Конспект занятия в средней группе - "Свойства сахара и соли"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
В конспекте указаны свойства сахара и свойства соли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план - конспект занятия | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в средней группе
«Свойства сахара и соли»
Воспитатель: Смирнова Н.А.
Цель: Интеграция экспериментально – исследовательской и изобразительной деятельности в рамках единого образовательного пространства для освоения детьми образовательных областей..
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- продолжать знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, растворимость) ;
-развивать познавательную инициативу,
- формировать умение и навыки исследовательской деятельности;
-упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и солью
- упражнять в работе с лупами,
Образовательная область «Речевое развитие»
- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей задавать вопросы и отвечать на них.
- закреплять в речи детей новые слова: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, сыпучий, продукты питания, ванильный сахар, рафинад.
-развивать любознательность. Расширять представления детей о предметах и явлениях, не имевших места в их собственном опыте.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
-побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа,
-воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания, отработанные изобразительные навыки; аккуратность при работе с клеем и солью.
Образовательная область «Физическое развитие»
- продолжать знакомить детей с физическими упражнениями на укрепление систем организма (пальчиковая гимнастика для речевого развития); зрительная гимнастика – для профилактики близорукости).
- Формировать правильную осанку.
Материал и оборудование:
Лупы по количеству детей, соль, сахар, контейнеры с водой, черные листы бумаги (по количеству детей, ложки, салфетки, контейнеры с разными видами сахара, видио слайды по изготовлению сахара и соли, цветная бумага с изображением дерева, клей, кисточки, подставки.
Предварительная работа.
Чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар», ознакомление с историей изготовления соли, ее видами, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, Дидактическая игра «Свойства предметов», беседы о технике безопасности при работе с лупой.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность
А я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в страну «сахара» и «соли» на «волшебном трамвайчике».
Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Воспитатель: Станция «Отгадайка». Здесь живут интересные загадки. Вот одна из них.
Что же это за песочек
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка? (Ответы детей)
- Ø (Показ слайда «Сахар»)
Воспитатель: Как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель: А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар?
Дети: во фруктах, овощах, конфетах и других.
- Ø (Слайд с продуктами, содержащими сахар.)
Воспитатель: Из чего изготавливают сахар? (Ответы детей)
Дети: Из тростника, который растет в жарких странах, из белой свёклы, которая растет у нас России.
- Ø (Изображение тростника, свёклы)
Воспитатель: Как вы думаете, какая часть свёклы используется для изготовления сахара, вершки или корешки (корешки) .
У нас в России выращивают сахарную свёклу.
Вот собрали сахарную свёклу… Как из этих плодов получают сахар?
- Ø (Идут последовательно слайды о переработке сахара)
Дети: Собирают на поле. Везут на машинах на завод. На заводе свёклу режут, варят, полученную патоку выпаривают и получают кристаллы сахара.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы узнали, что сахар получают из тростника и белой свёклы, что свёклу перерабатывают на заводе и получают настоящий сахар который, мы видим на столе.
Наше путешествие продолжается! Отправляемся дальше!
Теперь пора отправляться дальше. Дети с воспитателем эмитируют поездку в трамвайчике. Делают пальчиковую гимнастику:
Воспитатель: Пока мы едем, я предлагаю вам сварить вкусный компот
Варим, варим мы компот
Много фруктов надо – вот
Яблоки мы покрошили
Груши мелко порубили
Выжали сок из лимона
Слив добавили немного
Вкусный мы компот сварили
И друзей всех угостили!
Воспитатель: Станция «Волшебных кристаллов»
Воспитатель: Отгадайте - ка загадку. Что это за волшебные кристаллы?
Без неё, ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались.
Ну конечно это соль.
Воспитатель: Что такое соль? (ответы детей: это кристаллы белого цвета).
- Ø (Показ слайдов о соли)
Воспитатель: Какого цвета соль? (Ответы детей)
Из чего она состоит? (Ответы детей)
Воспитатель: В природе соль встречается уже в виде кристаллов, и добывают её на солёных озёрах.
- Ø (Слайды соли на озёрах)
Воспитатель: Ребята, а зачем соль человеку? (Ответы детей) .
Воспитатель: Правильно вы говорите. Соль придаёт блюдам особенный вкус, но не за вкусовые качества её употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно.
Воспитатель: Где применяется соль?
- Ø (Показ слайдов).
