Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Разработала:
воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Павлово
1 квалификационной категории
Махнаева Ирина Алексеевна
«ПТИЦЫ»
Птичья кормушка. Мы повесили кормушки, В них насыпали зерно. Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, Голубь, клест и воробей! И, конечно, ждем мы в гости Красногрудых снегирей. |
Дети имитируют движения. Имитируют движения.
Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. |
Я зимой кормлю всех птиц. Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. |
Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.
Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. |
Дятел. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, Все равно он будет мой. |
Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони. |
Воробей. Ловит воробей жучков, Уплетает червячков, И на юг не улетает – Так, под крышей обитает. Прыг, да прыг, Да чик-чирик! Жить он в городе привык! | Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков. Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх. Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола. |
Сел на ветку снегирёк. Сел на ветку снегирек, Брызнул дождик Он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька. | «Попрыгать» ладошками по плечам. Потрясти кистями рук перед собой. Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода. Поднять руки вверх и покачать ими. Помахать руками – «крылышками» |
Летит над полем птичка. Летит над полем птичка. Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик. Что несет синичка? Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик. Несет травинку птичка. Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик. Гнездо совьет синичка. Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик. | Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками – «крылья» Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Изобразить удивление – приподнять плечи. Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Соединить большой и указательный пальцы, как будто держим травинку. Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо». Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. |
Дятел. Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит. |
Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой. |
Воробей. Шустро скачет воробьишка, Птичка – серая малышка. По двору шныряет, Крошки собирает. |
Стучат пальцами по столу. Сжимают и разжимают пальцы в кулак. Пальцами «ходят» по столу. Стучат пальцами по столу. |
Лесной лекарь. Дятел на суку сидит, Дятел в дерево стучит, Лечит дятел старый дуб, Добрый дятел дубу люб. | На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево». Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву. Помахать кистями рук – «летящая птица». |
Сорока. Рано утром издалека Прилетела к нам сорока. Стала громко стрекотать, Длинным хвостиком махать, Зернышки она клевала, Все на свете рассказала. | Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями. Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево. Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола. |
Птички. В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка – совушка, Ну а эта – скворушка. Эта птичка – воробей, Ну а эта – соловей. Эта – дятел, эта – стриж, Эта же – поющий чиж, Эта птичка – коростель, Эта птичка – свиристель, Ну а это издалека Прилетела к нам сорока. |
Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.
Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец. |
Птичий домик. Птичка дом себе вила, В гнездо веточку несла. Там, где курочка гуляла, Три пушиночки нашла. Хлев овечий обошла, Две соломинки нашла. Получился дом отличный, Можно отложить яички. |
Пальцы складывают «домиком». Каждый пальчик удаляется от пальчика(запястье не отводить). Пальчики «ходят» по столу. Пальчики стучат по столу. Пальцы складывают «домиком». Каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике»). |
Снегири. Снегири. Раз, два, три. Прилетели, посидели, Погалдели, улетели. Улетели в небеса. Вот какие чудеса! | Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам. Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших. Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке. Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Останавливаются, машут скрещенными ладонями. С удивлением разводят руками. |
Сорока. Сорока, сорока, Научи меня летать, Невысоко, Недалеко, Чтобы солнышко видать. | Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями. Руку поднимаем вверх. Кисть руки прикладываем к глазам. Рисуем в воздухе круг. |
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Животные зимой. Спят зимой барсук и ежик, И медведь зимой спит тоже. Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней. |
Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку. |
Колючий шарик. Мы нашли колючий шарик, Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать. Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож? Прыгнул шарик на дорожку – Оказалось…это еж! |
Дети крутят между ладонями массажные мячи.
Смотрят на мяч, держа его в ладонях.
Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу. |
Разминаем пальчики. Разминаем пальчики, раз, два, три! Разминаем пальчики ну-ка, посмотри! Вот бежит лисичка, раз, два, три! Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри! Лепим, лепим личико, раз, два, три! Что же получилось? Ну-ка, посмотри! Хитрая лисичка – вот она! Рыжая сестричка хороша! Вот лисичка злая, ой-ой-ой! От нее, скорее убегу домой. У лисички нашей грустный вид, Сидит одна лисичка и грустит. Улыбнись лисичка, погляди на нас, Тебя мы не оставим ни на час! |
Сжимать и разжимать кулачки
«Бегут» по столу
Выражения лица очень хитрое.
«Лепят» и т.д. |
У кого какая шуба? Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы – Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя – бурая. Не страшны ему дожди И погода хмурая. |
Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».
Качают головой из стороны в сторону. |
Заячьи прятки. Первый зайчик под листочком, А второй забрался в бочку. Третий заинька косой Сидит тихо за сосной. На пеньке сидит четвертый. Пятый на бревно залез, С бревна спрыгнул и исчез. |
Дети, загибая пальцы на руке, рассказывают, где спрятались зайчата. |
Лесное население. Животных следы мы как книгу читаем. В лесу кто живет мы легко отгадаем: Вот лисьи следы, Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это – оленьи. Какое большое в лесу население! |
Ладонями рук дети изображают открытую книгу. Закрывают «книгу».
Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.
Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз. |
Белочки. Раз, два, три, четыре, пять, Пришли белки поиграть. Одна куда-то подевалась, Четыре белочки осталось. А теперь скорей смотри – Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость, Только две у нас осталось. Эта новость так грустна – Осталась белочка одна. Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали. |
Выставить пять пальцев. Спрятать руку за спину.
Выставить четыре пальца. Спрятать руку за спину. Выставить три пальца. Спрятать руку за спину. Выставить два пальца. Спрятать руку за спину. Выставить один палец. Спрятать руку за спину. |
Зайка. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Надо лапочки погреть, Зайке холодно сидеть. |
Руки сжаты в кулаки. Разгибают и сгибают пальцы. Растирают пальцы и кисти рук. |
Серый волк. Волк серый, зубастый, По полю рыщет, Добычу себе ищет. Как найдет, Волчатам отдает. |
Сгибают и разгибают согнутые пальцы. «Ходят» пальцами по столу.
Зажимают пальцы в кулаки. |
Лиса. Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится. Хвост пушистый, Мех золотистый. По лесу важно бродит, Страх на зайцев наводит. |
Потирают руки. Показывают всем свои кисти с растопыренными пальцами, поворачивая их, поглаживают пальчики. «Ходят» пальцами по столу. Стучат пальцами по столу. |
Зайчик. Жил-был зайчик, Длинные ушки, Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет. И дают морковку на обед! |
Пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки». Поглаживают указательный и средний пальцы. Поглаживают безымянный палец и мизинец. Растирают ладони. Сжимают и разжимают кулаки. Стучат пальцами по столу. |
Белка. Скачет белка-шалунишка, Рвет с сосновых веток шишки. Лапками сжимает ловко И несет в свою кладовку. | «Бегают» пальчиками по столу. Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках. Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках. «Бегают» пальчиками по столу. |
Ира и еж. Ира просит: «Ежик, еж, Ты мне платьице сошьешь?» Еж ответил из-под елки: «Ниток нет – одни иголки!» | Дети двумя ладонями подзывают жестом к себе. Имитируют движение иглы при шитье. Кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки. Вращают указательными пальцами вокруг друг друга, затем выставляют их вперед. Остальные пальцы сжаты в кулак. |
Белочка. Сидит белка на тележке, Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому – Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. |
Хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно.
Загибают по одному пальцы, начиная с большого.
Ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками. |
Кто в лесочке живет? Кто в лесочке живет? Под корягой – старый крот, За горой – лисенок, В ельнике – лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. |
Переплести пальчики, имитируя лес. Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца.
Сжимать и разжимать кулачки. |
«Домашние животные»
Барашек.
|
Ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны. Указательные и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются, вперед изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням. Слегка ударяя согнутыми указательным и мизинцем одной руки об указательный и мизинец другой руки. |
Выйдет котя. Всполошится весь народ. Станут котю угощать.
|
Кулак сжат, средний и указательный «идут» по столу. Показать «ушки» над головой. |
Котик.
|
Поглаживание правой ладонью левую ладонь. Поглаживание левой ладонью правую ладонь. Сцепление по очереди указательные, средние, безымянные, мизинчики и тянет руки в разные стороны по два раза. |
Лошадка.
|
Поглаживание кисти рук.
Поглаживание каждого пальчика. Постукивание пальчиками по столу. |
Собачка. |
Пальчики бегут по столу.
Пальцы бегут по столу.
|
Детеныши. |
Разгибание пальцев на руке, начиная с большого.
|
Домашние животные. |
Ритмичное выкладывание открыток на стол. Посмотреть в бинокль, сделав колечки из указательного и большого пальцев.
Налить воды, дать покушать и погладить.
Показать «рожки», покрутить головой. Соединить большой и указательный, остальные выпрямить и широко расставить; имитировать пальчиками, как поет петух. Поднести ладошки к макушке. Назвать животных, о которых шла речь.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_po_teme_zhivotnye.docx | 519.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала:
воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Павлово
1 квалификационной категории
Махнаева Ирина Алексеевна
«ПТИЦЫ»
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Животные зимой. Спят зимой барсук и ежик, И медведь зимой спит тоже. Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней. | Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку. |
Колючий шарик. Мы нашли колючий шарик, Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать. Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож? Прыгнул шарик на дорожку – Оказалось…это еж! | Дети крутят между ладонями массажные мячи. Смотрят на мяч, держа его в ладонях. Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу. |
Разминаем пальчики. Разминаем пальчики, раз, два, три! Разминаем пальчики ну-ка, посмотри! Вот бежит лисичка, раз, два, три! Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри! Лепим, лепим личико, раз, два, три! Что же получилось? Ну-ка, посмотри! Хитрая лисичка – вот она! Рыжая сестричка хороша! Вот лисичка злая, ой-ой-ой! От нее, скорее убегу домой. У лисички нашей грустный вид, Сидит одна лисичка и грустит. Улыбнись лисичка, погляди на нас, Тебя мы не оставим ни на час! | Сжимать и разжимать кулачки
«Бегут» по столу Выражения лица очень хитрое.
