Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с современной Нижегородской ярмаркой
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Водопьянова Марина Александровна

Данное занятие знакомит старших дошкольников с одной из главных достопримечательностей Нижнего Новгорода - Нижегородской ярмаркой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению детей подготовительной группы

с современной Нижегородской ярмаркой

Тема. «Нижегородская ярмарка в современном мире».

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями строения здания Нижегородской ярмарки, с основными направлениями ее работы, значении в жизни города.

2. Закреплять умение различать и правильно называть народные промыслы Нижегородского края.

3. Развивать мышление, память, воображение, активизировать словарь по теме.

4. Поддерживать интерес к объектам города, эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративного искусства.

Форма организации. Группа детей.

Интеграция образовательных областей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Предварительная работа.  Прогулки детей с родителями по городу – посещение Нижегородской ярмарки, рассказы об истории возникновения Нижегородской ярмарки, рассматривание книг в уголке патриотического воспитания, иллюстраций с изображением изделий нижегородских мастеров.

Словарная работа. Стрелка, Канавинский район, выставочный комплекс, Гербовый зал, павильон, выставка, совещание.

Оборудование. Мультимедийная презентация, набор картинок «Современный мир  и его явления», «События нашей истории», изделия народных промыслов Нижегородского края (хохломская, городецкая, семеновская, полхов – майдан росписи).

Ход занятия

Вступительная беседа

Воспитатель: «Ребята, сегодня на занятии мы с вами продолжим говорить о достопримечательностях Нижнего Новгорода. В нашем городе есть такие места,

которые можно посещать много раз. И каждый раз от посещения вы получите новые впечатления и знания».

Загадка:

Внимание, внимание!

Веселое гуляние!

Приходи скорей, народ!

Разевай по шире рот!

Добрым людям здесь почет!

За товаром всех зовет!

                                   (Ярмарка)

Просмотр мультимедийной презентации

Воспитатель: «Предлагаю вам сегодня отправиться на Нижегородскую ярмарку. Она находится на Стрелке. Какое место мы называем Стрелкой? (Ответы детей). Стрелка – это место слияния рек Волги и Оки.  Стрелка делит Нижний Новгород на верхнюю и заречную части.  Верхняя часть находится на гористом берегу Волги – на Дятловых горах. А заречная часть  располагается между правым берегом Волги и левым берегом Оки. Именно в заречной части в Канавинском районе находится Нижегородская ярмарка».

Дидактическое задание «Какой была Нижегородская в прошлом?»

Воспитатель: «На Нижегородскую ярмарку собирались люди из разных городов и стран. Они продавали разнообразный товар. Все товары распределялись в торговые ряды: чайный, мясной, шляпный, колокольный, лоскутный и другие. На ярмарке устраивались народные гуляния, представления».

Воспитатель: «Современная Нижегородская ярмарка – это выставочный комплекс. На ней не только продаются разные товары, но и организуются встречи, выставки, совещания, собрания, концерты. На встречах люди делятся своим опытом, на совещаниях обсуждаются важные вопросы и решаются разные проблемы, на выставках люди показывают друг другу свои творческие работы, изобретения.

Дидактическое упражнение «Придумай название выставке»

Воспитатель: «Если на выставке поделки из природного материала, то она будет называться… Если на выставке продукты питания, то она будет называться… Если на выставке елочные украшения, то она будет называться…» и т.п.

Воспитатель: «Нижегородская ярмарка занимает большое пространство. Она включает в себя большой Гербовый зал, шесть выставочных павильонов, конференц-залы. В Гербовом зале проходят знаменательные события и приемы, показывают презентации или представления. В павильонах организуются выставки и продажи товаров».

Воспитатель: «На первом этаже главного ярмарочного дома располагается мультимедийный парк «Россия – моя история». С помощью сенсорных столов и экранов, планшетов можно познакомиться с историей России с древнейших времен до наших дней».

Дидактическая игра «Отбери картинки в мультимедийный парк «Россия – моя история»  (из множества картинок дети отбирают картинки с изображением исторических событий).

Сравнение Нижегородской ярмарки прошлого времени и настоящего

Воспитатель: «Ребята, чем отличается  Нижегородская ярмарка нашего времени от прошлого времени?»

