"Моя Родина- Кубань"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из наиболее сложных задач нравственного воспитания. Реализация данной задачи включает в себя воспитание любви к близким людям, родному дому, родному городу и краю, родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу, краю. Для педагогов нашего ДОУ стало очевидным создание педагогической технологии, учитывающей региональный компонент. Знакомство дошкольников с особенностями и своеобразием природного, социального, культурного - этнического и национального уклада Кубани - эти идеи стали истоками создания проекта «Моя Родина-Кубань».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuban_-_ty_nasha_rodina.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: долгосрочный (год), внутригрупповой, исследовательский.
Осуществляется внутри подготовительной группы ДОУ совместно с семьями
воспитанников.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта:
1. Формировать у детей любовь к Родине, к родному краю и его
историческому прошлому.
2. Воспитывать чувство ответственности за судьбу края, желание трудиться
на его благо, беречь и умножать его богатства.
3. Приобщать детей к культуре и традициям нашего народа.
Основные задачи в подготовительной группе:
1. Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Кубани
2. Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие края.
3. Углубление знаний детей о профессиях.
4. Знакомство детей с культурным наследием Кубани.
5. Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в крае, сопричастности к этому;
6. Развитие бережного и созидательного отношения к краю (достопримечательности, культура, природа).
7. Формировать у родителей воспитанников желание прививать детям гражданственность, воспитывать любовь к родному краю.
Методические приёмы
1. Познавательные беседы - проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
2. Словесные, настольно - печатные игры - организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
3. Подвижные игры - проводятся для смены деятельности на занятиях, могут проводиться в конце занятия.
4. Рисование, аппликация - проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, закрепления знаний полученных на познавательных занятиях.
5. Целевые прогулки, экскурсии - проводятся с целью ознакомления и обобщения знаний о родном крае.
6. Вопросы проблемного и исследовательского характера - используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
7. Викторины - проводятся с целью закрепления пройденного материала.
8. Метод моделирования - используется для развития у детей умения работать по схемам.
9. Детское экспериментирование - проводится с целью самостоятельного поиска детьми ответов на поставленные вопросы.
10. Сюжетно-ролевые игры - проводятся с целью закрепления у детей полученных знаний, применения их в жизни, социализации детей.
11. Инсценировки сказок - проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
12. Проведение праздников - проводятся с целью ознакомления с культурными традициями родного города.
13. Диагностические задания проводятся с целью выявления у детей сформированных знаний.
14. Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинаров, организация туристического похода, экскурсий.
“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца ”.
К. Паустовский
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В детские годы формируются основные качества личности ребенка. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными общечеловеческими ценностями, зародить интерес к истории своего края, страны.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из наиболее сложных задач нравственного воспитания. Реализация данной задачи включает в себя воспитание любви к близким людям, родному дому, родному городу и краю, родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу, краю. Для педагогов нашего ДОУ стало очевидным создание педагогической технологии, учитывающей региональный компонент. Знакомство дошкольников с особенностями и своеобразием природного, социального, культурного - этнического и национального уклада Кубани - эти идеи стали истоками создания проекта «Моя Родина-Кубань».
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань - родная земля», «Кубань- жемчужина России», «Кубань - наша Родина», «Кубань- мать родная», «Кубань- житница России».
Ой, Кубань, ты мать родная!
Край станиц и хуторов.
Степь от края и до края
Тонет в золоте хлебов.
Это счастье - жить на свете
И тобой весь век дышать.
И встречать твои рассветы,
И закаты провожать...
Так отобразил поэт свой восторг, свою сопричастность любимому краю, свою любовь к родной кубанской земле. Пожалуй, ни в одном другом уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого творческого своеобразия, такого уникального творческого сплава, как у нас на Кубани. В кубанской народной культуре соединились разом богатырская русская удаль и раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность, веселая разухабистость, вечное стремление к прекрасному, и тут же чисто украинская располагающая задушевность и мягкость, доброта, щедрая и талантливая мастеровитость.
В задушевной кубанской казачьей песне, в ажурной легкости кубанской ковани, в красочном рисунке старинной прялки, в народной инкрустированной соломкой шкатулке, в наивной и радостной по цвету, росписи бытовой утвари, в черно-красном узоре вышитого рушника запечатлены представления о подлинной красоте и традициях кубанского народа.
Детство - пора эмоционального восприятия окружающего мира и только в этом возрасте душевный отклик на события, их отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве самый непосредственный искренний и чистосердечный. Глубина детских переживаний - благодатная среда для зарождения и формирования любви к Отчизне, к малой Родине, народным ценностям. В.А.Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота Отечества. Уже в дошкольном детстве у ребенка зарождается самосознание, а значит, и осознанное отношение к окружающей его действительности: природе, быту, общественным явлениям, укладу семьи, проявляется первый интерес к родовым и историческим корням, зарождается чувство любования и гордости по отношению к народным традициям, народным ценностям и искусству.
Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине, приобщение его к народным традициям, начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В моей работе с детьми возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития дошкольников через приобщение их к ценностям народной кубанской культуры. Именно поэтому я начала работать над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням.
Для реализации поставленной мной задачи - приобщения дошкольников к ценностям народной кубанской культуры - я использовала содержательное общение, эмоционально-личностное взаимодействие с детьми вокруг ярких, специально подобранных дидактических пособий в форме диалога, прочтения нравственных смыслов художественных произведений литературы, изобразительного и музыкального искусства.
Сообразно выводам Л.С. Выгодского следует, что в основе развития и формирования личности лежит процесс интериоризации, т.е. механизм заимствования, присвоения образцов поведения и способов организации межличностных отношений и взаимодействий, которые демонстрируют значимые для ребенка люди и интересные персонажи (совокупность психологических механизмов подражания, эмоционального заражения, идентификации).
Учитывая это, широко использовала народное творчество. В народных играх, песнях, танцах содержится богатый материал для нравственного воспитания ребенка. В простой, иногда в шуточной форме музыкальный репертуар прививает детям чувство товарищества и дружелюбия, учит осуждать такие качества, как лень, зависть, тщеславие.
Использование в работе с детьми народного фольклора помогло приобщить их к истории, культуре и традициям Кубанского народа; обогатило личный опыт дошкольников в традиции народных праздников и событий семьи; дало положительный результат в воспитании личностной культуры гражданина - жителя Кубани.
Работа с родителями начинается с начала с просьбы найти какие-либо предметы народных мастеров, затем оказать помощь в изготовлении атрибутов к праздникам и развлечениям, приглашала родителей на них сначала в качестве зрителей, а потом и как участников. Так постепенно родители тоже стали проявлять интерес к кубанской культуре, обычаям и традициям своих предков. У родителей тоже возникла необходимость более углубленного изучения своих «корней». Для обогащения и расширения представлений о народной культуре, учитывая пожелания родителей, мною были подготовлены консультации на заинтересовавшие их темы: «Крещение ребенка», «Праздник Рождества Христова», «Здравствуй, честная госпожа, Масленица».
Темы для проведения бесед.
-«Мой дом»
-«Труд моих родителей»
-«Моя родословная»
-«Что означают мое имя и фамилия»
-«Где рубашка растет?»
-«Кубанские традиции»
- «Моя Кубань - здесь я живу»
-«Кубанская горница»
-«Главный город Кубани»
-«Кубанские ремесла»
-«Как хлеб на стол пришел?»
-«Кубанские игры и песни»
Дети с интересом слушают рассказы о родном крае, нашем городе, о том, что означают их имена и фамилии. Каждому интересно было узнать что- то новое, особенно о своих далеких предках, их жизни и ремеслах. Такие беседы способствовали тому, что дети стали более вежливы в общении между собой, внимательны и добры по отношению к своим близким. У них появилось чувство привязанности и любви к родному городу, восхищение его красотой. Дети приобщались к миру взрослых, у них воспитывались патриотические чувства.
Проведение дидактических игр «Подбери имя», «Назови ласково», «Угадай, кто я?» помогло закрепить знания детей о семье, родственных взаимоотношениях, именах.
Рассказ о крещении детей и этом старинном семейном обряде вызвал у детей неподдельный интерес и приятные воспоминания о своих крестных родителях, о том, как их крестили, как они ходили в гости к своим вторым родителям на праздник Рождества. После бесед и праздников, в которых дети принимали активное участие, они стали включать в сюжетные игры отдельные элементы обрядов. Но чтобы интерес к семейным обрядам не угасал быстро, я использовала народное поэтическое слово - образец духовного служения людям. Народное поэтическое слово как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Народное слово передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Ведь не зря звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, поговорки, басенки... А в деревнях и станицах продолжают жить старинные обряды, традиционные праздники, гуляния, содержащие в себе стихи, песни, танцы, игровые приемы, а главное - народную мудрость.
Песенки поговорки, стихи, потешки - прекрасный речевой материал, который я использовала в работе. На его основе у ребенка отрабатываются понимание текста, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием. Знакомство детей с фольклором является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии и творчества на умственное, познавательное развитие ребенка.
