Конспект ОД «Познание» В старшей группе «История куклы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Задачи образовательных областей:
1.Обучающие:
- формировать у детей элементарные представления о том, в какие куклы играли их предки, из чего их изготавливали.
- учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем кукле
- учить определять материал из которого сделаны куклы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_istoriya_kukly.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД «Познание»
В старшей группе
Воспитатель Стягова Л.В
Тема: «История куклы»
Задачи образовательных областей:
1.Обучающие:
- формировать у детей элементарные представления о том, в какие куклы играли их предки, из чего их изготавливали.
- учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем кукле
- учить определять материал из которого сделаны куклы
2.Развивающие:
- развивать и активизировать словарный запас детей.
- совершенствовать связную речь
- умение отвечать на поставленные вопросы
- развивать познавательный интерес
- формировать у детей навыки ритмичного движения с характером музыки
3.Вспитательные:
- воспитывать у детей аккуратность, чувство взаимной помощи
- воспитывать бережное отношение к игрушкам
Материалы: старинные предметы быта, тряпичный мешок, клубок, палочка, куклы: соломенная, тряпичная, деревянная, пластмассовая, заготовки платья из бархатной бумаги, геометрические фигуры из бархатной бумаги разного цвета.
Предварительная работа: рассматривание современной игрушки и беседы на тему о изготовление игрушек и различных способах и украшения. Беседа о том, кто такие купцы и чем они занимались. Чтение и заучивание стихотворений А.Борто «Игрушки». Рассматривание альбома «куклы минувшего века». Чтение сказки «Василиса прекрасная». Посещение выставки « Изделия из соломы». Знакомство детей с одеждой старины.
Ход
Воспитатель с детьми входит в зал, приветствует гостей
Воспитатель:
- Дети, обратите внимание на то, как мы сегодня необычно одеты. На мне – старинный сарафан, на девочках тоже сарафанчики, мальчики одели фуражки и старинные рубахи.
- А оделись мы с вами так для того, чтобы отправиться в путешествие, в те далеки времена, когда жили наши прапрадедушки и прапрабабушки.
- Совершить это путешествие нам поможет волшебный клубочек.
- А вот и он. Давайте всеми вместе скажем волшебные слова: «В прошлое нам путь открой, наш клубочек не простой».
Дети говорят волшебные слова и оказываются в прошлом времени.
Открывается занавес. В избе сидит хозяйка и прядет и пряжу.
Хозяйка:
- Ой, ко мне гости! Здравствуйте, мои дорогие! Вы, наверное, устали в дороге? Присаживайтесь, пожалуйста, отдохните.
- Мы сейчас с вами сказали друг другу «Здравствуйте».
- А вы знаете, что произнося это слово, мы пожелал и друг другу здоровья, долгих лет жизни.
- А какие же вы нарядные, какие красивые!
- А какие у вас интересные игрушки, я таких никогда не видела.
- Пожалуйста, покажите и расскажите мне о них.
Рассказы детей о куклах (из чего они сделаны, во что одеты, как их зовут и что они умеют делать).
Хозяйка:
- Спасибо вам большое. Я узнала много нового.
- А хотите я вам расскажу в какие куклы играли ваши прапрадедушки и прапрабабушки, когда были маленькие.
Вдруг около печки зашевелился и зачихал мешок.
Хозяйка:
- Ой, это мой волшебный мешок проснулся наверное он хочет мне помочь.
- Ну- ка, ну-ка посмотрю, что ты волшебный мешок нам приготовил?
Хозяйка опускает руку в мешок и достает палочку.
- Дети, что это?
Ответы детей.
Хозяйка:
- Это обыкновенная палочка. Но давным-давно, когда у людей не было домов, они жилив пещерах. У их детей не было игрушек и они играли в палочки, представляя, что это игрушки.
Волшебный мешок опять зашевелился.
Хозяйка:
- Что-то мой волшебный мешок хочет нам еще показать.
Хозяйка достает соломенную куклу.
- Как вы думаете, из чего сделана эта кукла?
Ответы детей.
Хозяйка:
- У одной девочки не было кукол. Она взяла солому, сделала из нее жгут. Это была её кукла. Назвала она её Маша. А вообще, соломенные куклы в те времена называли «стрегушки». Называли их так потому, что с низу их подравнивали, подстригали ножницами. Если «стругешку» поставить на поднос, слегка потрясти, то кукла начнет поворачиваться, как бы танцевать.
- Ой, опять мой мешок шевелится, значит у него есть еще что нам показать.
- Ну-ка, мешочек, что у тебя там еще есть.
Хозяйка достаёт тряпичные куклы.
