«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patrioticheskih_chuvstv.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание патриотических чувств
через привитие любви к родному краю»
Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм -это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.
Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, по должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.
Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности. Без неё человек не может жить среди людей.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россиястрана многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.
Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ee глубиной.
Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству па основе разнообразия форм работы.
Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.
- Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
- Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д. ).
Проблемное обучение, которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта. При этом:
Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.
Деятельность ребенка: приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.
Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
На мой взгляд значимыми условиями для успешного экспериментирования являются:
- развивающая среда;
- уровень общения со сверстниками;
- способность к сотрудничеству;
- профессионализм педагога, его готовность к реализации данной программы;
- потребность родителей;
- опора на собственный опыт ребенка;
- обучение в действии;
- чередование индивидуальной и коллективной работы; -использование индивидуальных и групповых проектов.
Мною разработаны практические рекомендации по работе с детьми, которые, по нашему мнению, являются важным звеном в проектной деятельности:
- нацеливать па развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив);
- каждый день работы с детьми поиск. Не раскрывать истину, а научить ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;
- постоянно открывать перед детьми «Тайну двойного во всем»; -учить детей разрешать противоречия;
- учимся, играя каждый день.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта русского, татарского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии:
- посещение краеведческого музея города
- изучение краеведческой литературы о городе и крае; -организация выставки фотографий и открыток»; -шитьё для кукол русских, мордовских народных костюмов;
- сбор и систематизация русских, татарских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского парода: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине,
Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были
проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня
знаний, диагностика. Оценку труда осуществляла по таким критериям: 1. Знание государственной, городской символики. 2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка. З. Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха). 4. 3нание русских, мордовских народных сказок. 5. Русские, мордовские костюмы. 6. Знание известных людей РМ, РФ.
В своей работе нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.
Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. По этой теме па занятиях, экскурсиях давались сведения о достопримечательностях городов Набережные Челны, Казани, Москвы, проходило знакомство с символикой РТ, РФ, с известными людьми РТ РФ.
В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Сабантуй. В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.
Организовывались занятия в группе, проводились наблюдения, проектная деятельность: "Как сарафан в поле вырос", «Возрождение национальной культуры», "Что такое волокно", "Богатыри земли русской", "Путешествие хлебного зернышка", "Спасем зеленую. полянку". Формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходило знакомство с различными материалами -бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом»
Мы научили понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме. Добивалась описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. Вместе с детьми и их родителями собрали богатый материал для музея. Изготовили красивые национальные костюмы и продемонстрировали их перед детьми детского сада. Интересно прошли конкурсы для родителей: поделки из фруктов и овощей, необыкновенный снеговик, кормушка для птиц и создание музея льна.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Интересны занятия посвященные игрушкам наших бабушек. Большой интерес вызывают тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Наиболее простой способ изготовления такой куклы закручивание двух лоскутков односторонней ткани. Полученную основу можно «нарядить» в соответствии с выбранным образом. Занятия с такой куклой для детей -источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже па фокус - не было ничего, и вдруг появился человечек. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.
Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, можно использовать игрушки - заменители, декораций, умения в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.
Используя различные формы организации занятий, игр, старались обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.
Через игру, систему занятий, организацию ярмарок, мини-музеев старались дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.
Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории Татарстана в форме деловой игры. Предлагали родителям посетить краеведческий музей, сфотографировать самое красивое, па их взгляд, место в городе; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему : «История фотографии».
Подобрать и выучить пословицы на определенную тему.
Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети -носители народной культуры.
Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации».
Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.
Выводы о позитивных результатах проделанной работы:
- Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
- Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
- Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"
В проекте определены задачи патриотического воспитания детей, показаны различные формы и методы работы с детьми, которые помогают им лучше расширить свои знания о родном крае, селе,обычаях, профессиях...
«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы....
Методическая работа. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формир...
Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Анализ работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"....
«Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Воспитание положительного отношения к родному краю у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие пат...
Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю
Патриотическое воспитание...
«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Нравственность, патриотизм – это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. П...