Материал для использования по развитию речи"Всё о бурых медведях"
учебно-методический материал по окружающему миру
Загадки, пословицы, поговорки, стихи, физкультминутки, рассказ - о бурых медведях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vy_stesnyatsya_broste.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Всё о бурых медведях.
Вы стесняться бросьте,
Приходите в гости!
Путь совсем не длинный-
Лесом прямиком.
Угощу малиной,
Угощу медком.
А зимой ко мне, ребята.
Не советую ходить.
А зимой меня, ребята,
Не советую будить!
А. Шлыгин
***
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою –
В медведицу бурую.
А. Барто
Почему медведь зимой спит.
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик,
Зашумел темный лес
И медведь с испуга в миг
На сосну большую взлез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть! »
С той поры медведь решил,
Что зимою нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной.
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста!
А. Коваленков
Медвежата — Чарушин Е.И.
Однажды охотники принесли из леса двух медвежат. Прасковья Ивановна оставила их у себя, кормила их из соски. Медвежата стали подрастать и сильно баловаться в доме. Хозяйка выпустила их жить во двор, они и там много бед наделали. Пришлось хозяйке просить приезжего человека забрать их в зоопарк.
Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.
В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявом валежнике, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.
Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.
Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпочками заткнула.
Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.
Благополучно растут медвежата, ничего себе.
Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медведишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.
Медведишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле его от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.
Дня три после того не сходил с тулупа медведишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.
К весне подросли, окрепли медвежата.
А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.
Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.
Стала она их гнать из избы: играйте, мол, на улице. Озоруйте там сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше.
Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.
Хозяйка спрашивает:
— Вы что там, озорники, опять наделали?
А они молчат, конечно, — сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.
Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.
Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:
— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.
Или ещё:
— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.
Взмолится хозяйка:
— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.
А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.
Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата..Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть. Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:
— Где твои медвежата?
— Да на воле, — говорит, — балуются.
Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.
И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.
Бац! С крыши свалился.
Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.
Я скорей в избу: спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!
Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.
А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.
Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.
А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить.
— Сделай, — говорит, — милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.
Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.
Лес им чужой, страшный.
Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.
Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят. Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь.
Медведь – очень крупное лесное животное с мохнатой и теплой шубой бурого цвета. У него большая голова на короткой шее, которую практически не заметно под густой шерстью, глазки маленькие, как бусинки. Видит мишка очень плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. А почему медведя иногда называют косолапым?
Все очень просто: при ходьбе медведь ставит лапы пальцами внутрь, а пятками наружу, поэтому его и прозвали косолапым.
Хоть кажется медведь громадным и неповоротливым, ходит он тихо, так что ни одна веточка у него под ногами не хрустнет.
«… Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем – лошадь догоним. На деревья лазим, в воду ныряем. Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем. Мы мед и траву едим.
Летом мишке раздолье: он собирает разные ягоды – чернику, малину, бруснику. Любят грибы, орехи, желуди. Медведь еще и рыболов. Очень терпеливо и долго может сидеть у лесной речушки и ждать, когда к берегу приплывет большая рыба, тогда он метко бьет по ней лапой и достает из воды.
Зимой медведь ложится в свою берлогу, снег прикрывает его жилище сверху, и там становится тепло. Мишка спит и сосет свою лапу. Будить его зимой нельзя, потому что разбуженный медведь очень опасен, такого медведя зовут медведь-шатун.
Поздней зимой в берлоге у медведя появляются медвежата – точная копия своей мамы, только маленькие. Медвежата сосут молоко и греются около мохнатой мамы.
Весной мишка просыпается очень голодный и сразу отправляется на поиски пищи для себя и своих медвежат.
Загадки про медведя.
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Кто в глухом лесу живет,
Любит есть малину, мед,?
Этот зверь похож на глыбу,
Ловко лапой ловит рыбу.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу левую сосал,
а проснулся, стал реветь...
Этот зверь - лесной...
Физкультурная разминка.
«Ты медведя не буди! »
И. п. – стоя у стола.
Как на горке снег, снег, Руки поднять вверх – потянуться.
И под горкой снег, снег. Присесть руки вперед.
И на елке снег, снег. Руки развести в стороны книзу.
И под елкой снег, снег. Присесть, руки в стороны книзу.
А под елкой спит медведь. Палец к губам.
Тише, тише! Не буди, Встать и тихонечко сесть на место.
Сядь на место, не шуми!
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево.
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна: Потягивания – руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Что б скорей набраться сил, Вращение головой.
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад.
Вот он по лесу идет. Шагают
Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой ,левой.
И трухлявые пеньки ступни. Приседают.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся . Садятся на свои места.
И на бревнышке уселся.
Пословицы и поговорки о медведе.
- Неповоротливый как медведь.
- Медведи — плохие соседи.
- Шкуру неубитого медведя не делят.
- Медведь неуклюж, да дюж.
- У медведя девять песен, и все про мёд.
- Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе.
- Из дому гонит мачеха, а из лесу медведь.
- Пошёл телёнок медведя пугать
- Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает.
- У медведя 10 песен и все про мёд.
- Медведя пасечником сделать.
- Медведя бояться, так ягод не видать.
- Счастье, что не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы.
- Медведь силен, да на цепи водят.
- Медведь в лесу – что боярин в городу.
«Как медведь к зиме готовился…»
По лесочку Мишка шел,
(расставляем пальчики и немного их сгибаем)
Мишка ягодки нашел.
(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)
Стал он ягоды считать,
(загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо Мишке все собрать.
(кулачки сжимаем и разжимаем)
Дальше Мишка наш пошел,
(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)
Вдруг, грибочки он нашел!
(делаем из ладошек гриб: шляпку и ножку)
Стал грибочки собирать,
(загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять!
(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)
Ну, а как придет Зима…
(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)
Мишка ляжет спать, Друзья!(ладошка к ладошке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия с использованием технологии развития памяти (мнемотехника) Тема «Почему медведь зимой спит?»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие»Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная...
Комплексное занятие по развитию речи изобразительная деятельность "Три медведя"
Программное содержаниеЗакрепить технику рисование предмета круглой формы; закрашивание этой фигуры, не заходить за линии; пользование кистью;Закреплять и уточнять знания цветов (красный, синий, ...
Конспект занятия по развитию речи "Перессказ сказки "Три медведя""
Конспект по развитию диалогической речи детей средней группы детского сада. С опорой на серию сюжетных картинок, с элементами драматизации....
Использование аудиозаписи песенного материала на занятиях по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
Использование аудиозаписи песенного материала на занятиях по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями (статья опубликована в научно-методическом журнале "Детский сад от А до Я" №6...
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведей»
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие«Сравнение белого и бурого медведей»...
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Три медведя»
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Три медведя» Подготовила: Сафина А.В. Цели:Учить детей внимательно слушать сказку, эмоционально воспринимая содержание.Уметь от...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Медведи встречают весну»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Медведи встречают весну»...