы игр- экспериментов | Программное содержание | Материалы и оборудование |
Сентябрь 4 неделя | «Знакомство с детской лабораторией | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение). Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории. | Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. |
Октябрь 1 неделя | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус). | Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями; чеснок в футляре, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон. |
Октябрь 3 неделя | «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос. |
Ноябрь 2 неделя | «Делаем мыльные пузыри» | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку. | Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой, стаканчики, вода, ложки, поднос. |
Ноябрь 3 неделя | «Подушка из пены» | Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) | На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
Декабрь 2 неделя | «Каждому камешку свой домик» | Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях | Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков. |
Декабрь 3 неделя | «Можно ли менять форму камня и глины» | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. |
Январь 3 неделя | «Тающий лед» | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки. |
Январь 4 неделя | «Разноцвет ные шарики» | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков. |
Февраль 2 неделя | «Все увидим, все узнаем» | Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением. | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши. |
Февраль 3 неделя | «Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
Март 1 неделя | «Водяная мельница» | Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы | Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка. |
Март 2 неделя | «Звенящая вода» | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске. |
Апрель 3 неделя | «Что отражается в зеркале?» | Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода. |
Апрель 4 неделя | «Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность. | Совки, различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки. |
Май 1 неделя | «Игры с песком» | Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. | Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки. |
Май 2 неделя | Диагностирование детей |
Мониторинг реализации проекта
Диагностика
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам.
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов
1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:
- Что ты знаешь о воде?
- Какую форму, запах, цвет имеет вода?
- Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
- Где используется вода человеком?
2. Серия вопросов о снеге:
- Что ты знаешь о снеге?
- Какую форму, запах, цвет имеет снег?
- Откуда появляется снег, почему?
- Для чего нужен снег человеку?
- Чем отличается вода от снега?
- Что быстрее тает лед или снег?
- Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
- Что общего у снега и льда? Воды и льда?
3. Серия вопросов о льде:
- Что такое лед?
- Для чего нужен лед?
- Какую форму, запах, цвет имеет лед?
- Что быстрее тает лед или снег?
- Что общего у снега и льда? Воды и льда?
- Что происходит со льдом в комнате? Почему?
Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.
- Из чего состоит глина?
- В каких местах можно обнаружить глину?
- Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?
- Что легче высыпать глину или песок?
- Чем глина похожа на пластилин?
- Что можно сделать из мокрой глины?
Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.
- В каких местах можно обнаружить песок?
- Почему говорят, что песок сыпучий?
- Что легче высыпать песок или глину?
- Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
- Что происходит с песчинками, когда дует ветер?
- В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?
- Что можно сделать из влажного песка?
Литература
1. О.В. Дыбина «Неизвестное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.2002г
2. А.И.Иванова «Мир животных»- М.2009г.
3. Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2007г.
4. Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г.
5. Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.
6. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» - М.2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.»
Детство-радостная пора открытий....
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Проект на тему:«Детское экспери...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское эксперименти...