НОД по Окружающему миру "Тайна снежинки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в старшей группе «Тайна снежинки»
Воспитатель: Антюшина Н.Б.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: Закрепить знания детей об основных свойствах снега и его назначении в природе.
Задачи:
«Познавательное развитие». Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Закрепить представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность в процессе экспериментальной деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
«Речевое развитие». Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь детей по данной теме, развивать навыки рассказывания с использованием мнемотехники.
"Художественно-эстетическое развитие". Развивать навыки художественно- творческой деятельности.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация к стихотворению Е. Трутневой «Первый снег», аудиозаписи, видео "Как появляются снежинки", снежинки из прозрачной пленки (по количеству детей), ножницы (по количеству детей), поднос, коробочки с мелкой солью, рисом, крахмалом, сахаром, кукурузными хлопьями, макет снежного сугроба, письмо, формочки со льдом, стаканчики, соляной раствор, пипетки, краска.
Ход занятия.
Игра-приветствие «Здравствуйте».
Дети заходят в зал. Приветствуют гостей.
Воспитатель. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение:
Здравствуй, здравствуй, милый друг!
Посмотри-ка ты вокруг!
Здесь есть ты, здесь есть я,
Будем вместе жить друзья!
Когда я была маленькой, как вы, любила слушать сказки, сказки – это всегда волшебство, чудо, и, какая-то тайна!
Сегодня мы отправимся в зимнюю сказку и попробуем раскрыть некоторые тайны, которые скрывает от нас зима. А спрятались они вот за этим окошком. Показ слайдов.
Узнали? (Ответ детей). Что же за этим окошком? (Ответ детей).
Конечно, это снег!
Чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.
Е. Трутнева «Первый снег».
Отгадайте загадку: Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала!
Дети отгадывают загадку. Объясняют, по каким признакам догадались. Рассказывают, что еще знают о снежинках.
Давайте, ребята, подарим нашим снежинкам комплименты.
Игра «Снежинка какая?»
Мы открыли первую тайну – все снежинки не похожи друг на друга, неповторимы.
А что такое снег? Кто знает ответ на этот вопрос? Ответы детей: снег – это много, очень много красивых снежинок.
Вторая тайна – что такое снег, откуда берутся снежинки?
А вот и наш друг Лисенок! Сейчас он поможет раскрыть эту тайну. Он расскажет об удивительном мире зимней природы.
Включается видеофильм. Но, неприятность, это видео оказывается без звука.
Задание. Ребята, вам нужно вместо Лисенка рассказать о том, что мы узнали: что же такое снег и откуда берутся снежинки. Кто поможет?
Рассказывание с опорой на видеофильм: - - образование снежинок; - каким бывает снег в разную погоду; - для чего нужен снег в природе.
Физминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой)
Будем их ловить руками (хватательные движения ладонями рук)
Любоваться, как цветами (вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает. (Кружатся на месте)
Сколько снегу намело, (показывают сугробы волнообразными движениями)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия) И в снежки играть пойдем.(садятся на места)
Ребята, посмотрите, какой огромный сугроб намело. Давайте подойдем и посмотрим. Здесь письмо! Интересно, от кого оно, посмотрите внимательно, возможно здесь где-то есть какая-нибудь подсказка? (дети замечают следы, определяют, что они похожи на следы Лисенка)
Интересно, что в письме? «Дорогие ребята! Мои волшебные коробочки помогут вам лучше узнать, какой бывает снег и на что он может быть похож».
Дети подходят к столу. Исследовательская деятельность.
1. Мелкая соль. Что в этой коробочке? (соль)
На что она похожа? (Снег, снежная пыль, маленькие льдинки.)
Снег похож на мелкую пыль? (ответы детей)
Как образуются мелкие льдинки-пылинки?
Водяные пары поднимаются высоко в небо, где холодно и превращаются вот в такие мелкие ледяные крупинки или снежную пыль
2. Рис. Что в этой коробочке? ( Крупа, рис.)
Снег может быть похожим и на крупу. Это бывает тогда, когда на улице нет сильного мороза, и дует сильный ветер. Он обламывает лучики у снежинок, и они становятся похожими на крупу.
3. Кукурузные хлопья. Что находится в этой коробочке? Ответы детей. (Хлопья).
Когда нет сильного мороза и ветра, снежинки падая, прилипают друг к другу и становятся похожими на хлопья.
4. Крахмал. Как вы думаете, что здесь? А теперь давайте нажмем на крахмал пальчиком и послушаем. Что вы слышите? (Дети слушают, как скрипит крахмал.)
Когда на улице сильный мороз, то снег скрипит под ногами, почему?
Это ломаются лучики снежинок. Их очень много и мы слышим скрип. (Дети вытирают руки салфетками)
5. Сахарный песок. Что здесь? Сахарный песок. А теперь посмотрите внимательно и скажите, какой сахар? (белый, сверкающий, блестящий…)
На что похож сахарный песок? (на снег).
А сейчас мы с вами вместе откроем еще одну тайну: почему же снег белый? Ответ на этот вопрос мы получим в нашей научной лаборатории.
Демонстрация опыта. (На столах лежат снежинки из прозрачной пленки, ножницы, поднос)
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим снежинку, посмотрите на свет, какая она? Прозрачная. Сделаем из одной большой снежинки много маленьких, разрежем её на мелкие-мелкие части. Для этого нам нужны ножницы. Кто нам напомнит правила работы с ножницами?
Держать ножницы острием от себя, не играть, не брать в рот и т. д.
Мы приступаем к созданию снега.
Самостоятельная деятельность (музыкальное сопровождение).
(Дети нарезают снежинку на мелкие кусочки и ссыпают на поднос)
Воспитатель: Какого цвета была снежинка? Снежинка была прозрачной.
Воспитатель: А сугроб, насыпанный из кусочков, получился какого цвета? Белый.
Вывод: Каждая снежинка состоит из частичек льда, т.е. множества ледяных кристалликов. Каждый такой кристаллик имеет грани (как драгоценный камень). Солнечный свет отражается от граней кристаллов, делая снег белого цвета. Если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета. Точно также в природе получается белый снег.
Ребята, зима очень веселое время года! Что вам нравится зимой? (Ответы детей.) Но всегда нужно соблюдать правила безопасности. Вспомните, какие опасности могут подстерегать нас зимой? А что однажды случилось с нашим другом, когда он слишком быстро шел по скользкой ледяной дороге? (Дети описывают ситуацию, случившуюся с другом в гололед)
Что же делать, чтобы избежать травм и аварий? Как убрать лед, не дожидаясь пока он сам растает? (Ответы детей: сбивать, счищать лед, посыпать песком, чтобы не скользить.)
А знаете ли вы, что для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.
Опыт «Цветные тоннели в ледяной глыбе»
Порядок действий:
1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в больших формочках.
2) Готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы. Добавляем в растворы краску.
3) Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.
Объяснение опыта.
Лед начал таять, как только мы достали его из морозильной камеры, т.к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, чтобы наш раствор соли замерз, нужна температура -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед.
Вот и еще одна тайна раскрыта. Снег и лед плавятся под действием соли.
Ребята, наша сказка подходит к концу. Мы побывали в волшебном мире снежинок, узнали только лишь некоторые тайны из многих, которые хранит в себе удивительный мир природы, и, которые вам предстоит еще познать.
А сейчас давайте пригласим наших гостей в «Волшебный мир снежинок», сделанный нашими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по развитию и формированию восприятия окружающего мира "СНЕЖИНКА"
Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел программы, в рамках которой п...
Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»
Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел программы, в рамках которой п...
Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром "Чудесные снежинки".
Закрепить знания детей о временах года, уточнять представления о зиме через знакомство со снежинками....
Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»
Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел программы, в рамках которой п...
конспект нод по окружающему миру "Снежинки, снежинки-белые пушинки"
конспект занятия...
Тайны снежинок Познаем окружающий мир – развиваем речь, обогащаем словарь.
Развитие речи ребенка и обогащение его активного словаря посредством наблюдений, опытов и словесных игр, не требующих специальной подготовки и атрибутов....
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Чудесные снежинки» ( средняя группа).
Задачи:1. Уточнить и закрепить знания о зиме, о свойствах снега.2.Учить детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Учить отвечать на поставленные вопросы педагога.3.Развивать ...