В приготовлении пищи, в медицине, в консервировании овощей. На улице, для безопасности человека, дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Воспитатель: Напомните-ка мне, ребята, где добывают соль?
Зачем она нужна человеку?
Воспитатель: Молодцы! Друзья мои, нам снова пора отправляться в путь! Наше путешествие продолжается!
Звучит музыка. Дети эмитируют поездку в трамвайчике. Техническая пауза.
Воспитатель: Станция «Фиксики».
Здесь в лаборатории работают настоящие фиксики. Но чтобы туда попасть,- нам необходимо надеть белые халаты для того, чтобы защитить свою одежду.
Дети надевают приготовленные заранее на спинках стульчиков белые халаты. Заходят в «Лабораторию» рассаживаются за столы. На столах приготовлены все необходимые атрибуты.
Воспитатель: Вот она - «Лаборатория». Я буду главным лаборантом, вы моими помощниками. Вместе мы будем проводить настоящие исследования.
Воспитатель. В лаборатории есть всё необходимое для опытов.
Давайте вспомним правила работы в лаборатории. Правила: нельзя шуметь и мешать друг другу; отвечать на вопросы; делиться своим мнением.
Я приглашаю занять свои места.
(Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на осанку.)
В лаборатории мы будем работать с двумя веществами с солью и сахаром.
Опыт № 1
Воспитатель: Положите перед собой черный лист бумаги. Возьмите по ложечке из каждого стаканчика отдельно соль, затем сахар и насыпьте на разные стороны листа. Что вы заметили, когда выполняли это действие? Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Ответы детей)
Вывод: Сахар и соль – сыпучие вещества.
Опыт № 2
Воспитатель: Что мы можем сказать о цвете?
Дети: Сахар с желтоватым оттенком, соль – белая.
Вывод: Соль и сахар – разные по цвету.
Опыт №3.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Но прежде, я хочу вас предупредить! Так как это сыпучие вещества, нюхать нужно осторожно. Почему?
Дети: Частицы могут попасть в нос и привести к раздражению кожи.
Воспитатель: Чем пахнет вещество желтоватого цвета (Сахар)?
Дети: Карамелью.
Воспитатель: Чем пахнет белое вещество (Соль)?
Дети: Ничем.
Воспитатель: Мы можем сказать. Что эти вещества разные по запаху. Сахар пахнет карамелью. Соль не имеет запаха.
Вывод: Соль и сахар разные по запаху.
Опыт №4
Воспитатель: Поскольку соль и сахар – очень маленькие частицы, нам будет тяжело их рассмотреть. Что нам в этом поможет?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Лупа увеличивает частицы в несколько раз.
Воспитатель. Давайте рассмотрим под увеличительным стеклом (лупой) какой формы частички соли и сахара.
Дети рассматривают через лупу частицы соли и сахара.
Вывод. Сахар и соль – разные по форме.
Опыт №5
Воспитатель: Что происходит с солью и сахаром, когда их добавляют в пищу? (Ответы детей).
Берём в ложку сахар и растворяем его в воде (наблюдаем). Тоже самое проделываем с солью и наблюдаем. Дети озвучивают свои наблюдения.
Воспитатель :предлагаю немного подкрепиться перед путешествием и посолить дольку огурца.
Вывод: Соль и сахар совершенно растворяются в воде (в пище) и потому делают её вкусной – сладкой или солёной.
Нам пора заканчивать наше путешествие .
Я предлагаю сделать зимние открытки, но необычным способом, а с помощью соли.
Звучит лёгкая музыка и дети выполняют работы по последовательным указаниям воспитателя.
- Наносим слой жидкого клея на дерево.
- Посыпаем промазанные бумагу солью
- Стряхиваем излишки соли. Работа готова.
Воспитатель:что нового сегодня , вы узнали?
Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе. "Свойства соли и муки"
Конспкт НОД по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....
Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»
Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,)Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания дет...
Конспект занятия для средней группы «Свойства воды».
Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах), развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, прозрачная....
Конспект занятия в средней группе "Свойства воды"
Цель:Расширение представлений о воде, её свойствах.Задачи: Дать детям представление о воде, её свойствах (запах,вкус,цвет).Формировать умение сравнивать и анализировать. Развивать логическое мышление....
Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»
Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,)Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей сред...
Конспект занятия в средней группе "Свойства воды"
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....
Конспект занятия в средней группе "Свойства воды"
Опытно-экспериментальная деятельность...