План по самообразованию педагога «Формирование познавательных умений посредствам экспериментирования»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Цель: создать оптимальные условия для формирования и развития познавательно-исследовательских умений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_16_-_17.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
Ф.И.О. педагога: Пинчугова Марина Юрьевна
Тема самообразования: «Формирование познавательных умений посредствам экспериментирования».
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие познавательных умений у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для формирования и развития познавательно-исследовательских умений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательные умения детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План по самообразованию педагога
на 2016 – 2017 уч. г.г.
№ п/п | Задачи | Содержание работы/ Мероприятие | Дата | Результат | |
1. | Подбор методической и периодической литературы | Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Анализ изученной литературы. | |
2. | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, пополнение центра природы и экспериментирования: дидактическим материалом, оборудованием. | Сентябрь - май | Мини – лаборатория. | |
4. | Создание картотеки опытов и экспериментов. | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Сентябрь - май | Картотека опытов и экспериментов. | |
Работа с детьми | |||||
1. | Познакомить со свойствами песка. | Цикл экспериментов с песком: «Песчаная страна». | Сентябрь | Знают свойства песка. | |
2. | Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | Цикл экспериментов: «Палитра». | Октябрь |
| |
3. | Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими. | Цикл экспериментов: «Фокусы магнита». | Ноябрь | Выделяют предметы, взаимодействующие с магнитом. | |
4. | Познакомить со свойствами воды. | Цикл экспериментов: «Вода – это жизнь». | Декабрь | Знают свойства воды. | |
5. | Формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, кожи и их роли при восприятии человеком окружающего мира. | Цикл экспериментов: «Человек». | Январь | Знают строение человека, функции органов чувств. | |
6. | Познакомить детей с физическими понятиями: - сила», «трение»; выявить свойство предметов — массу; расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами. | Цикл экспериментов: «Всё обо всём». | Февраль | Знают: понятия масса, трение, сила; меры длинны. | |
7. | Выявит потребность растения в воздухе, дыхании; определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Цикл экспериментов: «Растение – живой организм». | Март | Определили факторы внешней среды необходимые для роста и развития растения. | |
8. | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения | Цикл экспериментов: «Свет и тень». | Апрель | Знают, как образуется тень. | |
9. | Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе. | Цикл экспериментов «Все обо всём» | Май | Самостоятельно с помощью алгоритма выполняют опыт. | |
Работа с родителями | |||||
1. | Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе. | Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. | Сентябрь | Создание и оборудование центра природы и экспериментирования. | |
2. | Проконсультировать родителей о значении экспериментальной деятельности. | Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка. | Октябрь | Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей». | |
3. | Составление памятки о поддержании познавательного интереса детей. | Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность | Декабрь | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | |
4. | Составить рекомендации о экспериментировании и наблюдении и наблюдении о время прогулок с детьми. | Дать представление о том, что на прогулках предоставляется множество возможностей для всестороннего развития ребёнка. | Февраль | Рекомендации: «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок» | |
5. | Фоторепортаж. | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | В течении года | Фотовыставка «Юные исследователи». |
План по самообразованию на 2017 – 2018г.г.
№ | Задачи | Содержание работы/ мероприятие | Дата | Результат | ||||
1. | Подбор методической и периодической литературы. | Изучение методической литературы. | Сентябрь - май | Анализ изученной литературы. | ||||
2. | Создание предметно-развивающей среды. | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, пополнение центра природы и экспериментирования: дидактическим материалом, оборудованием. | Сентябрь - май | Мини – лаборатория. | ||||
3. | Создание картотеки опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста. | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Сентябрь - май | Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста. | ||||
Работа с детьми | ||||||||
1. | Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, некоторые вещества растворяются в воде). | «Водичка –водичка»; «Считалочка – купалочка». | Октябрь | Знают свойства (цвет, запах) воды. | ||||
2. | Обнаружить воздух, образовать ветер. | «Ветер по морю гуляет»; «Кто разбудил китёнка». | Ноябрь | Выявели, что ветер – это движение воздуха. | ||||
3. | Дать представление о свойствах снега и о том, что вода может превращаться в лед. | «Тайны снега и льда»; «Тает льдинка». | Декабрь | Знают свойства снега и льда. | ||||
4. | Закрепить знания о свойства воды (может нагреваться, остывать, замерзать, таять). | «Времена года»; «Горячо - холодно». | Январь | Закрепили знания о свойствах воды. | ||||
5. | Показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми. | «Сказка о камешке»; «Тонет – не тонет». | Февраль | Знают о том, что предметы могут быть тяжёлыми и легкими. | ||||
6. | Дать представление о том, что вода может изменять направление движения. | «Как вода гулять отправилась»; «Рыбалка». | Март | Знают свойства воды (текучая, меняет направление движения). | ||||
7. | Расширять представления о свете. | «Что в коробке»; «Солнечные зайчики». | Апрель | Сформированы представления о свете. | ||||
