Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок»
Опытно-экспериментальная деятельность
«Воздух невидимка»
Старшая группа
Воспитатель: Зарубина И.А.
2020 год
Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Так как мы будем работать в научной лаборатории, значит мы все станем научными сотрудниками. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? Давайте познакомимся: меня зовут Ирина Александровна, (представление детей)
Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Я принесла с собой шарики. А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема нашего исследования
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи.
Я приглашаю вас в лабораторию, займите свои места.
- Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю изучить свойства воздуха
Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, руки, нос, ухо)
- Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Можно ли увидеть воздух?
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
-Воздух занял все место в пакете. А видно воздух? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
-Ответы.
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы увидеть, что он существует, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Вывод: Воздух не имеет цвета. Он прозрачный(карточка)
В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух.
Эксперимент №2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. (карточка)
Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Рука. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?
Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»
Встанем в круг
Берем лист бумаги
Физминутка
Что мы чувствуем?
Правильно, мы чувствуем ветерок.
Махали листом энергично, был сильный ветерок, а когда стали махать тихо, ветерок стал слабым.
А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»
Эксперимент №4 «Слышим воздух»
Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? Что произошло?
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .
-Колебание
- -Да
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух.
Если подуть в дудочки, крышки от фломастера, из-под баночек, что вы слышите?
Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос».
Эксперимент №5 «Есть ли запах»
Скажите, а у воздуха есть запах?
- Нет
- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
-Пахнет апельсином.
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
-Это корка
А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем. . Это свойство воздуха тоже доказано.
Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Посмотрите на нашу модель
Давайте вспомним по карточкам-обозначениям свойства воздуха.
1. Воздух не имеет цвета. Он прозрачный
2. Воздух можно увидеть
3. Воздух можно почувствовать
4. Воздух можно услышать
5. Воздух не имеет запаха.
Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому: Без воздуха не может прожить ни человек, ни животные, ни растения. Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не проживет даже 5 минут, а чтобы быть здоровым. человеку нужен чистый воздух.
Уважаемые исследователи. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники.
Я хочу подарить вам эти воздушные шарики. Вы очень хорошо работали, много узнали нового, надеюсь, много запомнили. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух".
Совместно-непосредственная деятельность с детьми. Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух"....
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе
Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа
Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа
Экспериментальная деятельность...
НОД по опытно-экспериментальному на тему: "Воздух - невидимка"
Дети в лабаратории знакомятся со свойствами воздуха: Воздух не имеет света, он невидимый, не имеет вкуса, не имеет запаха, воздух легче воды. Воздух - это неживая природа без которой не может жить жив...
Опытно-экспериментальная деятельность на тему: «Невидимка – воздух»
Цель:Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:Обучающие:- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;- познак...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»
Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...