Конспект занятия по экологическому воспитанию "Весеннее путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Веселова Анастасия Дмитриевна

Цель: уточнение и расширение представления детей о перелётных птицах,  их образе жизни в весенний период.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28                                                                                                             городского округа Кинешма    (МБДОУ д/с № 28)

Адрес: 155808, г. Кинешма Ивановской области, ул. Южскаяд.2,

тел 8(49331) 5-66-23, е-mail: kindetsad28@yandeх.ru

Конспект занятия (НОД) на тему: «Весеннее путешествие»

в средней группе.

ФИО педагога (полностью): Веселова Анастасия Дмитриевна

Цель: уточнение и расширение представления детей о перелётных птицах,  их образе жизни в весенний период.                                                                       Задачи:  

Образовательная область «Познавательное развитие»

-  закреплять знания об особенностях внешнего вида грача, скворца, ласточки

- развивать умение соотносить цвет и размер геометрических фигур составляя изображение птиц

-  воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Образовательная область «Речевое развитие»

- упражнять в подборе прилагательных к существительному женского рода ( весна - тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая)

- развивать речевое умение: образовывать названия птенцов, при помощи суффиксов – онок, - ёнок.                                                                                                                                                                                                                                                                      -  упражнять в описании птиц, называя её характерные признаки.

-  развивать диалогическую речь детей при ответах на вопросы.

Развивающая предметно-пространственная среда: групповое помещение, имитация весеннего леса в уголке природы, использование ИКТ.

Цель применения ИКТ в НОД: мотивация воспитанников, формирование интереса к способу решения образовательной задачи, обоснование актуальности изучаемого материала.

Методы и приемы: игровой приём (путешествие в весенний лес Солнечным лучиком) использование ИКТ (аудиозапись, мультимедийная презентация), создание проблемной ситуации (помощь скворцам), рассказ воспитателя, вопросы, словесные указания, инструкция по выполнению задания,  дидактические игры и упражнения, физкультминутка, использование наглядности ( картинки птиц на дереве, презентация, набор геометрических фигур, счётные палочки).  

Планируемые результаты:

- закрепление знания детей о перелётных птицах, их внешнем виде, особенностях жизни в весенних период, способах создания домишек ( гнёзд).

- активизация речи детей через игровые упражнения и дидактические игры.

- воспитание  заботы и бережного отношения к птицам, как части природы и помощи им.

Предпосылки УУД: создание ситуаций, позволяющих воспитанникам на основе опорных картин (презентация)  обобщать материал в словесной форме, позволяющих  проявить самостоятельность в решении учебных задач, наличие заданий творческого характера.

Материалы, оборудование: проектор, ноутбук, экран, герой – солнечный лучик, картинки с изображением птиц, фонарик, наборы геометрических фигур (демонстрационный материал), счётные палочки Кюизенера для работы в парах, презентация: «Весеннее путешествие», звуковая запись пения птиц, слов Солнечного лучика.

Учебно-методический комплект: наборы геометрических фигур (демонстрационный материал), счётные палочки Кюизенера. презентация: «Весеннее путешествие».

 Содержание:

№п/п

Этапы  занятия

Содержание этапа,

деятельность воспитателя

Деятельность обучающихся (воспитанников)

Экологический компонент

1.

Организационный /мотивационный

Воспитатель обращает внимание:  Посмотрите ребята? Маленький солнечный лучик веселится у нас в группе.                           Воспитатель подходит к окошку  и берёт его.

- Откуда ты взялся.

Солнечный лучик: Каждый день солнышко посылает лучи на землю, чтобы росла трава, деревья, распускались цветы, пели птицы. Чтобы вы выходили гулять, и всем было весело. Я и вас приглашаю на прогулку в весенний лес.

Организована игровая деятельность детей после завтрака. По группе начинает играть солнечный лучик. Дети обращают на это внимание.

2.

Основной

Воспитатель: Ребята, вы не против. Я думаю, вы знаете, как себя вести в лесу и не подведёте меня. Давайте вспомним, а лучик нам поможет.

Сейчас мы будем лучик по кругу передавать и правила поведения в лесу закреплять, К кому лучик попадёт, тот ответ скорей даёт.

Воспитатель:  Солнечный лучик  ребята готовы, покажи нам дорогу?

Луч отвечает (аудиозапись):

 Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,  (шагают)

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Всем от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей (бег)                                                                                        Вы за ручейком бегите,                                                                                             Лужи все перешагните.

Воспитатель: Хожу, ребята, по лесу и ни чего не понимаю, что стало с птицами, почему их так много. Может, праздник какой? Или что-то случилось? Как вы думаете? (Предположения детей).

- Откуда же прилетело столько птиц?

- Почему птицы прилетели к нам?

- Правильно, весна сменила зиму. Ребята, а какая она весна?

Воспитатель обращает внимание на одно из деревьев в лесу:

- Посмотрите сколько сразу птиц на одном дереве сидит. Каких птиц вы узнали? (грач, скворец, ласточка).

- Как одним словом можно назвать этих птиц? (перелётные) А какие птицы к нам первыми прилетают?

- Грач – это большая, черная, важная птица. Клюв большой, а у основания его белая полоса - там нет перьев. Люди радуются прилету грачей. Издавна в народе говорили: «Увидел грача – весну встречай».                                                      - Ребята,  а как вы догадались, что это ласточка?                                               - По каким признакам догадались, что это скворец?

