План по самообразованию педагога «Формирование представлений о профессиях через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Масликова Юлия Игоревна

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В данном плане представлено направление работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazvaniyu.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема: «Формирование представлений о профессиях через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

Цель: Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи:

-Формировать у детей представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

-Дать возможность сориентироваться в профессиях, выявить свои стремления,

желания и наклонности.

-Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

-Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

-Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

-Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

План мероприятий

месяц

Задачи

Формы работы

Сентябрь

школа

  • Обобщать знания детей о профессиях школы (учитель, директор). Формировать и расширять представления детей о труде учителя.
  • воспитывать уважение к профессии учитель. Знакомство детей с понятием «Колледж», «Вуз» и профессиями данных учреждений.

Сюжетно – ролевая игра «Школа»

 Экскурсия в школу

Библиотекарь

Знакомить с трудом библиотекаря;

Формировать представление детей о библиотеке;

воспитывать уважение к труду работников библиотеки;

Беседа «Мои любимые книги»

Сюжетно-ролевая  игра «Библиотека

Чтение стихотворения

С. Я. Маршака «Как печатали книгу»

С.Жупанин « Я - библиотекарь»

Выставка в группе «Книги разные нужны, книги всякие важны»

Показ кукольных спектаклей

Настольные и дидактические игры «Назови автора книги», «Разложи по порядку» (схема изготовления книги), «Расскажи сказку».

Ремонт «больных» книжек

Экскурсия в библиотеку

Октябрь

Сельское хозяйство

 Расширить представления детей о сельском хозяйстве.

- Познакомить детей  с сельскохозяйственными профессиями, помочь понять важность и  необходимость каждой профессии (фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер).

-Развивать представления о сельскохозяйственной деятельности человека.

-Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; упражнять в правильном употреблении названий сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона).

-Воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям, присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.

Беседа на тему «Кто такой комбайнёр?»

беседы: «Труд людей в селе», «Сельскохозяйственная техника», «Как трудились наши предки».

Просмотр презентаций «Как появился хлеб»

Чтение пословиц и поговорок о хлебе

Рассматривание иллюстраций «На поле», «На ферме»

Коллективная работа группы – макет «Огород».

Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Все работы хороши», Д. Кедрин «Бабье лето», Э. Успенский «Трое из Простоквашино», Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня», С. Нурдквист «Переполох в огороде», сказки «Колосок», «Хаврошечка», «Липунюшка».

Сделать дидактические и настольные игры «Профессии села», «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?», «Вершки и корешки», «Что растёт в поле», «Отгадай профессию».

Д/и «Поймай – скажи», Д/и «Отгадай профессию», «Отгадай орудие труда».

ноябрь

Деревообрабатывающее предприятие

Познакомить с профессиями:

Пилорамщик, Столяр

Расширить знание детей о профессиях связанных с деревообрабатывающим предприятий.

Просмотр презентации «Пилорамщик кто это?»

Чтение произведений о профессии столяра: стихотворения О.Имельяновой.

 Беседы «Зачем нужен столяр?»

Декабрь

Металлургия

Металлообрабатывающие заводы

Познакомить детей с профессиями людей, работающих на металлургических заводах:

металлург, сталевар, сварщик, конвертерщик, разливщик, прокатчик;
Познакомить детей с  трудовыми действиями этих профессий,  результатами  их труда,  оборудованием, инструментам,

«Беседа о профессии металлурга»

Сюжетно – ролевая игра «Металлург»;

 Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»

Игровая деятельность

· дидактическая игра «Угадай профессию»; Д/игра «Кому, что нужно для работы?», Д/игра «Собери картинку».

· Игры-викторины: «Знатоки профессий»;

 «Спор профессионалов»;

«Угадай профессию по ключевым словам».

· Этюды: «Угадай, кем я хочу стать?» (по действию); «Покажи разные профессии» (с использованием орудий труда).

· Пословицы о труде

Беседа «Знакомство с различными видами выпускаемой продукции в

металлургии». Чтение стихотворения Л.Яниной « Пуск завода».