- Дети, как вы думаете, из чего сделаны эти куклы?
Ответы детей.
Хозяйка:
- Правильно. Самые любимые куклы в старину были сделаны из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол было до ста штук. Уже пятилетняя девочка могла сама свернуть простую куклу из подходящих лоскутков. Лицо куклы рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками.
-Ребята, соломенная кукла танцевала, а теперь и тряпичные куклы хотят тоже потанцевать.
- Давайте и мы с вами потанцуем вместе с тряпичными куклами.
Исполняется танец-игра с тряпичными куклами.
Хозяйка:
- Как хорошо вы танцевали, молодцы!
- Ой, ну что это? Опять волшебный мешок зашевелился. Что она еще хочет показать?
Хозяйка достает из мешка деревянные куклы.
- Дети, как вы думаете, а из чего сделаны эти куклы.
Ответы детей.
Хозяйка:
- Правильно, из дерева.
- Давным-давно, жили-были замечательные умельцы, народные мастера - игрушечники.
- Как вы думаете, если их звали игрушечники, что они делали?
Ответы детей.
Хозяйка:
-Послушайте легенду об одном таком мастере-игрушечнике.
- Жил когда-то один мастер по прозвищу Тотыга. Однажды он вырезал из полена липы куклу и продал ее купцу Ерофею.
-А вы знаете, кого на Руси называли купцом.
Ответы детей (Богатых людей, которых занимались торговлей).
- Гостям, пришедшим в дом к купцу Ерофею, очень понравилась эта кукла. Они решили и своим детям заказать у Тотыги такие замечательные куклы. С тех по на Руси стали популярны деревянные игрушки.
В углу избы вновь зашевелился мешочек.
Хозяйка:
- Что же на этот раз хочет показать мой мешок.
Хозяйка достает из волшебного мешка куклу-голыш.
- Дети, как вы думаете, из чего сделана эта кукла?
Ответы детей.
- Голыш шепнул мне на ухо, что он мечтает носить рубаху. Давайте подойдем к столам, там лежат у вас рубахи вырезанные из бумаги – посмотрите внимательно и скажите, как назывались такие рубахи.
Ответы детей
Хозяйка:
- Правильно.
- Такие рубахи назывались косоворотки.
-Почему их так называли?
Ответы детей (потому, что разрез рубахи располагался не по середине груди, а сбоку)
Хозяйка:
- Косоворотки часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой или вставкой из материала другого цвета.
- Голыш будет счастлив, если вы украсите рубаху и подарите ему.
- Какие геометрические фигуры и какого цвета лежат у вас на подносе.
Ответы детей.
Хозяйка:
- Вы должны украсить этими фигурами рубахи-косоворотки, но сначала давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Мишка с куклой»
Хозяйка спрашивает детей:
- Как называется рубаха которую ты украсил?
- Какие геометрические фигуры и какого цвета ты использовал для украшения?
- Дети, голышу очень понравились все рубахи и теперь он каждый день будет ходить в новой.
- Итак, давайте вспомним, с какими куклами играли ваши прапрабабушки прапрадедушки.
(Дети перечисляют куклы с которыми познакомились)
- И на память о том, что вы побывали у меня в гостях, я хочу вам подарить эти тряпичные куколки и пожелать вам счастья. Ведь недаром говориться в народной пословице: «Родись не богат, не красив, а родись счастлив». До свидания, приходите еще ко мне в гости. Я вам еще много расскажу интересного.
Воспитатель:
- Вам понравилось наше путешествие в прошлое? А теперь мы возьмем наш волшебный клубочек, скажем волшебные слова и возвратимся в наш детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. Конспект НОД "Познание" в старшей группе "Новогодняя ёлка".
Конспект разработан для детей в старшей группы в рамках тематической недели "Новогодний каледоскоп"...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»
Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "История куклы-оберега"
Данный материал поможет педагогу сформировать представление детей о народной обереговой кукле: ее предназначении защиты от бед , охранении зодоровья и благополучия.Позволит понять какие этапы жизни ру...
Конспект ОД «Познание» В старшей группе «Одежда наших предков»
Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- Познакомить детей с женскими и мужскими костюмами наших предков, особенностями их изготовления и применения...
План-конспект занятия познание (ФЭМП)старшая группа Путешествие в мир математики
Цель: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, узнавать и разли...
Конспект по познанию в старшей группе "Муравьиная история"
Тема: «Муравьиная история»Цель: Активизация творческого мышления детей с помощью метода технологии ТРИЗ фокальных объектов.Программное содержание:Закреплять умение использовать обобщ...
Проект в старшей группе "История куклы"
Проект в старшей группе "История куклы"...