Н.И.Костомаров в книге «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа» писал следующее: «Взрослый, используя народную педагогику и мудрость, приносит посредством умелой интерпретации слова, жеста, действия и смыслового содержания — открывает ребенку в доступной форме «внутреннее» скрытое богатство. «Внутреннее богатство» - это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание ... ожидание добра, добра и только добра.
Рассказывая детям о родном крае, городе, об их собственном доме, даются представление о том, что это наша малая Родина. Но дом - это не просто строение, это- жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. В родном доме проходит вся бытовая жизнь человека от начала и до конца. Наш родной город совсем маленький, но и в нем есть разные дома: есть «городские» и есть «сельские». Да и сами дети живут в разных домах, в разных условиях, поэтому каждый с интересом слушал товарищей и с особой теплотой и с желанием рассказывал о своем собственном доме. Таким образом, мы вместе с детьми выявили сходства и различия между городом и селом. С огромным интересом дети рассматривали фотографии и эскизы сельских домов украшенных ажурной резьбой по дереву. Резьбой украшали все детали дома - причелины, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом. Попутно рассказала детям, что из дерева кубанские мастера - резчики выполняли изделия для жилища: мебель, украшения, посуду, шкатулки и вазочки и т.д.
Особое внимание детей обращается на то, что мы живем на Кубани, а здесь издавна проживает талантливый народ - кубанские казаки. У казаков были свои обычаи и обряды. Так, например, у них мужчины носили серьги: в левом ухе серьга - старший сын, в правом ухе серьга - младший сын, наследник в обоих ушах серьги - единственный сын. Поначалу это вызывало у детей улыбку - мальчики с серьгами, но потом дети поняли, что означали серьги в ушах у кубанских казаков и для чего они их носили. Большое значение в работе по воспитанию у детей гражданской культуры и нравственных побуждений имело знакомство с принципами казачества.
Почитай каждого старика отцом своим, престарелую казачку - матерью.
Пожилые должны относиться к тем, кто молод, как к своим детям, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.
Каждый казак обязан оберегать женщин и их честь.
Знакомя детей с Кубанскими праздниками, объяснятся, что обряды носили магическое значение. Семейные обряды были связаны с особыми событиями в жизни человека - рождением, достижением определенного возраста, вступлением в брак, посвящением в казаки, совершеннолетием, строительством собственного дома, а так же и печального события - смертью близких людей.
Календарные праздники справлялись в строго установленные дни года. Обрядовые песни и сами обряды постепенно утратили свое магическое значение, а стали забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Старинные обряды и обрядовая поэзия остается одним из ценнейших памятников культуры нашего народа.
Наиболее значительные и почитаемые кубанские обрядовые празднества - Новогодние, рождественские праздники, Масленица, праздник Воскресения Христова, - Пасха, день Святой Троицы, день Ивана Купала, Спас, Воздвижение, Покров, Осенняя Казанская, Кузьминки - день рукоремесленников - постепенно стали возрождаться.
Подготовка к обрядовым праздникам и их проведение доставляют детям большую радость, песни на кубанском говоре схватываются на лету и поются с удовольствием. Ребята становятся более разговорчивыми, эмоциональными, раскрепощенными; они с интересом и удовольствием готовятся к развлечениям, принимая участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов, подарков. У детей стали проявляться артистические таланты. И главное - почти каждый ребенок смог заменить другого, сыграть его роль и при этом не испытать страха и неудобства. Никто не остался в стороне.
Изделия талантливых мастеров, народные песни, игры, поговорки, пословицы и загадки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: они прекрасны, образны.
Народное творчество, народные традиции - источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа народная добра и красива!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме "Моя родина-Кубань"
План составлен на основе произведений кубанских писателей....
"Наша малая родина -Кубань"
На современном этапе развития нашего общества остро встал вопрос о нравственно- патриотическом воспитани...
Образовательный проект «Малая Родина - Кубань» старший дошкольный возраст
Направление деятельности проекта: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.Вид, тип проекта: комплексный, длительный, тво...
Моя малая Родина- Кубань
Познавательное занятие по кубановединию в старшей группе детского сада, знакомство с бытом казаков...
« Слава героям Родина- Кубань»
(Игра-викторина ко Дню Победы в подготовительной группе) Программное содержание: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашей станицы; воспитывать любовь...
Непосредственно-образовательная деятельность на тему «Моя Родина- Кубань»
Непосредственно-образовательная деятельностьна тему «Моя Родина- Кубань»старшая группа Цель: 1. Закрепить знания о Родине, о Краснодарском крае. Воспитание патриотических чувств, любви...
конспект открытого занятия "Наша Родина - Кубань" для детей подготовительной группы
Цель: духовно-навственное воспитание детей. формирование понятия "малая Родина"....