Путешествие по островам и рекам Санкт-Петербурга
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Путешествие по островам и рекам Санкт-Петербурга

Цель: расширить представления детей о Санкт-Петербурге.

Задачи:

         Формировать интерес к истории развития родного города.

         Формировать элементарные представления об истории человечества; представления о том, как человек использует в своей жизни природные ресурсы.

         Создание условий для формирования собственного отношения к культурному наследию Санкт-Петербурга.

         Развивать различные виды памяти: слуховой, зрительной, тактильной.

Развивать мышление, внимание, воображение, восприятие, речь, психомоторику.

         Развивать чувство патриотизма, гордости за страну, родной город; обогатить знания о традициях родного города.

         Воспитывать интерес к художественной  литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ostrovam_i_rekam_sankt.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по островам и рекам Санкт-Петербурга

Цель: расширить представления детей о Санкт-Петербурге.

Задачи:

        Формировать интерес к истории развития родного города.

        Формировать элементарные представления об истории человечества; представления о том, как человек использует в своей жизни природные ресурсы.

        Создание условий для формирования собственного отношения к культурному наследию Санкт-Петербурга.

        Развивать различные виды памяти: слуховой, зрительной, тактильной.

Развивать мышление, внимание, воображение, восприятие, речь, психомоторику.

        Развивать чувство патриотизма, гордости за страну, родной город; обогатить знания о традициях родного города.

        Воспитывать интерес к художественной  литературе.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  • «Коммуникация» - развитие свободного общения и развитие всех компонентов устной речи, овладение нормами речи.
  • «Социализация» - формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.
  • «Здоровье» - укрепление физического здоровья детей.
  • «Чтение художественной литературы» - приобщение к словесному искусству.

Оборудование и материалы:

  • Модель по ознакомлению детей с понятием остров
  • Схема- карта островов и рек Санкт-Петербурга
  • Карточки-символы обозначающие названия рек и островов
  • Обруч большой
  • Плоскостное изображение рыб
  • Удочки
  • Указка
  • Поднос с песком и маленькими лопатками
  • Тоннель
  • Атрибуты к игре «Черный ящик»
  • Подарок детям

Ход ОД

Воспитатель в костюме Кота Василия входит в группу.

КОТ ВАСИЛИЙ: здравствуйте! Давайте знакомиться, я обычный городской кот. Меня зовут Василий. Давайте дружить. Я часто гуляю с детьми по городу. У меня припасено для них очень много историй о Санкт-Петербурге. Сегодня я расскажу одну из них.

Знаете ли вы, что о жителей нашего города можно назвать не только петербуржцами, но еще и островитянами. Как вы думаете, почему?

Дети: предполагаемые ответы детей (люди, которые живут на острове)

КОТ ВАСИЛИЙ: правильно. Действительно, островитянами называют людей, которые живут на островах. А кто из вас знает, что такое остров?

Дети: предполагаемые ответы детей (остров, это часть суши, окруженная со всех сторон водой)

КОТ ВАСИЛИЙ: посмотрите на эти две модели и скажите, где здесь остров, а где нет?

Дети: предполагаемые ответы детей (на этой модели – остров, так как он окружен со всех сторон водой, здесь суша окружена не со всех сторон водой – значит это не остров)

КОТ ВАСИЛИЙ: совершенно, верно. Город, в котором мы живем, был построен много лет назад по приказу Петра I (показ скульптуры малой формы Петра I). В те далекие времена местность, в которой мы с вами живем, выглядела вот так (показ плана-местности). Мы уже с вам знаем, что остров — это часть суши, окруженная со всех сторон водой. Есть ли острова на этом плане?

Дети: предполагаемые ответы детей

КОТ ВАСИЛИЙ: Покажи (имя реб.) (2-3 ребенка подходят к плану и показывают острова проведя указкой по очертанию острова)

КОТ ВАСИЛИЙ: обратите внимание, что все острова разные по размеру (большие и маленькие, все острова имеют разную форму)

Кто из вас знает, на каком острове началось строительство нашего города? Кто его может найти на карте?

