НОД "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД "Воздух - невидимка" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-nevidimka.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п. Агириш»
НОД
ОО ПР/модуль «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»/+ ОО РР /модуль «Развитие речи»/
Тема: «Воздух - невидимка»
в старшей группе компенсирующей направленности
Выполнила: Воспитатель
Тетерина О.А.
2018г.
Вид НОД: интегрированное: ОО ПР/модуль «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»/+ ОО РР /модуль «Развитие речи»/
Форма занятия: познавательно - исследовательская
Цель: Обогащение и систематизирование знаний детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
- Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Развивающие:
- Развивать связную речь, расширять и активизировать словарь по данной теме.
- Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к познавательно – исследовательским занятиям.
Индивидуальная работа: ЯгублуАйдан – закреплять правильность произношения слов, ПеревозкинСаша – совершенствовать умение анализировать, делать выводы.
Словарная работа: активизация словаря: опыты, выводы, лаборатория, бесцветный, почувствовать, ёмкость, вес, легче – тяжелее, эксперименты.
Предварительная работа: сообщение о воздухе, просмотр презентации «Воздух», загадывание загадок про воздух.
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал: Интерактивная панель, презентация,
- Раздаточный материал: Сундучок с воздухом, часы, целлофановые пакеты, палочки деревянные, трубочки, стаканы с водой, баночки с различными запахами, дезодорант, дудочки, свистульки, веера, трубочки пластмассовые, гуашь, листы бумаги.
ХОД НОД:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Воспитатель: Посмотрите ребята пожалуйста на экран. К нам в гости пришёл воздушный человек и он говорит, что его сюда принёс ветер. Он ничего не знает о воздухе и ему очень интересно узнать. Можно ли ребята он останется с нами? И если ему понравится, то он подарит вам подарки.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, ничего без разрешения не трогать.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.
1.Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»
Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)
Вывод: человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)
2.Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).
Вывод: воздух бесцветный.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит). Какой бывает воздух? (тёплый, холодный)
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)
3.Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?
Дети: Идёт пар.
Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.
4.Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет дезодорант)
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
5.Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).
Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)
Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)
Воспитатель: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.
Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?
Воздушный человечек: Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!
Дети: Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Занятие "Воздух - невидимка"
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
Тема: воздух – невидимка
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....