«Лепят» и т.д. |
У кого какая шуба? Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы – Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя – бурая. Не страшны ему дожди И погода хмурая. | Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб». Качают головой из стороны в сторону. |
Заячьи прятки. Первый зайчик под листочком, А второй забрался в бочку. Третий заинька косой Сидит тихо за сосной. На пеньке сидит четвертый. Пятый на бревно залез, С бревна спрыгнул и исчез. | Дети, загибая пальцы на руке, рассказывают, где спрятались зайчата. |
Лесное население. Животных следы мы как книгу читаем. В лесу кто живет мы легко отгадаем: Вот лисьи следы, Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это – оленьи. Какое большое в лесу население! | Ладонями рук дети изображают открытую книгу. Закрывают «книгу». Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных. Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз. |
Белочки. Раз, два, три, четыре, пять, Пришли белки поиграть. Одна куда-то подевалась, Четыре белочки осталось. А теперь скорей смотри – Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость, Только две у нас осталось. Эта новость так грустна – Осталась белочка одна. Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали. | Выставить пять пальцев. Спрятать руку за спину. Выставить четыре пальца. Спрятать руку за спину. Выставить три пальца. Спрятать руку за спину. Выставить два пальца. Спрятать руку за спину. Выставить один палец. Спрятать руку за спину. |
Зайка. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Надо лапочки погреть, Зайке холодно сидеть. | Руки сжаты в кулаки. Разгибают и сгибают пальцы. Растирают пальцы и кисти рук. |
Серый волк. Волк серый, зубастый, По полю рыщет, Добычу себе ищет. Как найдет, Волчатам отдает. | Сгибают и разгибают согнутые пальцы. «Ходят» пальцами по столу. Зажимают пальцы в кулаки. |
Лиса. Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится. Хвост пушистый, Мех золотистый. По лесу важно бродит, Страх на зайцев наводит. | Потирают руки. Показывают всем свои кисти с растопыренными пальцами, поворачивая их, поглаживают пальчики. «Ходят» пальцами по столу. Стучат пальцами по столу. |
Зайчик. Жил-был зайчик, Длинные ушки, Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет. И дают морковку на обед! | Пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки». Поглаживают указательный и средний пальцы. Поглаживают безымянный палец и мизинец. Растирают ладони. Сжимают и разжимают кулаки. Стучат пальцами по столу. |
Белка. Скачет белка-шалунишка, Рвет с сосновых веток шишки. Лапками сжимает ловко И несет в свою кладовку. | «Бегают» пальчиками по столу. Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках. Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках. «Бегают» пальчиками по столу. |
Ира и еж. Ира просит: «Ежик, еж, Ты мне платьице сошьешь?» Еж ответил из-под елки: «Ниток нет – одни иголки!» | Дети двумя ладонями подзывают жестом к себе. Имитируют движение иглы при шитье. Кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки. Вращают указательными пальцами вокруг друг друга, затем выставляют их вперед. Остальные пальцы сжаты в кулак. |
Белочка. Сидит белка на тележке, Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому – Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. | Хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно. Загибают по одному пальцы, начиная с большого. Ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками. |
Кто в лесочке живет? Кто в лесочке живет? Под корягой – старый крот, За горой – лисенок, В ельнике – лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. | Переплести пальчики, имитируя лес. Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца. Сжимать и разжимать кулачки. |
«Домашние животные»
Барашек. | Ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны. Указательные и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются, вперед изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням. Слегка ударяя согнутыми указательным и мизинцем одной руки об указательный и мизинец другой руки. |
Выйдет котя. Всполошится весь народ. Станут котю угощать. | Кулак сжат, средний и указательный «идут» по столу. Показать «ушки» над головой. |
Котик. | Поглаживание правой ладонью левую ладонь. Поглаживание левой ладонью правую ладонь. Сцепление по очереди указательные, средние, безымянные, мизинчики и тянет руки в разные стороны по два раза. |
Лошадка. | Поглаживание кисти рук. Поглаживание каждого пальчика. Постукивание пальчиками по столу. |
Собачка. | Пальчики бегут по столу.
Пальцы бегут по столу.
|
Детеныши. | Разгибание пальцев на руке, начиная с большого.
|
Домашние животные. | Ритмичное выкладывание открыток на стол. Посмотреть в бинокль, сделав колечки из указательного и большого пальцев. Налить воды, дать покушать и погладить. Показать «рожки», покрутить головой. Соединить большой и указательный, остальные выпрямить и широко расставить; имитировать пальчиками, как поет петух. Поднести ладошки к макушке. Назвать животных, о которых шла речь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для детей 4-6 лет
В материале представлена картотека пальчиковых игр из книги Желобкович "Физкультурные занятия в детском саду"...
Учебно-методическое пособие "Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет"
Пальчиковые игры в стихах....
картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы...
Картотека Пальчиковых игр для детей (2-3 лет)
Уважаемые родители очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и...
Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...
Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....