Дети находят Заячий остров.

КОТ ВАСИЛИЙ: а как вы думаете, почему его так назвали?

Дети: предполагаемые ответы детей (много зайцев, зайцы спасались от наводнения)

КОТ ВАСИЛИЙ: по одной из версий возникновения названия острова, по историям передаваемых от деда к внукам, считалось: что, когда Петр I вступил на остров, на его сапог прыгнул испуганный заяц. С тех пор он носит название Заячий. Многие острова своими названиями обязаны событиям тех далеких лет, когда город начинал строится.

Сейчас я раскрою одну тайну. Мне рассказывал дедушка, а его дедушке его дедушка, а его дедушке его дедушка… В общем история такая. Говорят, что Васильевский остров назван в честь моего далекого предка, которого тоже звали Василием, капитана-бомбардира Василия Кормчина, который командовал укреплением на острове (во время рассказа выставляется кодировка названия острова). Петр I посылал письма с поручениями к капитану, адрес был такой «Василию на остров». С тех пор остров получил название Васильевский.

КОТ ВАСИЛИЙ: почему люди, которые приехали на этот остров назвали его Крестовский.

Дети: предполагаемые ответы детей

КОТ ВАСИЛИЙ: по одной из легенд, еще до основания Санкт-Петербурга, на острове стояла часовня с большим крестом, поэтому острову дали название «Крестовский». Согласно другой версии, когда возводили особняк Натальи Алексеевны (любимая сестра Петра I)? Строители нашли в земле большой крест. Так же остров мог быть назван «Крестовским» из-за крестообразного озера в его центре (Во время рассказа выставляется кодировка названия острова).

КОТ ВАСИЛИЙ: а как вы думаете, почему Каменный остров назвали Каменным?

Дети: предполагаемые ответы детей (много камней, большой камень находится на острове)

КОТ ВАСИЛИЙ: легенда гласит, что напротив южного берега Каменного острова, на дне Невы, лежал исполинский (огромный) камень, возвышающийся над водой как скала. Покажите, какой огромный камень. Поэтому остров так и назвали (во время рассказа выставляется кодировка названия острова).

Дети встают и показывают огромный камень.

КОТ ВАСИЛИЙ: а теперь мы отправляемся на этот остров (показ кодировки острова). Называется он Аптекарским, потому что, указом Петра I остров был отдан под нужды Главной аптеки. Для выращивания лекарственных растений, на острове разбивают аптекарский огород, давший название острову и превратившийся со временем в Ботанический сад.

КОТ ВАСИЛИЙ: А один раз

«Под градом Петру оказаться пришлось

И острову быть Петроградским пришлось»

КОТ ВАСИЛИЙ: из каких двух слов состоит слово Петроградский?

Дети: предполагаемые ответы детей (Петр и град)

КОТ ВАСИЛИЙ: А чтобы нам лучше запомнить названия островов, я вам спою мою любимую песенку. Давайте, встанем и попробуем спеть вместе со мной. (во время пения КВ показывает на закодированные названия островов)

Дети поют, шагая на месте.

Троллейбусы, трамваи по городу спешат

Выходит, на прогулку веселый детский сад.

Васильевский, Петровский

Аптекарский, Крестовский,

И Каменный и Заячий остров.

КОТ ВАСИЛИЙ: но мы с вами не будем забывать о том, что остров – это часть суши, окруженная со всех сторон водой. Поэтому в нашем городе очень много рек и каналов. А вы знаете, чем река отличается от канала?

Дети: предполагаемые ответы детей (реки создала природа, а каналы – люди)

КОТ ВАСИЛИЙ: сначала может показаться странным, что в местности, где и так много рек делают новые реки. Давайте подойдем к макету. В некоторых местах города местность была очень заболочена. Строить какие-нибудь здания было невозможно. И для того, чтобы осушить места и прорывались каналы. Посмотрите, вот эта часть острова очень заболочена, (воспитатель предлагает ребенку взять лопатку) возьми лопатку и попробуй из этого болота прорыть канал, а мы посмотрим, что произойдет.