беседы «Кто такой металлург?», «Как развивалась металлургия» 

Январь

 РЖД

Уточнить и расширить представления детей о железнодорожном транспорте и  профессиях (машинист, проводник, диспетчер, монтер пути, обходчик, осмотрщик вагонов, билетный кассир), инструментах необходимых для работы ;

Развивать интерес к железнодорожным профессиям;

 Сформировать понимание того, что работа на железной дороге нужна и ответственна;

Познакомить  с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе;

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых;

Воспитывать интерес к профессии железнодорожника.

Презентация по теме «Какие бывают вагоны»; Видеоролик «Из истории развития железной дороги»;

Создание альбома «Железнодорожные профессии»;

Отгадывание загадок;

Чтение книги С.Я. Маршака «Багаж»;

 Знакомство со стихотворением В. Степанова «Белый терем, зимний лес»;
Рассматривание цветных иллюстраций на тему «Кто работает на железной дороге»;

Февраль Банковский работник

Расширять представления детей о профессиях, связанных с банком (управляющий,

консультант, кассир, секьюрити, программист);

Познакомить детей с деятельностью банка (хранение, получения денег, обслуживания людей). 

Беседа «Зачем человеку деньги?», «Кто работает в банке?»

Дидактическая игра «Орудия труда банкира».

Сюжетно-ролевая игра «Банк» 

Изготовление банкнот и банковских карточек.

Изготовление лотерейных билетов.

Рисование монет.

Экскурсия в банк с родителями.

Ландшафтный дизайнер

Познакомить детей с понятием «Ландшафтный дизайнер»;

Формировать представления детей о работе ландшафтного дизайнера;

Формировать представления детей о многообразии растительного мира и осознанного  отношения к растениям;

Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности детей.

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

 Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

 Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

 Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру.

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, человеку.

Беседы: о труде садовода, о цветах, насекомых.

Беседа: «Кто любит цветы, тот не может быть злым»,  «Для чего человек сажает лес?»

Беседа: «Жители цветочной клумбы»(о насекомых)

Рассматривание иллюстраций (цветов, насекомых)

Стихи, загадки, пословицы о цветах и насекомых.

Чтение художественной литературы: «Золотой луг» М. Пришвин, «Желтый, белый и лиловый» Н. Павлова, «В живой комнатке» Н. Павлова. Сказка «Аленький цветочек»,

Ф. Губайдулина «Бэпембэ»(одуванчик, «Подснежник»

Н.Павлова «Растения осенью», А.Прокофьев «Рябины», Е.Благинина

«Рябина», К.Ушинский «Почему опустел лес?», Ю. Прокопович «Раненные деревья»

«Ой, ты мой дубочек», «Запах волшебства», И. Токмакова «Деревья»

 Игры: «Собери цветок», «Что сначала что потом?», «Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек»

Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?», «посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста, наблюдение за цветами, ведение дневника наблюдений).

 Эксперимент «В какую почву лучше посадить растение»

 Акция с родителями «Цвети любимый детский сад»

Март

 Модельер

 Расширять представления детей о работниках ателье.

Развивать умение комбинировать представления, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.

Активизировать словарь детей: ателье, клиент, приемщик, модельер, выкройки, швея, Мастер по ремонту швейных

Дид. игры «Оденем куклу», «Кто что носит?», «Что надену?», «Я модельер».

-Беседы «Об одежде» «Где берём одежду?», «Модная и современная одежда», «Одежда для разных случаев (спортивная, праздничная, повседневная), «Кто работает в ателье?»,

-С родителями посетить магазин «Ткани». Рассмотреть разновидности и многообразие тканей.

-Экскурсия в ателье.

-Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по теме.

-Рассматривание журналов мод.

-Предложить родителям принести фото детей нарядно одетых.

-Конкурс детских рисунков на самую яркую и красивую вывеску.

-Чтение художественной литературы:

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский «Кем быть?», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», В. Осеева «Волшебная иголочка», Н. Носов «Заплатка», Е. Благинина «Научу одеваться и братца»

Апрель Шахтер

Познакомить детей с трудом шахтера, разными профессиями: машинист, горнорабочий, электрослесарь подземный, горный инженер;

 Познакомить детей сразными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают шахтерам: горный комбайн, вагонетка, конвейер;

Воспитать у детей уважения к сложному труду шахтера.

