Информационно-творческий проект «Лес»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Обеспечение экологической безопасности и оздоровление окружающей среды – одно из основных направлений государственной политики. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях, приобретает приоритетное значение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти ребёнка человека. С малых лет ребёнок должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Чувство Родины у связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_les.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Лес»
Актуальность:
Обеспечение экологической безопасности и оздоровление окружающей среды – одно из основных направлений государственной политики. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях, приобретает приоритетное значение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. С малых лет ребёнок должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Чувство Родины у ребёнка связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Цель проекта: формирование экологической воспитанности дошкольников и активизация мыслительно-поисковой деятельности детей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: с сентября по январь (долгосрочный).
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: дети, воспитатели, сотрудники ДОУ, родители.
Задачи:
- Расширить знания детей о лесе и его обитателях;
- Сформировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества;
- Выявить и обогатить представление детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном);
- Объяснить причину исчезновения лесов. Обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу;
- Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Перед началом работы над проектом, провели консультацию с родителями о целях, задачах проекта, рассказали о необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей. Работа над проектом увлекла многих родителей. Родители приняли участие в организации экскурсий, фотовыставок, природоохранных акций, в сборе природного материала.
Затем подобрали методическую и художественную литературу, узнали какие книги по данной теме есть в нашем детском саду, дома у ребят, собрали стихи, рассказы, загадки, пословицы, поговорки о лесе. Приготовили наглядный материал, необходимый для проекта.
Для определения представлений детей о лесе, провели обследование уровня экологических знаний детей. Организовали экскурсию в лес, чтобы узнать отношение детей к лесу на начало проекта.
Заинтересовали проблемой:
- для чего нужен лес?
- какие деревья растут в лесу?
- какие животные живут в лесу?
- почему лес называют «фабрикой кислорода»?
- что будет, если лес вдруг исчезнет. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни?
Обратили внимание на то, какие изменения происходят в лесу осенью, обсудили причины этих изменений. Детям понравилась релаксация с хвойными деревьями, заряжаться от сосен энергией и хорошим настроением. Они узнали, что к сосне нужно обращаться с открытой душой. Дети с желанием откликнулись на идею создания «Мастерской природы». Собрали для этого природный материал: шишки, мох, жёлуди, веточки и т.д. И вот наша «Мастерская природы» открыта! Изготовление поделок из природного материала вызвала у детей живой интерес. Для знакомства детей с правилами создания ландшафтных композиций, имитирующих природу. Изготовили макет летнего леса.
С начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Каждый выход на улицу старались сделать интересным и увлекательным. Для того чтобы полученные знания и выводы сохранились в памяти и систематизировались, вели календарь наблюдений. На участке детского сада работала своя «Служба спасения природы», спасали деревья от вымерзания, накидывали снег на корни. Кормили птиц в «Птичьей столовой», спасали их от голода. Создали осенью коллекцию семян однолетних растений.
Основные знания о природе нашего региона дети получали в образовательной деятельности, где раскрывались экологические связи, разнообразные и достаточно сложные. Познавательные задачи усложнялись, теоретический уровень материала повышался – это способствовало развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Закрепляли знания детей о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Формировали представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей леса, учили составлять экологические цепочки. Показали многоярусность смешанного леса, разнообразное значения леса в жизни человека. Наш частый гость – Лесовичок. Он нас всему учит, раскрывает тайны и загадки леса. Для него мы создали в группе уголок.
Перед Новым годом провели природоохранную акцию «Ёлочка, живи!» - против бессмысленной вырубки елей, когда тысячи лесных красавиц гибнут ради одного дня. Решили вырастить свою ёлочку, проэкспериментировали посадили семечко ели, к всеобщей радости и удивлению ёлочка проросла.
На экскурсии в зимний лес обратили внимание на приспособленность животных и растений к зимнему периоду, сравнивали ель и сосну. Изготовили макет зимнего леса, где дети проявили своё творчество, почувствовали значимость от участия в коллективном деле.
На заключительном этапе была организована экскурсия в краеведческий музей, для обобщения знаний детей о лесных сообществах нашего региона. Провели викторину о лесе. Итоговое обследование детей показало повышение уровня экологических знаний. Дети без затруднений называют не только животных и растения леса, но и научились устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свои ответы, гуманнее относится к окружающей природе. Опираясь на полученные знания, в дальнейшем планируем составление «Красной книги» нашего региона. В ней мы хотим собрать материал о природе нашего края, о животных и растениях, которым нужна наша защита и помощь.