Дети: предполагаемые ответы детей. Дети делают вывод: что после прокапывания канала вода с мокрого участка уходит в канал и часть суши становится не такой мокрой. А иногда после прорытия каналов появлялись новые острова.

КОТ ВАСИЛИЙ: читает стихотворение и показывает закодированные названия рек.

Много лет тому назад

Появился Летний сад.

Люди знатные хотели,

Чтоб Фонтаны в нем звенели,

Где же взять для них воды

Кто спасет нас от беды?

Протекая не далеко

Ни мала, ни велика

Той воды не пожалела

Речка добрая дала

Мне воды совсем не жалко

Говорит река … (Фонтанка)

На Глухарку я пошел

Глухарей там не нашел (река Глухарка)

Кто на Каменку пойдет

Тот камней не унесет (река Каменка)

В Таракановке купайся

Тараканов не пугайся (река Таракановка)

На Крестовку я пошел

Крестик золотой нашел (река Крестовка)

КОТ ВАСИЛИЙ: а сейчас я проверю ваше внимание, когда я читал стихотворение, то показывал картинки, в которых зашифрованы названия некоторых петербургских рек. Давайте их вспомним.

Дети: предполагаемые ответы детей

КОТ ВАСИЛИЙ: а какая главная река нашего города?

Дети: предполагаемые ответы детей

КОТ ВАСИЛИЙ: правильно Нева, на этой реке устраивали соревнования рыболовов. В зимнее время эти соревнования были наиболее интересными. На речку можно было попасть проползая через снежный тоннель, устроиться вокруг лунки с удочками. Кто вылавливал больше рыбы – становился победителем. Команда состояла из двух человек: один ловил, другой помогал. Давайте и мы с вами попробуем посоревноваться в рыбной ловле.

Игра-соревнование «Рыболовы»

КОТ ВАСИЛИЙ: ну вот и подходит к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Напоследок я подготовил для вас еще одну игру. Коты в темноте очень хорошо видят, а людям в темноте приходится узнавать предметы на ощупь.

Дидактическая игра «Черный ящик». Дети на ощупь определяют предмет и рассказывают, как он связан с нашим городом.

Дети: предполагаемые ответы детей. Камень – река Каменка, Каменный остров, гранитные берега… крест – Крестовский остров, соборы, церковь, река Крестовка…

КОТ ВАСИЛИЙ: понравилось со мной гулять по Петербургу, что нового вы узнали, что понравилось, что вы расскажете родителям о нашем городе.

Дети: предполагаемые ответы детей

КОТ ВАСИЛИЙ: теперь мне пора домой, ведь коты в основном днем спят, а гуляют по ночам, и хочу подарить замечательную игру, которая поможет вам еще больше узнать и полюбить наш прекрасный город Санкт-Петербург. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Путешествие по рекам Санкт-Петербурга с А. С. Пушкиным"

В этом материале дошкольники узнают о реках города и их отношениях к биографическим местам А.С. Пушкина, закрепляют знания о уже известных архитектурных памятниках города, закрепляют знания  о пр...

Конспект занятия "Реки Санкт-Петербурга"

На занятии дети знакомятся в названиями рек в родном городе - Санкт-Петербурге....

Ребусы о мостах и реках Санкт- Петербурга

Закрепить знания детей о мостах и реках Санкт- Петербурга с помощью отгадывания ребусов...

"Главная река Санкт-Петербурга"

Конспект по развитию речи для старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра "Реки Санкт-Петербурга (Угадай реку)"

Игра направлена на закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о реках Санкт-Петербурга....

Путешествие по рекам Санкт-Петербурга

Материал по стихотворению А.Кушнера...

Конспект НОД. Петербурговедение ." Нева главная река Санкт-Петербурга."

Конспект предназначен для средней группы компенсирующего детского сада....