 

Создание мини-музея (макет шахты, музей камней, каски, наушники, фонари, одежда шахтера, кукла-шахтер и др.).

сюжетно-ролевая  игра «Шахтер».

Чтение художественной литературы «Кем быть».

Май

Салон красоты

расширять и конкретизировать представление о профессии парикмахер; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь. Познакомить  со специалистами салона красоты: парикмахер, визажист, косметолог, массажист, маникюрша, администратор;

Раскрыть смысл деятельности специалистов салона красоты: парикмахер, визажист, косметолог, массажист, маникюрша, администратор;

  Обобщение представлений о назначении салона красоты, деятельности специалистов, работающих в нем

Беседа: Что такое «Салон красоты?»

Работа с родителями

Мероприятие

Цель

Срок

-Консультация  «Как знакомить ребенка с профессиями»

-Консультация «Сюжетно – ролевая игра, как инструмент ранней профориентации дошкольников»

Усвоение родителями определенных знаний, умений. Помощь в разрешении проблемных вопросов.

Сентябрь

Апрель

-Выступление родителей с рассказами о своей профессии (Гость группы)

Вовлечь родителей в образовательный процесс по формированию ранних представлений детей о мире современных профессий.

Февраль-май

-Выставка семейных рисунков «Сколько разных профессий»

-Создание альбома группы

«Профессии родителей»

-Выставка  детских фотоколлажей «Профессия моей мечты» или «Кем я буду»

-Конкурс среди семей воспитанников на лучшую настольную/дидактическую игру, сделанную своими руками «Все профессии важны – все профессии нужны»

-Выставка семейных рисунков «Профессии, которые нас защищают»

-Выставка рисунков «Женские профессии»

-Фотовернисаж «Профессии прошлого» или «Кем был/а мой дедушка/бабушка»)

Привлечение родителей к совместной, творческой, продуктивной деятельности

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Март

Апрель

Май

Приобретение художественной и методической литературы по теме.

Приобретение дидактического и игрового материала, настольно – печатных игр; помощь в изготовлении теистических папок с наглядным, демонстративным материалом.

Подбор репродукций картин, раскрасок по теме

Вовлечение родителей в процесс создания РППС, способствующей формированию интереса к профессионально – трудовой деятельности детей

Октябрь-Январь

-Стенд «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

-Папка-передвижка «Дошкольник в мире профессий»

-Памятка «Как следует знакомить ребенка с профессиями»

-Папка-раскладушка «Выбор профессии»

Педагогическое просвещение родителей по теме ранней профориентации детей в условиях семейного

воспитания

Октябрь

Ноябрь

Март

Май

-Родительское собрание «Игра в жизни ребенка»

-Семинар-практикум «Зачем нужна работа по ранней профориентации детей в ДОУ»

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует просвещению родителей в данной теме.

Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения

Сентябрь

Март

Работа с педагогами

Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Ноябрь

Мастер – класс: «Умелые руки не знают скуки»

Февраль

Мастер-класс для педагогов «Кейс-технология в ранней профориентации»

Апрель

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- Сформируется наличие определенных знаний и представлений о профессиях в том числе своих родителей (место работы родителей, значимость труда, гордость и уважение к труду взрослых);

- Улучшение обеспечения активности ребенка в процессе его социализации;

-понимание детьми значения слово «профессия».

- сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

-умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

-повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека у детей старшего дошкольного возраста, через природоохранную деятельность.

Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека у детей старшего дошкольного возраста, через природоохранную деятельность....

Формирование представлений о профессиях через проектную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»

Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге  у детей старшего дошкольного возраста через  использование  дидактических  игр и пособий...

Перспективный план по формированию представлений о культурном наследии родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями по музейной педагогике....

«Конструирование, как средство игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста» самообразование

Существует несколько видов игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:- предметные, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, строительно-конструктивные.Одним из ...

Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений.

Конспект непосредственно образовательной деятельности: "Забавные фокусы":Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»

План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...