8. | Познакомить со свойствами песка, развивать игровые навыки. | «Песок - это множество песчинок»; «На мокром песке остаются следы, отпечатки». Итоговое мероприятие: «Путешествие капельки» | Май | Знают свойства мокрого и сухого песка. | ||||
Работа с родителями | ||||||||
1. | Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе. | Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. | Сентябрь | Создание и оборудование центра природы и экспериментирования. | ||||
2. | Приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях. | Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка. | Октябрь | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | ||||
3 | Составление рекомендаций о поддержании познавательного интереса детей. | Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность | Декабрь | Рекомендации «Поддержание активности в познавательной деятельности ребёнка». | ||||
4. | Составить рекомендации о экспериментировании и наблюдении и наблюдении о время прогулок с детьми. | Дать представление о том, что на прогулках предоставляется множество возможностей для всестороннего развития ребёнка. | Февраль | Рекомендации: «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок». | ||||
5 . | Оформить фотовыставки для родителей | Фотозарисовка детей во время познавательно исследовательской деятельности. | В течении года | Фотовыставка «Юные исследователи». |
План по самообразованию на 2018 – 2019 г.г. Тема самообразования: «Формирование познавательных умений посредствам экспериментирования» | ||||||||
№ | Задачи | Содержание работы/ мероприятие | Дата | Результат | ||||
1. | Подбор методической и периодической литературы. | Изучение методической литературы. | Сентябрь - май | Анализ изученной литературы. | ||||
2. | Создание предметно-развивающей среды. | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, пополнение центра природы и экспериментирования: дидактическим материалом, оборудованием. | Сентябрь - май | Мини – лаборатория. | ||||
3. | Создание картотеки опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста. | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Сентябрь - май | Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста. | ||||
Работа с детьми | ||||||||
1. | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды; дать понятие о значимости воды в жизни человека. | «Путешествие с капелькой»; «Значение воды в жизни растений»; Игра « Водяной у нас в гостях». | Октябрь | Знают свойства воды, его значение; знают о важности воды для жизни и роста растений. | ||||
2. | Расширять знания о воздухе; познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. | «Поиски воздуха»; «Ветер, ветер, ветерок»; | Ноябрь | Умеют называть свойства воздуха; делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. | ||||
3. | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы и дерева. | «В гостях у Карандаша Карандашовича»; «В мире пластмассы». | Декабрь | Знают свойства дерева и пластмассы, а также их различия. | ||||
4. | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. | «Почему растаяла Снегурочка»; «Вода, лед, снег». | Январь | Знают сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | ||||
5. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики. | «Метал»; «Действие магнита на предмет». | Февраль | Выделяют предметы, взаимодействующие с магнитом. | ||||
6. | Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его свойства. | «Путешествие в мир стеклянных вещей»; «Стекло, его качества и свойства». | Март | Определяют свойства стекла. | ||||
7. | Помочь выявить причину потребности растения в воде, свете, воздухе. | «Чудеса растений»; «Зачем растения вертятся». | Апрель | Определили факторы внешней среды необходимые для роста и развития растения. | ||||
8. | Дать элементарные понятия о почве, песке, глине, камнях. | Почва( песок, глина камни); «Песочная страна». | Май | Различают почву, песок, глину, знают некоторые их свойства. | ||||
Работа с родителями | ||||||||
1. | Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе. | Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. | Сентябрь | Создание и оборудование центра природы и экспериментирования. | ||||
2. | Проконсультировать родителей о значении экспериментальной деятельности. | Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка. | Октябрь | Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей». | ||||
3 | Составление рекомендаций о поддержании познавательного интереса детей. | Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность | Декабрь | Рекомендации «Поддержание активности в познавательной деятельности ребёнка». | ||||
4. | Проконсультировать родителей о необходимости наблюдения и наблюдении о время прогулок с детьми. | Дать представление о том, что на прогулках предоставляется множество возможностей для всестороннего развития ребёнка. | Февраль | «Научите ребенка любить живую природу». | ||||
5. | Оформить фотовыставки для родителей | Фотозарисовка детей во время познавательно исследовательской деятельности. | В течении года | Фотовыставка «Юные исследователи». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"
Цель : Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:Создать условия для исследовательской д...
План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»
Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...
Практикум для педагогов «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экспериментирования»
Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очен...
План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»
Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...
План по самообразованию педагога «Формирование представлений о профессиях через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В данн...
План по самообразованию: Тема: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
План по самообразованию: Тема: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.Подготовила воспитатель: Христофорова Екатерина АфанасьевнаСоде...
Перспективный план по формированию познавательного интереса посредством экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста
Создание условий для формирования и развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....