проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Планета детства»Комбинированного вида д/с «Аленький Цветочек»
п. Комсомольский Чамзинского района
Педагогический проект
«Животные России»
в старшей группе
Воспитатель:
Лапкина И.В.
п.Комсомольский
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,
что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными,
тот не может быть добрым человеком.
(А. Шопенгауэр)
Паспорт проекта
Тема: «Животные России»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий
Вид проекта: групповой
По содержанию: открытый, детско-взрослый, внутри группы; фронтальный (дети и семьи воспитанников)
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители,музыкальный руководитель
Продолжительность: долгосрочный (в течение одного квартала)
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни).
Методологической основой разработки проекта явились:
1. Гончарова Е.В. «Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ», Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.
2.Программа «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Актуальность темы
Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. Одной из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром России.
Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, дает представления о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.
Проблема
На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу; для чего нужна красная книга; кто заботится о животных зимой в лесу?
Гипотеза
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.
В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.
Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.
Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.
Цель проекта
Формирование представлений у детей об удивительном мире диких животных, обитающих на территории России; формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира бережному отношению к животным.
Цель детей
Получить как можно больше сведений о животных, об их образе жизни.
Задачи
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Мир удивительных животных» через организацию предметно-развивающей среды.
- Разработать учебно-методическое обеспечение, предусматривающее формирование представлений у детей об удивительном мире диких животных: характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.
- Научить дошкольников добывать информацию из различных источников и применять ее в различных видах детской деятельности.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к познанию дикой природы, чувства удивления и восхищения миром природы через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых.
- Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему животного мира).
План действий по достижению цели
Этапы реализации проекта | Задачи и содержание деятельности |
Организационно-подготовительный (информационной-накопительный) | Выявление первоначальных знаний детей о диких животных Анализ и создание развивающей предметно-пространственной среды Составление перспективного плана тематических занятий Подбор и изучение познавательной литературы и информации по теме проекта. Разработка учебно-методического обеспечения, предусматривающее формирование об удивительном мире диких животных: характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России. Знакомство с редкими исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная Книга» |
Основной (организационно-практический) | Создание в группе условий для реализации проекта Деятельность в соответствии с планом проекта |
Заключительный | - Выставка рисунков и поделок «Животные России» - Оформление лэпбука «Животные нашего края» - Организация совместного детско-родительского досуга - Презентация проекта |
Ресурсное обеспечение проекта
Финансовые затраты: приобретение обучающих плакатов, литературы
Трудовые затраты: привлечение специалистов: инструктора по физической культуре, музыкального руководителя
Оборудование : ноутбук, мультимедийное оборудование
Материальные затраты: цветные карандаши и восковые мелки, картон, бумага для рисования, трафареты, наборы строительных материалов, кубики, конструктор лего, природный и бросовый материал для поделок
Действия, обеспечивающие реализацию проекта
- Составление схемы реализации проекта
- Составление и реализация плана тематической недели, посвящённой Дню защиты животных
- Составление плана работы с родителями с целью их привлечения к сбору информации о животных для создания папки-книжки «Дикие животные наших лесов», пополнения книжного уголка книгами о животных.
Результаты реализации проекта
Созданы условия для формирования представлений у детей о животном мире нашей планеты,:
- Создана предметно-развивающая среда:
- подобраны детская и методическая литература по теме «Мир удивительных животных»
- изготовлена интерактивная папка лэпбук «Животные нашего края»
- оформлены альбомы детских рисунков, (раскраски про животных).
- оформлена выставка поделок.
- подобраны познавательные видеоролики и мультфильмы
- Разработаны:
- Картотеки дидактических игр по теме «Дикие животные», «Звери в зимнем лесу»
- Дидактическая игра «Кто чем питается», «Чьи следы»
- Викторина «Животные готовятся к зиме»
- Беседа «Роль собак в ВОВ»
- У дошкольников удалось сформировать интерес к познанию животного мира через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых
- Дети научились добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Вывод
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о животном мире нашей планеты.
Литература
Скоролупова О. А. «Дикие животные». М.: Издательство Скрипторий, 2006.
Горькова Л. Г., А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
И. А. Гурина. Уроки о животных «Лесные жители»
А. П. Савина. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» .Старшая группа.
.В. Вострухина. Л. А. Конрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».
Т. А. Кудряцова. «Я живу в России».
Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу»
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).
Схема реализации проекта «Животные России»
Разделы программы | Задачи | Содержание работы | Виды детской деятельности |
Познавательное развитие | Создать условия для: - расширения кругозора детей о диких животных; - развития наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности; - поддержки интереса к решению проблемных задач - развития поисково-познавательных способностей. |
1. Рассказ воспитателя о диких животных; 2. Презентация «Животные наших лесов»; 3.«Как животные готовятся к зиме»; 4. «Как звери в лесу зимуют» 5. Рассказ воспитателя о Красной книге;
«Какая шубка теплее?», «Почему заяц белый»
«Кто где живет?»; «Чей детеныш?»; «Живая и неживая природа»; «Помоги животным подготовиться к зиме»; «В зоопарке»; «Четвертый лишний», «Чем мы угостим животных»
| - Познавательно-исследовательская - Коммуникативная - Экспериментирование - Совместная деятельность с воспитателем - Игровая -Совместная деятельность детей и родителей |
Речевое развитие | Создать условия для: - поддержки инициативы детей высказываться, делиться впечатлениями, участвовать в дискуссии; - активизирования и обогащения словаря детей. |
«Мир удивительных животных», «Животные красной книги», «Животные и птицы холодных стран» (арктические пустыни, тундра, тайга); «Наших лесов»; «Жарких стран»; «Перелётные птицы», «Каких птиц мы видим в городе, в наших парках, а каких в лесу» и тд.
С. Скребицкий «Митины друзья», В. Бианки «Купание медвежат», Белкина сушильня», «Как звери готовятся к зиме» и др.
Пришвин М. «Про птиц и зверей»; Е. Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука живой природы», «Кто чем поёт» В. Бианки.
«Сказки о животных» Л. Толстой; «Лучшие сказки» В. Бианки.
| - Коммуникативная - Восприятие художественной литературы - Изобразительная деятельность - Совместная деятельность со взрослым |
Социально-коммуникативное | Создать условия для: - развития свободного общения со взрослыми и сверстниками - закрепления навыков взаимодействия в коллективе -развития духовно-нравственной личности: воспитания чувства патриотизма через знакомство с праздником Днём защиты животных - формирования эмоционального, ценностного отношения к людям, работа которых связана с изучением и охраной животных. |
1.«Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов; 2.«Животный мир России». Учебник для малышей В. Степанов; 3. «Животные России» - самая первая энциклопедия. 4. «От первых цветов до белых снежинок» 4. Г. Г. Кученева, В. Л. Жаров. 5. «Дикие животные»- демонстрационные картины для детского сада. 6. «Дикие животные» -карточки для дошкольников» 7. «Уроки о животных» - «Лесные жители» И. Гурина. 8. Атлас по природоведению.
«Кто едет в зоопарк», «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные и хищные», «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны
| - Коммуникативная - Игровая - Совместная деятельность со взрослым |
Художественно-эстетическое развитие | Создать условия для: - проявления положительных эмоциональных чувств и бережного отношения к природе через чтение художественной литературы и беседы на экологические темы по охране нашей планеты - совершенствование умения передачи образа разными средствами ИЗО - развития творческого потенциала и становления субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности. |
| - Восприятие художественной литературы - Совместная деятельность со взрослым -Театральная -Музыкальная -Конструирование из различных материалов и художественный труд -Изобразительная деятельность |
Физическое развитие | Создать условия для: - формирования первоначальных знаний о здоровом образе жизни, роли физической подготовки для человека |
«Мишка», «Как у наших зверят». | - Двигательная - Игровая - Совместная деятельность со взрослым |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...