Давайте попробуем их портреты создать, а помогут нам геометрические фигуры. Посмотри Даша, что не хватает у птицы жёлтого цвета? Из какой геометрической фигуры ты сделала хвост ? А клюв? А чем отличаются  треугольники (размером) Подойди Стасик  к доске и собери птицу красного цвета? А чего нет у зелёной птицы? У синей?  Какую геометрическую фигуру ты использовал вместо головы? А почему? Какие замечательные птицы у нас получились.

Воспитатель: Рассказ воспитателя о поведении птиц весной. Ребята, а вы знаете как много хлопот у птиц весной? Они прилетают с юга России и сразу принимаются за дело. - Как вы думаете,  что они делают?  (добывают пищу, строят гнезда). Правильно, птицы сначала строят гнёзда, а некоторые ремонтируют старые.                                                   Посмотрите на экран, как вы думаете чьи это гнёзда?   А из чего ребята птицы гнёзда строят? Вы правы, давайте посмотрим  на экран?  Посмотрите, птицы собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Вот гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (отложить яйца, вывести птенцов)                                                                                                                                 - Кто заботится о птенцах? (мама, папа). Ребята, а наш помощник  Солнечный  лучик предлагает поиграть. Я вам буду птицу называть, а вы её птенчика вспоминать.

Птенец галки – галчонок.

Птенец вороны – … вороненок.

Птенец скворца – … скворчонок.

Птенец кукушки – … кукушонок.

Птенец аиста – … аистенок.

Птенец совы – … совенок.

Птенец журавля – … журавленок.

Птенец грача – … грачонок.

Воспитатель: Ребята, а Солнечный лучик мне на ушко шепнул, что некоторым птицам нужна наша помощь. Не все сами себе гнёзда строят.                                                                      Вопросы детям: Вспомните, кому люди помогают?                                                               А как называются домики скворцов?                                                      А мы с вами может построить скворечники? А из чего?  

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.

- Я думаю, нам помогут счётные палочки Кюизенера. Мы же уже строили с вами дом. Что должно быть у скворечника, посмотрите на экран.

Еще у скворечника есть длинная дощечка.  Как думаете, для чего она нужна?  Но скворечник ребята, чтобы дереву не было больно, нужно привязать верёвкой.

Возьмите палочки. Мы будем с вами работать в парах. возьмите  2 синие палочки – это стены, 2 жёлтые - потолок и пол, из фиолетовых построим крышу. Что у нас ещё не хватает? Возьмём самую длинную  палочку? Какого она цвета? ( оранжевая) с помощью её скворечник будет крепится к дереву. Окошко сделаем из самых коротких палочек розовой и голубой сделаем окошко и жордочку.

Вот какие замечательные скворечники у нас получились. Молодцы! Вы все постарались. А скворцам, ребята, как вы помогли, какое доброе дело совершили. Обязательно отметив в нашем календаре Добрых дел. Ведь мы с вами эколята – дошколята.  

Ребята встают в круг, передавая по кругу солнечный лучик, называют, что нельзя делать в лесу.

Вместе с воспитателем отправляются на прогулку в весенний лес, выполняя движения в соответствии с текстом физкультминутки.

Ребята, попадают в весенний лес, слышат, как поют птицы              (аудиозапись).

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети  присаживаются на пенёчки ( стульчики)

Упражнение на формирование грамматического строя речи, на называние прилагательных «Назови, какая?

Дети описывают птиц по предложенному воспитателем образцу, отмечая характерные признаки внешнего вида скворца, ласточки.

Работа с магнитной доской, приглашаются желающие дети.  Игра «Геометрическая мозаика». Дети собирают птиц из геометрических фигур, добавляя недостающие детали.

 Игра с использованием мультемедийной презентаии «Чей домишко?

Дети встают в круг. Проводится

дидактическая игра «Назови птенца» .  Тем ребятам, кому солнечный лучик попадает, тот птенца называет.    

     

Дети выполняют задание по инструкции воспитателя:                                                                                          

Экологическая игра «Правила поведения в лесу»

3.

Подведение итогов. Рефлексия.

К сожалению, нам пришла пора прощаться с лесом. Солнечный лучик, спасибо за прогулку, но нам нужно возвращаться в детский сад. Покажи ты нам дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,  (шагают)

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

-  Вам понравилась наша прогулка.  Что вы нового сегодня узнали? Когда пойдём гулять обязательно, посмотрим, какие птицы на наш участок прилетели. А тебя Солнечный лучик, мы приглашаем с собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие в лето"

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в лето»     Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о п...

Конспект занятия на экологической тропинке «Путешествие в осень»

Цели: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практической применении через рису...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие по зимнему лесу" (старшая группа)

-  Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;- расширять представления о лесе и его обитателях;- продолжать знакомить с характерными особенностя...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьев"

Занятие напавлено на обобщение представлений детей о многообразии насекомых. Детям предложены упражнения с целью обучения называть насекомых, различать их. На занятии используются игровые моменты, худ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по этажам леса» в подготовительной к школе группе

Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать лю...

Конспект занятия на экологическую тематику "Путешествие в весенний лес"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание оказывать ей помощь....