Конспект по познавательному развитию в старшей группе « История русского костюма»
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: Приобщить детей к истории народной культуры .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malosergievskiy_filial_mbdou_ds.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Малосергиевский филиал МБДОУ ДС№5 р.п.Тамала
Конспект
по познавательному развитию в старшей группе
« История русского костюма»
воспитатель:
Юлия Николаевна Попкова
Цель: Приобщить детей к истории народной культуры .
Задачи:
- Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
- Закрепить знания детей о женском и мужском национальных костюмах;
- Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти»; дать понятие новым словам «кокошник», «картуз», «зипун, кафтан», «телогрея»
- Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи;
- Воспитывать интерес и уважение к русской литературе и культуре.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русских национальных костюмов и костюмов других народов. Куклы в национальных костюмах. Аудиозаписи русских народных песен.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами и костюмов других народов, чтение русских народных сказок.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций), практический метод.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, мы снова с вами находимся в русской народной избе. Давайте все удобно усядемся на стульчики, закроем ладошками глаза и перенесемся на машине времени в далекое прошлое.
- Посмотрите , как необычно я одета! Кто скажет ,какой на мне костюм? (русский народный костюм) .
- Да, в старину его носили русские женщины. Раньше не было ни ателье, ни швейных фабрик и женщины сами шили одежду и для себя и для всей семьи, сами украшали ее.
Сегодня тема нашего путешествия « История русского народного костюма».
- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? ( Давно)
- Правильно, это произошло очень давно.
- А для чего человеку была нужна одежда?( Она служила для защиты от холода и жары).
- Верно! Только постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. Давайте рассмотрим мужской костюм того времени (показываю иллюстрации и элементы костюма ).
- Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной, она имела у ворота разрез посередине или сбоку называлась такая рубаха – косоворотка. Повторите и запомните это слово. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали узким пояском - кушаком, к которому прикрепляли гребень . Давайте повторим это слово и постараемся его запомнить. Шили ее из белой, красной, синей ткани и украшали вышивкой. Она была как оберег.
- Ребята, а кто из вас догадался что такое порты? ( штаны).
- Верно, ребятки! В старину так называли штаны- порты.
- А что носили мужчины на голове? ( шапка, кепка)
-Правильно! Зимой- одевали шапку, а весной и летом- кепку или раньше ее называли- картуз. Повторим это слово и запомним.
- А как вы думаете, что обували на ноги? ( лапти, сапоги).
- В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Повторите и запомните это слово. (лапти)
-Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)
-Лапти чаще всего плели мужчины.
-А как вы думаете, в какое время года носили лапти? (летом и зимой)
-Лапти носили с онучами. Повторите слово онучи. (онучи)
-А закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами.
-Как вы думаете, а сейчас лапти плетут? (Как сувенир)
-Про лапти есть много различных поверий:
Считалось если подвесить лапоть в курятнике – куры будут здоровы и снесут много яиц.
-Мужик поверх рубахи и портов одевал - кафтан или зипун. Хором повторяем и запоминаем. В холодную зимнюю погоду носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)
-Давайте подведем итог и повторим, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты , лапти, кепка, кафтан, шуба).
-Теперь давайте рассмотрим иллюстрации с элементами женской одежды. Основной одеждой женщин была длинная рубаха. . Носили рубаху с нешироким поясом. Часть украшали вышивкой.
- Поверх рубахи надевали юбку или сарафан. . Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли. К шелковым сарафанам в Росси надевали головной убор.
-Как вы думаете, ребята, что это был за головной убор?
Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник» его носили с сарафаном. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хоровое проговаривание: кокошник.
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки волосы заплетали в косы. Женщины свои волосы должны были прятать под платок.
- Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором. Это душегрея. Душегрея это короткая кофточка, одевали её на сарафан или юбку и расшивали узором.
( При объяснении словообразования предложить детям соединить две ладошки вместе («душа», «греет»).
- Почему она так называется?
-Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как будто греет душу.
- Сделаем вывод женская одежда- это…( продолжите фразу) ( Рубаха, сарафан, душегрея, кокошник, платок).
2.Физкультминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево. Смотри вправо,
(повороты головы влево - вправо)
А потом вперед,
Тут немного отдохнет.
(расслабленный наклон головы вперед)
Шея не напряжена,
А расслаблена она.
(голову держать прямо)
А Варвара смотрит вверх.
Выше всех и дальше всех
(наклон головы назад)
Возвращается обратно,
Расслабление приятно.
3. Задание: «Составь оберег»
-Ребята, рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.
На Руси употребляли слово «узор». «Узор» это слово означает «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги.
Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
- А сейчас, ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Нарисовать красками, фломастерами ,цветными карандашами, пластилином, сделать аппликацию.)
- Возьмите понравившийся вам вид одежды, на который вам необходимо будет нанести оберег.
-На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
-- Ребята, каждый знак на вышивке обозначает свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство.
Пока ребята выполняют задание звучит русская народная музыка «Во поле березка стояла»
4. - Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастерства.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы!
5.- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться в группу. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе.
- Что нового вы узнали о русском народном костюме? (Ответы детей).
- Какие новые слова вы запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для старшей группы "История русского костюма"
Знакомство детей с названием русских костюмов, названием и качеством тканей; расширение представлений об истории русского народа; преобщение к народным традициям....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»
Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....
Конспект ОД «Познание» В старшей группе «История куклы»
Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- формировать у детей элементарные представления о том, в какие куклы играли их предки, из чего их изготавливали.- учить детей ориентироваться в прошлом и ...
Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани»
Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История создания обуви»
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "История создания обуви", на которое была приглашена гостья - дизайнер обуви - роди...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят»
Цель: Познакомить детей с духовной культурой народов Сибири – бурят.Задачи: Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о культуре, истори...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят»
Конспект интегрированного занятияв старшей группе№6 «Булаг»Тема: «История происхождения Бурят»Воспитатель: ГоряшинаС Н.Программное содержание:Цель: Познакомить д...