Методическая разработка по "Экологическому воспитанию детей"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Разнообразие дидактических игр .по экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_detey.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 23
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей
Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей подготовительной группы.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и
Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры – результат нравственного воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.
Для повышения эффективности экологического воспитания детей используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – дидактические игры по экологии.
Знания о природе, полученные начинается экологическое и нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Под нравственным воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Все это экологическое воспитание. Оно должно быть направлено на обучение детей понимать для себя все, что происходит вокруг. Оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе; уметь видеть красоту окружающего мира (ландшафта, отдельного цветка, капли росы, маленького паучка)детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно-оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Виды дидактических игр:
1.Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и так далее. Детям очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды.
2.Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Детям нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа, которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре дети закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики. Дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки, а затем использовали их в игре. Игра «Полезные - неполезные» Карточки с изображением продуктов, схемы
На один стол разложить то, что полезно, на другой - что не полезно. Распределение плодов по цвету. Распределение плодов по форме и вкусу. Нарисовать схемы
3.Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия: «что было бы, если бы исчезла вода?».
Дети дают ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, о последствиях при исчезновении воды. Можно предлагать такие вопросы в игре: «если бы ты заметил сломанную веточку;
маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор - что бы ты сделал?». Эти вопросы активизируют мыслительную деятельность детей. Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично. «Что было бы, если исчезли…. леса Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: Что было бы, если из леса исчезли…насекомые? - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?»
4.Игры-загадки: В основе их лежит проверка знаний, умению мыслить логически. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В игре проявляется взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?»….
5.Игры-беседы: В их основе лежит общение. Игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Проводя игру-беседу с детьми «Что такое природа», дети высказывают свои предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее знаний о ней (например, это деревья, животные, солнце, природа это всё, что дышит). Доказывают, почему они считают тот или иной объект природой. Интересная игра «Закончи предложение»: «Белка осенью запасает корма, потому что.»,
«Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.» .Хороши игры-противопоставления: «Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.».
Итак, экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Цель: Формирование экологической культуры у детей и взрослых, умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1. Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
2. Развитие способностей детей к познанию мира природы посредством дидактических игр.
3. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Методическая литература:
• С. Н. Николаева «Юный эколог» программа М. 1999 г.
• С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М. 1999 г.
• С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М. 1973 г.
• И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия» М. 2009 г.
• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Д-П 2016 г.
• Л. Павлова «Игры- как средство эколого-эстетического воспитания» Дошкольное воспитание 2002 г.
• Интернет-ресурсы.
+❤ В Мои закладки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста .Ознакомление с цветом.
"Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под редакцией Н.Е.Вероксы , Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой, которая используется мной в работе , позволяет формировать сенсор...
Методическая разработка " Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях мегаполиса"
Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:-формирование у дошкольнико...
методическая разработка"Экологическое воспитание детей 3-4 лет через игровую деятельность"
методическая разработка...
Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»
Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...
Методическая разработка "Музыкальное воспитание детей в семье"
Музыкальное воспитание детей в семье направлено на развитие способностей дошкольников вопринимать , чувствовать и понимать прекрасное....
Методическая разработка "Экологическое воспитание детей по сезонам года"
Перспективный план1.Экологического воспитания детей на зимний период. Технология педагогического процесса: Экологическая деятельность совместная с детьми...
Методическая разработка Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Введение.Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как · к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изме...