Конспект НОД "Животный и растительный мир Крайнего Севера Земли" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животный и растительный мир Крайнего Севера Земли" по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. Конспект сопровождается показом презентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
«ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР КРАЙНЕГО СЕВЕРА ЗЕМЛИ»
Цели: познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли; воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира. Учить детей поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения.
Материалы и оборудование: песня «Где-то на белом свете…», глобус, фотографии растений и животных Крайнего Севера, презентация, ноутбук, проектор.
Содержание организованной деятельности детей
– Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Давайте его послушаем.
Звучит музыка.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправимся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
– Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие туда, где царство холода, снега и льда, на Крайний Север Земли - в Арктику.
(Слайд 2) На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. (Слайд 3) Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. (Слайд 4) Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
– Ребята, как вы представляете себе Арктику? Правильно, там очень холодно. Как вы думаете, что нам понадобится для путешествия в холодную Арктику. (ответы).
Итак, одеваем на себя тёплые комбинезоны, сапоги, шапки, варежки и отправляемся (Имитация одевания)
Физкультурная минутка
Мы садимся в самолёт.
Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте)
Тут – стоп, поворот:
Сядем мы на теплоход.
Теплоход плывёт -
Нас он в Арктику везёт. (имитируют передвижение на пароходе)
Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. (Слайд 5) Кругом большие льдины, плавают айсберги.
– Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно? (ответы)
– Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
– Отгадайте загадку:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
(Северное сияние.) (Слайд 6)
- Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на крайнем севере, в Арктике. Скажите, правда, похоже на радугу? (ответы детей)
– Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете? (ответы детей)
– (Слайд 7) В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей (Слайд 8). Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.
– (Слайд 9) Посмотрите на рисунок «Природа Крайнего Севера». Какие растения могут здесь расти?
– (Слайд 10) Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники; кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. (Слайд 11) Из цветов на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. (Слайд 12) В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.
Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть – холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу. (Слайд 13, 14) Летом же океан преображается – льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (камбала, треска, сельдь, морской окунь).
(Слайд 15) Рыбой кормятся тюлени – морские животные, которые отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5–2 м, а вес 250–300 кг. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом. (Слайд 16) Детенышей (бельков) вскармливают молоком. А как вы думаете, почему детеныши белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
- Правильно, для того, чтобы быть незаметным для хищников.
А вот еще кто-то нас встречает. (Слайд 17) Кто это? Правильно, морж.
Морж – крупное морское животное длиной до 3–4 м и весом до 800–1000 кг. Имеют клыки длиной 40–50 см из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки – оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3–4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.
А теперь отгадайте загадку:
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад.
- Правильно, это белый медведь. (Слайд 18)
Белый медведь – крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу – моржей, тюленей – чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Белый медведь занесён в Красную книгу.
– Давайте движениями изобразим белого медведя.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
- А сейчас немного поиграем. Игра «Узнай «северные» слова».
Я буду называть слова, а когда среди них встретятся «северные», вы хлопните в ладоши.
Снег, ледник, жара, морж, пустыня, холод, цветок, льдина, лес, морской котик, снежинка, поле, колокольчик, северный олень, северное сияние, радуга.
- Молодцы, все внимательно слушали.
(Слайд 19) Весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда много перелётных птиц, но это морские птицы: чистики, тупики, гагары, кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. (Слайд 20) Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они отличные ныряльщики. Гнёзда же делают самые простые – из камешков, в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.
(Слайд 21) На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним. Но все-таки животный и растительный мир Арктики удивителен и неповторим!
- Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним, где мы путешествовали. Где находится Крайний Север? Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? Какие животные обитают в Арктике? Растут ли в Арктике деревья? Почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это Антарктида (вид из космоса)
А это Арктика (вид из космоса)
Арктика – центральная часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
Самое красивое природное явление, которое бывает только на севере – полярное сияние.
Полгода в этих краях солнце не появляется на небе – это полярные ночи.
Но все-таки и на Крайнем Севере бывает лето, но оно очень короткое и холодное с полярными днями без ночей. Даже в летнее время лед океана не тает.
Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи и лишайники.
Из цветов на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы.
В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.
Летом океан преображается – льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (камбала, треска, сельдь, морской окунь).
Рыбой кормятся тюлени – морские животные, которые отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5–2 м, а вес 250–300 кг.
Детеныш тюленя – белёк. Мама- тюлениха вскармливает малышей молоком .
Морж – крупное морское животное длиной до 3–4 м и весом до 800–1000 кг. Имеют клыки длиной 40–50 см из очень прочной кости. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.
Белый медведь – крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает. Свою добычу – моржей, тюленей – чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Белый медведь занесён в Красную книгу.
Весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда много перелётных птиц, но это морские птицы: чистики, тупики.
Э то гагары , кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они отличные ныряльщики .
На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним. Но все-таки животный и растительный мир Арктики удивителен и неповторим!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ
В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».
Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...
Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севераЗадачи:· Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные...
Игры народов севера (для детей старшего дошкольного возраста)
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном общ...
Программа образовательного модуля. Подвижные игры народов Севера. Для детей старшего дошкольного возраста.
Программа образовательного модуля предназначена для инструкторов по физической культуре в детском саду. Программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с культурой, играми, природой и жителями ...
Проект «Народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет группы компенсирующей направленности № 08
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера Красноярского края....
Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера» для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
Познакомить детей с культурой и традициями народов Севера. Способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости через использование подвижных игр народов Севера...