Таким образом, работа над проектом дала возможность каждому ребёнку проявить себя как творческую личность, почувствовать важность и значимость в коллективе, объединила всех участников проекта. Мне, как воспитателю, хочется вам пожелать, чтобы вы в своей работе использовали проектную деятельность, так как она позволяет повысить уровень самообразования, найти пути и решения в работе с детьми и родителями.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ "ЛЕС"
месяц, неделя | название мероприятия | Цель и форма проведения мероприятия. | |
1-й этап - подготовительный | |||
Выбор темы, составление плана работы по реализации проекта "Лес" | |||
Сентябрь1-я неделя | Консультация для родителей по проекту "Лес" | Познакомить родителей с целями и задачами проекта. Привлечение родителей к совместной деятельности. | |
Сентябрь 2-я неделя | Обследование уровня экологических знаний | Определение уровня знаний о лесе. | |
Сентябрь 3-я неделя | Экскурсия в лес. Сбор природного материала для художественного творчества "Мастерская природы". | Определить представление детей о на начало проекта. Обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих изменений. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды. Побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, высказывание своих идей по созданию "Мастерской природы", учить видеть в обыденном и часто встречающемся, неповторимое. | |
Сентябрь 4-я неделя | Изготовление макета летнего леса. | Познакомить родителей с правилами создания ландшафтных композиций, имитирующих природу. | |
2-й этап исследовательно - экспериментальный | |||
Октябрь 1-я неделя | "Мастерская природы" | Побуждать детей использовать в своих работах природный материал для более точной передачи образа, настроения. Развивать творческие способности детей. В "Мастерской природы" дети делятся на подгруппы для занятий различными видами деятельности; изготовление поделок, коллективных работ. | |
Октябрь 2-я неделя | ООД "Птицы родного края" | Рассказать детям о птицах, как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Развивать логическое мышление-формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. Рассказ о перелетных птицах, стихи и загадки, разгадывание кроссворда, п/и "Перелетные птицы". | |
Октябрь 3-я неделя | ООД "Что мы сажаем, сажая леса" | Продолжать формировать у детей представление о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; закрепить знания детей о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярусность смешанного леса; воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение; развивать эстетическую чуткость и восприятие красоты окружающего мира. Беседа "Что вы знаете о лесе", сюрпризный момент Лесовичок, стихи и загадки о лесе, экскурсия на выставку даров леса. Рисование картин о лесе. | |
Октябрь 4-я неделя | ООД "Кто главный в лесу? Живые цепочки". | Уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Рассказ о живых цепочках, о пищевой зависимости. Игра "Живая цепочка". Чтение письма из леса. | |
Ноябрь 1-я неделя | ООД "Жизнь зверей осенью" | Развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представление детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Рассказы детей о лесных животных. Игра "Хорошо, плохо". | |
Ноябрь 2-я неделя | ООД "Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу". | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Рассказ об этажности леса. Опыт "Как маскируются животные". | |
Ноябрь 3-я неделя | ООД "Жизнь птиц зимой" | Обобщить знания детей о зимующих птицах, выявить экологические знания детей. Уточнить представления об условиях их жизни зимой, о роли человека в жизни зимующих птиц. Беседа, экологическая игра "Отгадай, какая птица", "Птичья столовая". | |
Ноябрь 4-я неделя | ООД "Сбережём удивительный мир растений и животных леса" | Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора, развитие устной речи, внимания, мышления. Беседа "Путешествие в лес", стихи, загадки, правила поведения в лесу. | |
Декабрь 1-я неделя | ООД "Лесная красавица" | Расширить знания детей о хвойных деревьях, в частности - о ели; знакомство с обитателями хвойного леса; показать значение хвойных деревьев для человека и лесного сообщества; знакомить с изделиями, получаемыми из древесины. | |
Декабрь 2-я неделя | Экскурсия в зимний лес | Развитие наблюдательности у детей, любви и интереса к родной природе, развитие речи, первичных умений анализировать и сравнивать. Экскурсия в лес, сравнение ели и сосны. | |
Декабрь 3-я неделя | Акция "Ёлочка живи" | Формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, Объяснить бессмысленность вырубки елей перед Новым годом, когда тысячи лесных красавиц гибнут ради одного дня. Взаимодействие с родителями: оформление вместе со своими детьми экологических знаков против вырубки елей. | |
Декабрь 4-я неделя | Изготовление макета зимнего леса | Пробуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле. Презентация детьми макета леса для родителей и детей группы среднего возраста. | |
3-й этап - заключительный | |||
Январь 2-я неделя | Экскурсия в краеведческий музей | Обобщить знания детей о зиме, уточнить представление об образе жизни обитателей леса в зимнее время года. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. Экскурсия в краеведческий музей, тематическое занятие "Зима", рассматривание экспонатов животных и птиц родного края. | |
Январь 3-я неделя | Викторина о лесе | Расширить знания детей о лесе и его обитателях; воспитывать экологическую культуру детей; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный и содержательный ответ на них. Вопросы, загадки, загадки - задачи, словесные игры "Доскажи словечко", "Назови одним словом", "Угадай, чей голосок", решение кроссвордов. | |
Январь 4-я неделя | Обследование уровня экологических знаний | Определение уровня знаний о лесе. |
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры».
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет».
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...
Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....
Педагогический информационно-творческий, исследовательский проект "Ах, картошка"
Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.Сроки проведения:5 месяцев (май-сентябрь)Участники проекта: дети, логопед, воспитатели, специалисты, родители подготовительной группы №11 «Рома...
Информационно-творческий групповой проект "Четвероногие друзья"
Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...
Информационно-творческий групповой проект «Мой четвероногий друг» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Информационно-творческий межгрупповой проект ...
Информационно-творческий групповой проект «Безопасность на дороге.» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Проект: « Безопасность на дороге.» Актуальность темы проекта:Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения...