Конспект занятия в средней группе - "Свойства сахара и соли"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Смирнова Наталья Александровна

В конспекте указаны свойства сахара и свойства соли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план - конспект занятия24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в средней группе

 «Свойства сахара и соли»

                                                     

                                                                Воспитатель: Смирнова Н.А.

Цель: Интеграция экспериментально – исследовательской и изобразительной деятельности в рамках единого образовательного пространства для освоения детьми образовательных областей..

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- продолжать знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, растворимость) ;

-развивать познавательную инициативу,

- формировать умение и навыки исследовательской деятельности;

-упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и солью

- упражнять в работе с лупами,

Образовательная область «Речевое развитие»

- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей задавать вопросы и отвечать на них.

- закреплять в речи детей новые слова: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, сыпучий, продукты питания, ванильный сахар, рафинад.

-развивать любознательность. Расширять представления детей о предметах и явлениях, не имевших места в их собственном опыте.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

-побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа,

-воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания, отработанные изобразительные навыки; аккуратность при работе с клеем и солью.

Образовательная область «Физическое развитие»

- продолжать знакомить детей с физическими упражнениями на укрепление систем организма (пальчиковая гимнастика для речевого развития); зрительная гимнастика – для профилактики близорукости).

- Формировать правильную осанку.

Материал и оборудование:

Лупы по количеству детей, соль, сахар, контейнеры с водой, черные листы бумаги (по количеству детей, ложки, салфетки, контейнеры с разными видами сахара, видио слайды по изготовлению сахара и соли, цветная бумага с изображением дерева, клей, кисточки, подставки.

Предварительная работа.

Чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар», ознакомление с историей изготовления соли, ее видами, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, Дидактическая игра «Свойства предметов», беседы о технике безопасности при работе с лупой.

Ход  НОД

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? 

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность

А я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в страну «сахара» и «соли» на «волшебном трамвайчике».

Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.

(Дети рассаживаются на стулья за столы)

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

"Будет интересно!”

Воспитатель: Станция «Отгадайка». Здесь живут интересные загадки. Вот одна из них.                     

Что же это за песочек

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка? (Ответы детей)

  • Ø (Показ слайда «Сахар»)

Воспитатель: Как вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель: А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар?

Дети: во фруктах, овощах, конфетах и других.

  • Ø (Слайд с продуктами, содержащими сахар.)

Воспитатель: Из чего изготавливают сахар? (Ответы детей)

Дети:  Из тростника, который растет в жарких странах, из белой свёклы, которая растет у нас России.

  • Ø (Изображение тростника, свёклы)

Воспитатель:      Как вы думаете, какая часть свёклы используется для изготовления сахара, вершки или корешки (корешки) .

У нас в России выращивают сахарную свёклу.

Вот  собрали сахарную свёклу…    Как из этих плодов получают сахар?

  • Ø (Идут последовательно слайды о переработке сахара)

Дети:     Собирают на поле. Везут на машинах на завод. На заводе свёклу режут, варят, полученную патоку выпаривают и получают кристаллы сахара.

Воспитатель:   Молодцы, ребята. Мы узнали, что сахар получают из тростника и белой свёклы, что свёклу перерабатывают на заводе и получают настоящий сахар который, мы видим на столе.

Наше путешествие продолжается! Отправляемся дальше!

Теперь пора отправляться дальше. Дети с воспитателем эмитируют поездку в трамвайчике. Делают пальчиковую гимнастику:

Воспитатель:     Пока мы едем, я предлагаю вам сварить вкусный компот

Варим, варим мы компот

Много фруктов надо – вот

Яблоки мы покрошили

Груши мелко порубили

Выжали сок из лимона

Слив добавили немного

Вкусный мы компот сварили

И друзей всех угостили!

Воспитатель:       Станция «Волшебных кристаллов»

Воспитатель:      Отгадайте - ка загадку. Что это за волшебные кристаллы?

Без неё, ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались.

Ну конечно это соль.

Воспитатель: Что такое соль? (ответы детей: это кристаллы белого цвета).

  • Ø (Показ слайдов о соли)

Воспитатель:    Какого цвета соль?   (Ответы детей)

                            Из чего она состоит?   (Ответы детей)

Воспитатель:     В природе соль встречается уже в виде кристаллов, и добывают её на солёных озёрах.

  • Ø (Слайды соли на озёрах)

Воспитатель:      Ребята, а зачем соль человеку? (Ответы детей) .

Воспитатель:    Правильно вы говорите. Соль придаёт блюдам особенный вкус, но не за вкусовые качества её употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно.

Воспитатель:      Где применяется соль?

  • Ø (Показ слайдов).

 В приготовлении пищи, в медицине, в консервировании овощей. На улице, для безопасности человека, дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель:       Напомните-ка мне, ребята, где добывают соль?

                               Зачем она нужна человеку?

Воспитатель: Молодцы! Друзья мои, нам снова пора отправляться в путь! Наше путешествие продолжается!

 Звучит музыка. Дети эмитируют поездку в трамвайчике. Техническая  пауза.

Воспитатель:    Станция «Фиксики».

 Здесь в лаборатории работают настоящие фиксики. Но чтобы туда попасть,- нам необходимо надеть белые халаты для того, чтобы защитить свою одежду.

  Дети надевают приготовленные заранее на спинках стульчиков белые халаты. Заходят в «Лабораторию» рассаживаются за столы. На столах приготовлены все необходимые атрибуты.

Воспитатель:       Вот она - «Лаборатория». Я буду главным лаборантом, вы моими помощниками. Вместе мы будем проводить настоящие исследования.

Воспитатель. В лаборатории есть всё необходимое для опытов.

Давайте вспомним правила работы в лаборатории. Правила: нельзя шуметь и мешать друг другу; отвечать на вопросы; делиться своим мнением.

Я приглашаю занять свои места.

(Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на осанку.)

В лаборатории мы будем работать с двумя веществами с солью и сахаром.

Опыт № 1

Воспитатель:      Положите перед собой черный лист бумаги. Возьмите по ложечке из каждого стаканчика отдельно соль, затем сахар и насыпьте на разные стороны листа. Что вы заметили, когда выполняли это действие? Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Ответы детей)

Вывод:   Сахар и соль – сыпучие вещества.

Опыт № 2

Воспитатель:        Что мы можем сказать о цвете?

Дети:      Сахар с желтоватым оттенком, соль – белая.

Вывод:    Соль и сахар – разные по цвету.

Опыт №3.

Воспитатель:     Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Но прежде, я хочу вас предупредить! Так как это сыпучие вещества, нюхать нужно осторожно. Почему?

Дети:   Частицы могут попасть в нос и привести к раздражению кожи.

Воспитатель:       Чем пахнет вещество желтоватого цвета (Сахар)?

Дети:    Карамелью.

Воспитатель:    Чем пахнет белое вещество (Соль)?

Дети:   Ничем.

Воспитатель:    Мы можем сказать. Что эти вещества разные по запаху. Сахар пахнет карамелью. Соль не имеет запаха.

Вывод:    Соль и сахар разные по запаху.

Опыт №4

Воспитатель:   Поскольку соль и сахар – очень маленькие частицы, нам будет тяжело их рассмотреть. Что нам в этом поможет?

Дети:  Лупа.

Воспитатель:   Почему вы так решили?

Дети:  Лупа увеличивает частицы в несколько раз.

Воспитатель. Давайте рассмотрим под увеличительным стеклом (лупой) какой формы частички соли и сахара.

Дети рассматривают через лупу частицы соли и сахара.

Вывод. Сахар и соль – разные по форме.

Опыт №5

Воспитатель:     Что происходит с солью и сахаром, когда их добавляют в пищу? (Ответы детей).

Берём  в ложку сахар и растворяем его в воде (наблюдаем). Тоже самое проделываем с солью и наблюдаем. Дети озвучивают свои наблюдения.

Воспитатель :предлагаю немного подкрепиться перед путешествием  и посолить дольку огурца.

Вывод:    Соль и сахар совершенно растворяются в воде (в пище) и потому делают её вкусной – сладкой или солёной.

Нам пора заканчивать наше путешествие .

 Я предлагаю сделать  зимние открытки, но необычным способом, а с помощью соли.

Звучит лёгкая музыка и дети выполняют работы по последовательным указаниям воспитателя.

- Наносим слой жидкого клея на дерево.

- Посыпаем  промазанные бумагу солью

- Стряхиваем излишки соли. Работа готова.

Воспитатель:что нового сегодня , вы узнали?

Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе. "Свойства соли и муки"

Конспкт НОД по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,)Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания дет...

Конспект занятия для средней группы «Свойства воды».

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах), развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, прозрачная....

Конспект занятия в средней группе "Свойства воды"

Цель:Расширение представлений о воде, её свойствах.Задачи: Дать детям представление о воде, её свойствах (запах,вкус,цвет).Формировать умение сравнивать и анализировать. Развивать логическое мышление....

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»

Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,)Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей сред...

Конспект занятия в средней группе "Свойства воды"

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект занятия в средней группе "Свойства воды"

Опытно-экспериментальная деятельность...