«Волшебница СОЛЬ»
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебница СОЛЬ»
Тип проекта – познавательно – исследовательский
Участники - воспитатели, воспитанники средней группы
Цель: расширить и обобщить знания о свойствах соли, формировать представление о соли, как необходимом для человека продукте. формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Гипотеза: предположим, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Актуальность заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме.
Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»: Вызвать познавательный интерес у дошкольника об истории и добычи соли. Расширять представления о соли, ее свойствах и качествах, характере использования человеком. Приобщать к элементарному экспериментированию, способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями. Побуждать ставить цель, определять последовательность действий, оценивать и корректировать свои действия, радоваться результату экспериментирования.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»: Расширять кругозор посредством приобщения к опыту познания окружающего мира. Пробуждать положительное, бережное отношение к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»: Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Вызвать интерес к нетрадиционному рисованию (рисование солью).
Образовательная область «Речевое развитие»: Развивать свободное общение со взрослыми посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. Приобщать к слушанию познавательной и художественной литературы.
Образовательная область «Физическое развитие»: Развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством продуктивной деятельности. Активизировать двигательную активность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-дети познакомятся с некоторыми свойствами соли;
-дети научатся делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя формулировать выводы;
-у детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень владения связной речью, пополнится словарный запас; воспитанники станут более любознательными, станут бережнее относиться к используемым материалам.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Беседа: Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
«Хлеб – соль!» – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
8 тысяч лет люди используют соль в пище. Откуда она берётся? Из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль».
Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.
Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
И наоборот, бессолевая диета применяется только в лечебных целях и проводится под наблюдением врача.
Сколько же соли нужно человеку в день?
Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).
Свойства соли:
Выяснили, что соль твёрдая и состоит из кристаллов, на вкус солёная, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.
Мы провели опыты:
Опыт. «Свойства соли»
Мы рассмотрели соль и узнали, что она бывает мелкая, крупная и морская. Частицы соли похожи на кристаллики.
Она соленая, белого цвета, не имеет запаха. На ощупь соль сухая и сыпучая, растворяется в воде.
Вывод: Соль используют при приготовлении пищи.
Зная, что соль растворяется в воде, мы решили узнать, в какой воде она раствориться быстрее: в горячей или холодной?
Опыт. «Соль растворяется в воде».
Для этого опыта мы взяли 2 стакана. В один налили холодной воды, а в другой
– горячей (на стаканах обозначили температуру воды кружочками) В оба стакана насыпали по три ложки соли и хорошо перемешали.
В результате опыта мы увидели, что в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее. Но в одном и другом стакане она осталась прозрачной и бесцветной. Мы попробовали воду на вкус. Она стала соленой.
Вывод: Чем горячее вода, тем быстрее в ней растворяется соль.
Соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.
Одним из самых веселых и удивительных опытов был опыт, который мы провели с яйцом.
Опыт. «Плавающее яйцо».
Мы взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. В один из стаканов насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали. Затем в стаканы опустили яйца. Там, где вода была пресная, яйцо сразу же опустилось на дно, а в стакане с соленой водой оно осталось на поверхности воды. Это было необыкновенное чудо, о котором мы даже не догадывались.
Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому яйцо не тонет.
Опыт. «Соль и лед».
Для этого опыта мы приготовили кусочки льда, положили их на тарелочку и сверху посыпали солью. Неожиданно для нас началось необыкновенное чудо: лед на глазах стал превращаться в воду. Что же произошло? Оказывается, лед от соли тает. На этом опыте мы еще раз убедились в том, что это свойство соли (растопить лед) используют зимой, когда обрабатывают дороги от гололеда.
Вывод: При взаимодействии льда с солью, лед начинает таять.
Опыт «Окрашивание соли»
Мы решили проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли использовали гуашь. Нам понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги мы налили гуашь, насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Поставили соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и засыпали в баночку, чередуя цвета.
Благодаря исследовательской деятельности в ходе проекта, выяснили:
- что соль обладает полезными свойствами для жизни человека
- является интересным материалом для проведения опытов и творчества.
-участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы
Программное содержание:· Расширять представления о соли её свойствах и качествах.· Формировать способы зрительного и...
Проект "Волшебница - соль"
Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...
НОД "Волшебница-соль"
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.Возрастная группа: старшая.Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция ...
Интегрированное занятие "Волшебница соль"
Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...
Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...