Непосредственно образовательная деятельность в форме занятия «По следам осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
НОД в форме занятия
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие. Речевое развитие.
Экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «По следам осени»
воспитатель высшей кв. категории
Тычкова Ирина Николаевна
подготовительная к школе группа
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы.
Программное содержание:
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
- Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
- Учить детей исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Оборудование и материал:
- Тайное письмо, написанное лимонным соком, стакан с йодной водой, кисть.
- Для исследования: лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
- Круг с картинками, 2 магнита, кленовый лист.
- Поднос с фруктами и отварными овощами.
- Костюмы (сентябринка, октябринка, ноябринка)
- Презентация «Краски осени»
- Цветные карандаши, листы с заданием.
Предварительная работа:
- Наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев.
- Сбор листьев разной формы и окраски.
- Беседы об осени.
- Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
- Разучивание стихов.
- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.
Развивающая среда: имитация осеннего леса.
Ход занятия
Воспитатель:
- Сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу почтальон принес письмо. Давайте посмотрим. Интересно, но конверт без подписи, ребята как нам узнать от кого это письмо? (предположения детей).
Воспитатель: А может это не простое, а тайное письмо, и написано оно тайными чернилами?
Воспитатель: А как же узнать что в нем написано? (предположение детей)
Воспитатель: У меня есть волшебная вода, я думаю, что она нам поможет.
- Когда-то, давным-давно, секрет ее поведала мне одна добрая фея. Давайте проверим.
Воспитатель смачивает конверт волшебной водой, и на нем проявляется слово «осень» (дети читают надпись)
Воспитатель читает письмо:
Красавица Осень спешила на бал,
Меняла наряды, цвета, украшенья.
И что же, последний листочек опал.
Расстроилась Осень, ей нет утешенья.
И хлынули слезы дождем проливным,
И холодно ей, и пропали надежды.
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье на бал? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет вам мой волшебный листок. (лежит в конверте)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем осени разобраться. Надо нам совершить путешествие по осенним месяцам.
Воспитатель:
- Назовите осенние месяца. (ответ детей)
- Назовите периоды осени: ранняя, золотая, поздняя.
-Ребята, назовите приметы осени (день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад; небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; люди надевают демисезонную одежду; собирают урожай овощей, фруктов и зерна)
Воспитатель: Молодцы, все назвали приметы, можно отправляться.
- Интересно, куда нас приведет листок ( показывает цифру 1). Ребята, как вы думаете, почему лист показал цифру 1? (предположения детей)
1 ребенок. Сентябринка:
Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка- серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какой урожай собирают в сентябре? (овощи, фрукты, грибы, ягоды)
- Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
- Волшебный лист нам показывает следующую картинку (ребенок с закрытыми глазами)
Игра «Угадай по вкусу»
Воспитатель: Посмотрим, что покажет нам листок (цифра 2)
2 ребенок. Октябринка:
Листьям — время опадать,
Птицам — время улетать.
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка.
Много дел и у меня:
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
Воспитатель: Ребята, почему октябрь называют листопадник (потому что опадают листья).
- Посмотрите, как красиво в лесу, какие нарядные стоят деревья.
Презентация «Краски осени»
Воспитатель: А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? ( Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.)
- А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? Нам подскажет волшебный лист ( показывает лупу). Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории.
Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы лучше рассмотреть лист мы воспользуемся увеличительным прибором — лупой. (дети сели за столы)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
- Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
- Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой
Воспитатель. А почему же листья желтеют осенью? (предположения детей) Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель. Возьмем листочек и вложим его внутрь сложенного пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: Пока лист летел , что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Наша лаборатория закрывается, а нам пора дальше отправляться (волшебный лист показывает цифру 3 )
- Уходит золотая пора, уносит с собой свои волшебные краски, на смену ей спешит её поздняя осень.
3 ребенок. Ноябринка:
Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка.
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Птиц не буду забывать,
Им придется зимовать.
Воспитатель: Ребята, почему Ноябрь называют – зимник (становится холодно, как зимой).
- А еще в ноябре осень встречается с зимой. Мы можем увидеть на улице как идет дождь со снегом, как будто осень не хочет уступать свои права, а зима уже спешит.
Воспитатель: А какие дожди осенью? (Моросящие, холодные, затяжные )
Включается шум дождя.
Воспитатель:
Пусть бушует непогода за окном-
Что нам унывать!
И в такое время года
Можно поиграть.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
Воспитатель: Позднюю осень называют «скучной порой». Почему? (предположения детей)
- Правильно дни стали короче, рано темнеет. Солнышко уже редко появляется. Все небо затянуто низкими, серыми тучами, часто идут проливные холодные дожди, по ночам небольшие заморозки. Почти все листья облетели и деревья стоят голые, только елочки да сосны зеленые.
- Поэтому осень загрустила по своему яркому наряду. Я думаю, что мы помогли осени разобраться, и осень выберет себе красивый наряд , а чтобы осень не опоздала на бал мы ей поможем сделать «выкройки листьев»
Дидактическое упражнение «Обведи по точкам и назови, какой листочек»
Рефлексия
- Что нового вы узнали?
- Какие опыта проводили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «По следам осени»
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: По следам осени"...
Конспект открытого занятия «По следам осени» в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "По следам осени"...
Занятие "По следам осени"
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе...
Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....
Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое " для детей подготовительной к школе группы.
- расширять представления детей об историческом времени:древность -старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии жилище, одежды, об их изменениях о...
Открытое занятие "По следам Осени"
Уточнить знание детей о видах деревьев, диких животных и птицах;Сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях;Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы....
Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....