Конспект по познавательному развитию в старшей группе « История русского костюма»
план-конспект занятия по окружающему миру

Попкова Юлия Николаевна

Цель:  Приобщить детей к истории народной культуры .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malosergievskiy_filial_mbdou_ds.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

            Малосергиевский  филиал МБДОУ ДС№5 р.п.Тамала

                                  Конспект

по познавательному  развитию   в старшей группе

                 « История русского костюма»

        

                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                             воспитатель:

                                                                           Юлия  Николаевна Попкова

Цель:  Приобщить детей к истории народной культуры .

Задачи:

  • Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; 
  • Закрепить знания детей о женском и мужском национальных костюмах
  • Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти»; дать понятие новым словам «кокошник», «картуз», «зипун, кафтан», «телогрея»
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи;
  • Воспитывать интерес и уважение к русской литературе и культуре.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русских национальных костюмов и костюмов других народов. Куклы в национальных костюмах. Аудиозаписи русских народных песен.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами и костюмов других народов, чтение русских народных сказок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций), практический метод.

                                                       

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, мы снова с вами находимся в русской народной избе. Давайте все удобно усядемся на стульчики, закроем ладошками глаза и перенесемся на машине времени в далекое прошлое.

- Посмотрите , как необычно я одета! Кто скажет ,какой на мне костюм?           (русский народный костюм) .

- Да, в старину его носили русские женщины. Раньше не было ни ателье, ни швейных фабрик и женщины сами шили одежду и для себя и для всей семьи, сами украшали ее.

Сегодня тема нашего путешествия « История русского народного костюма».

- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? ( Давно)

- Правильно, это произошло очень давно.

- А для чего человеку была нужна одежда?( Она служила для защиты от холода и жары).

- Верно! Только постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. Давайте рассмотрим мужской костюм того времени (показываю иллюстрации и элементы костюма ).

-  Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной,  она имела у ворота разрез посередине или сбоку называлась  такая рубаха – косоворотка. Повторите и запомните это слово. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали узким пояском - кушаком, к которому прикрепляли гребень .  Давайте повторим это слово и постараемся его запомнить. Шили ее из белой, красной, синей ткани и украшали вышивкой. Она была как оберег.

- Ребята, а кто из вас догадался что такое порты? ( штаны).

- Верно, ребятки! В старину так называли штаны- порты.

- А что носили мужчины на голове? ( шапка, кепка)

-Правильно! Зимой- одевали шапку, а весной и летом- кепку или раньше ее называли- картуз. Повторим это слово и запомним.

- А как вы думаете, что обували  на ноги?  ( лапти, сапоги).

- В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Повторите и запомните это слово. (лапти)
-Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)
-Лапти чаще всего плели мужчины. 

-А как вы думаете, в какое время года носили лапти? (летом и зимой)
-Лапти носили с онучами. Повторите слово онучи. (онучи)
-А закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами. 
-Как вы думаете, а сейчас лапти плетут? 
(Как сувенир)
-Про лапти  есть много различных поверий:
Считалось если подвесить лапоть в курятнике – куры будут здоровы и снесут много яиц.

-Мужик поверх рубахи и портов одевал - кафтан или зипун.  Хором повторяем и запоминаем. В холодную зимнюю  погоду носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)

-Давайте  подведем итог и повторим, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты , лапти, кепка, кафтан, шуба).

-Теперь давайте рассмотрим  иллюстрации с элементами женской одежды.  Основной одеждой женщин была длинная рубаха. . Носили рубаху с нешироким поясом. Часть украшали вышивкой.

- Поверх рубахи надевали юбку или сарафан. . Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли. К шелковым сарафанам в Росси надевали головной убор.

-Как вы думаете, ребята, что это был за головной убор?

 Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник» его носили с сарафаном. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хоровое проговаривание: кокошник.

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки  волосы заплетали в косы. Женщины свои волосы должны были прятать под платок.
- Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором.  Это
душегрея.  Душегрея это короткая кофточка, одевали её на сарафан или юбку и расшивали узором.

( При объяснении словообразования предложить детям соединить две ладошки вместе («душа», «греет»).
- Почему она так называется?
-Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как  будто греет душу.

- Сделаем вывод женская одежда- это…( продолжите фразу) ( Рубаха, сарафан, душегрея, кокошник, платок).

2.Физкультминутка.

Любопытная Варвара

Смотрит влево. Смотри вправо,

(повороты головы влево - вправо)

А потом вперед,

Тут немного отдохнет.

(расслабленный наклон головы вперед)

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

(голову держать прямо)

А Варвара смотрит вверх.

Выше всех и дальше всех

(наклон головы назад)

Возвращается обратно,

Расслабление приятно.

3. Задание: «Составь оберег»

-Ребята, рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. 

На Руси употребляли слово «узор». «Узор» это слово означает «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги.

Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

- А сейчас, ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Нарисовать красками, фломастерами ,цветными карандашами, пластилином, сделать аппликацию.)

- Возьмите понравившийся вам вид одежды, на который вам необходимо будет нанести оберег.

-На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края  рукава, ворот.)

-- Ребята, каждый знак на вышивке обозначает свой символ:

волнистые линии означали - символ воды

красные круги - символ солнца

крест - это тоже символ солнца

ромб - символ земли, плодородия

цветы – символ богатства

- Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство.

 Пока ребята выполняют задание звучит  русская народная музыка «Во поле березка стояла»

4. - Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастерства.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы!

5.- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться в группу. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе.

- Что нового вы узнали о русском  народном костюме? (Ответы детей).

- Какие новые слова вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для старшей группы "История русского костюма"

Знакомство детей с названием русских костюмов, названием и качеством тканей; расширение представлений об истории русского народа; преобщение к народным традициям....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»

Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....

Конспект ОД «Познание» В старшей группе «История куклы»

Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- формировать у детей элементарные представления о том, в какие куклы играли их предки, из чего их изготавливали.- учить детей ориентироваться в прошлом и ...

Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани»

Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История создания обуви»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "История создания обуви", на которое была приглашена гостья - дизайнер обуви - роди...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят»

Цель: Познакомить детей с духовной культурой народов Сибири – бурят.Задачи: Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о культуре, истори...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят»

Конспект интегрированного занятияв старшей группе№6 «Булаг»Тема: «История происхождения Бурят»Воспитатель: ГоряшинаС Н.Программное содержание:Цель: Познакомить д...