Физкультминутка

Вы на ярмарку пришли,

(ходьба на месте)

Мы товары привезли.

(руки в стороны)

Подходите, покупайте,

(манящие движения руками)

Веселитесь от души.

(прыжки на месте)

Встали дружно, встали вместе

И потопали на месте.

(ходьба на месте)

Мы друг к другу повернулись

(повороты в разные стороны)

И все разом улыбнулись.

Воспитатель: «А сейчас предлагаю вам занять один павильон Нижегородской ярмарки и сделать выставку – продажу изделий нижегородских мастеров. Нижегородский край издавна славится своими народными промыслами. Различные виды ремесел стали известны не только в России, но и в других странах мира. Давайте сегодня посмотрим, что нам приготовили нижегородские мастера».

Игра по командам «Найди народный промысел» (Дети делятся на команды и из множества картинок выбирают только изображения своего народного промысла).

Рассматривание изделий с хохломской росписью

Воспитатель: «Какие изделия собрала первая команда? (Ответы детей). Изделия с хохломской росписью впервые появились в селе Хохлома. Это были предметы посуды: ложки, ковши, миски, солонки, вазы, кружки, подносы, стаканчики. Сначала они были доступны для царского двора, потому что расписывались разными красками, золотом и серебром. Но народные мастера придумали такую посуду, которой могли пользоваться и простые крестьяне. Эта посуда легко выдерживает горячее, не боится стужи, хорошо моется, долго служит. По каким элементам мы узнаем хохломские изделия? (Ответы детей). Основными элементами хохломской росписи являются: травинки, усики, завитки, капельки, ягодки, кустики».

Рассматривание изделий с городецкой росписью

Воспитатель: «Какие изделия собрала вторая команда? (Ответы детей) Изделия с городецкой росписью появились в деревнях около Городца. Здесь было много мастеров по дереву: резчики, плотники, столяры. Они делали  прялки, лукошки, коробочки, полочки, игрушки, разделочные доски, солонки. Какие элементы узора встречаются в этой росписи? (Ответы детей) Основными элементами узора городецкой росписи являются розаны, ромашки, листики, гирлянды цветов, купавки, бутоны. Часто встречаются сюжетные рисунки».

Рассматривание изделий полхов – майдан

Воспитатель: «Какие изделия собрала третья команда? (Ответы детей). Изделия с росписью полхов – майдан появились в селе Полховский Майдан. Сначала мастера выжигали специальным прибором по дереву разнообразные элементы. И только через несколько лет стали использовать краски. Больше всего мастера изготавливали игрушки. Их называли «таратушки». Но даже сделанная посуда получалась очень забавной.  Какие элементы узора встречаются в этой росписи? (Ответы детей) Основными элементами узора являются листья, веточки, ягодки, бутоны, роза».

Рассматривание изделий с семеновской росписью

Воспитатель: «Какие изделия собрала четвертая команда? (Ответы детей) Семеновская матрешка появилась в городе Семенов Нижегородского края. Основная особенность матрешки – это ее фартук. Он состоит из пышного букета цветов. Мастера используют три цвета: красный, синий, желтый. Букет пишут не в центре, а сдвинув немного вправо. Семеновская матрешка многоместная и состоит из 15 или 18  фигурок».

Дидактическое упражнение «Узнай роспись по элементу узора».

Подведение итога

Воспитатель: «Ребята, наше путешествие на Нижегородскую ярмарку подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Захотите ли вы посетить Нижегородскую ярмарку вместе со своими родителями и почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.          ...

Конспект занятия по ознакомлению детей со сказками для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам».

Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок....

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы со строительными профессиями на тему «Кто построил этот город?!»

Обобщить и продолжать расширять знания детей о строительных профессиях: экскаваторщика, крановщика, каменщика, электрика, стекольщика, штукатура, маляра; их инструментах необходимых для работы. В...

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с достопримечательностью Нижнего Новгорода – Чкаловской лестницей

Данное занятие знакомит старших дошкольников с достопримечательностью Нижнего Новгорода - Чкаловской лестницей....

Конспект виртуальной экскурсии для детей подготовительной группы "Чудеса Нижегородского края"

Виртуальная экскурсия "Чудеса Нижегородского края" поможет педагогам сформировать у детей представления о природных и архитектурных  достопримечательностях Нижегородской области....