Проект
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Творческо – исследовательский
проект в старшей группе
«Птицы»
Подготовила: воспитатель Лапкина И.В
Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни зимующих и перелетных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам; развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными обычаями и традициями.
Задачи проекта:
расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;
расширить и закрепить представления о жизни зимующих и перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни зимой и весной после перелета;
познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Тип проекта: групповой, творческо-исследовательский, краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
Актуальность:
Детям необходимо с раннего возраста давать элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызывать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая, каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.
Проведенная предварительно диагностика показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.
Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц через образовательную, совместную продуктивную деятельность, привлекая к работе и родителей.
Ожидаемый результат:
- У детей сформируются знания о жизни зимующих и перелетных птиц.
- У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, к культуре русского народа.
- Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта.
1.Организационный этап.
Изучение уровня знаний по теме. Определить актуальные знания детей о перелетных птицах.
Подбор методической и художественной литературы.
Изготовление, подбор дидактических пособий по теме.
Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по проблеме.
Взаимодействие с родителями: познакомить с проектом. пригласить к сотрудничеству.
2.Основной этап.
№ п/п | День недели | Проектная деятельность | Задачи |
1. | Понедельник | Беседа о жизни перелетных птиц, чем питаются, где выводят потомство, зачем птицам перелет в теплые края Д/и «Назови перелетных птиц», «Назови птенцов перелетных птиц», «Ай да птица, что за птица!» Рисование птиц для стенгазеты «Пернатые друзья» Консультация для родителей «Хочу все знать» | Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов. Закреплять умение передавать внешние признаки объекта разными изобразительными средствами. Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Перелетные птицы» Привлечь родителей для участия в проекте. |
2. | вторник | Чтение рассказов Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше» Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями. | Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Развивать выразительность речи. Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации. |
3. | среда | П/и «Воробушки», «Ловлю птиц на лету», «Летает – не летает», «Голубь» Конструирование «Сказочная птица» | Учить детей двигаться в одном направлении, ориентироваться в пространстве, выполнять правила игры. Развивать умение создавать образы птиц из бумаги, придавая ей нужную форму. |
4. | четверг | Д/и «Кто как голос подает?», «Кто, где живет?» Заучивание потешки «птички-невелички», закличек «жаворонушки» Заучивание загадок и стихов к развлечению. | Активизировать глагольный словарь. Развивать способность к подражанию голосам птиц. Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков Развивать память, выразительность речи. |
5. | пятница | Выставка работ детей совместно с родителями и воспитателями по теме проекта. Викторина «Птицы» | Представить результат творческой деятельности детей. Отметить сотрудничество родителей с детьми. Подвести итог проделанной работы. Обобщить и систематизировать знания о перелетных птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе, к русскому фольклору. Создать радостное праздничное настроение. |
3. Заключительный этап
Выставка работ детей совместно с родителями и воспитателем по теме проекта.
Развлечение: викторина «Птицы»
Оценка результатов деятельности:
В ходе реализации творческо-исследовательского проекта «Перелетные птицы» в подготовительной группе достигнуты определенные результаты:
- Сформированы устойчивые знания о жизни зимующих и перелетных птиц.
- Приобретены навыки исследовательской работы, получены новые факты из жизни птиц, вызван интерес к жизни птиц.
- Создан интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству.
- Сформированы определенные навыки в изображении птиц в разных техниках и из разных материалов.
- Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!»
Стрекотунья, белобока,
Наша сплетница…
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её…
Прилетают к нам зимой,
Им не нужен летний зной.
Грудка ярче, чем заря,
У красавца…
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
(Утка)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина ... (орла)
И петь не поет,
И летать не летает...
За что же тогда
Его птицей считают?
(Страус)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"
(Кукушка)
Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.
(Грач)
Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
воробей
Хочет – прямо полетит, |
жаворонок |
Встали братья на ходули, |
журавль |
Кто такой весенним днем
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов -
Маленьких таких птенцов?
ласточка
Проживает в странах жарких, |
павлин |
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончил лов, забрал улов,
Поднялся ввысь - и был таков.
пеликан
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
синичка
Два огромных страшных глаза |
сова |
Днём сидит он, как слепой,
А лишь вечер - за разбой.
филин
На репье он очень ловко |
щегол |
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
«ПТИЦЫ».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
Цель: учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры. Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.
Воробей ходит по земле.
Ворона долбит дерево.
Клест клюет сало, и т.д.
«ПТИЧКИ И КОШКА»
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.
Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.
Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
«СОВУШКА»
Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.
Ход: все дети - птички, бабочки и т.д., один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.
«ПТИЧКИ И КОШКА»
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: восп-ль выкладывает круг из веревки или шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают водящим - кошкой (вороной), которая находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек.
Правила: ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу.
Усложнение: дети не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают;
«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ»
Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности
Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.
«Птичка и птенчики»
Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.
Ход: Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. На слова «Полетели — полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3—4 раза.
Правила: Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома — там больше корма.
«Воробышки и кот
Цель: упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги; в умении быстро реагировать на сигнал; бегать с увертыванием.
Ход: Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5—6 раз.
«Кот и воробышки»
Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.
Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.
Воробышки приближаются к коту:
Котя, котенька, коток,
Котя - черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту
«Птички в гнездышках»
Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.
Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.
«Воробышки»
Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.
Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.
«Попрыгай, как….»
Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.
Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:» Правильно, угадали».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...