Терренкур "Путешествуем и познаем"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Семенихина Наталья Васильевна

Конспект терренкура

Образовательный терренкур для детей подготовительной группы с элементами экспериментирования «Путешествуем и познаём»

Цель: Создание положительного эмоционально-психологического настроения, получение запаса бодрости. Расширение представления об окружающем мире.

Задачи: Совершенствовать двигательные способности детей, направленные

на укрепление здоровья. Закреплять знания о пользе прогулок. Формировать представления о влиянии окружающей среды на организм человека, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Развивать быстроту, ловкость, внимание во время ходьбы, в прыжках, в подвижных играх.

Развивать наблюдательность, мышление, слуховое внимание, диалогическую речь. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Побуждать соблюдать правила безопасного поведения во время игр и наблюдений.

Воспитывать бережное отношение к природе.

 Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное

развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 Предварительная работа: наблюдения на прогулке за живой и неживой природой; беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Правила безопасного поведения на прогулке летом», «Овощи и фрукты – полезные продукты»; труд на участке и в огороде детского сада; экспериментирования с водой, с песком, с воздухом, с растениями.

Оборудование: рюкзак, карта территории детского сада, картинки-подсказки, картинки с изображением растений в «Волшебном сундуке», мыльные пузыри по количеству детей, бутылочка, стаканчик, платок, уголь, песок, загрязнённая и кипячёная вода, одноразовые стаканчики по количеству детей, деревянная палочка, лейки, кусочки овощей и фруктов, ложки для каждого ребёнка, антибактериальные салфетки, вода для мытья рук.

Продолжительность: 60 минут.

Ход терренкура:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить на прогулку?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, полезны ли прогулки для здоровья?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие и подтвердить, что прогулки полезны для здоровья. Как вы думаете, что нам поможет ориентироваться на местности?

Дети: Карта. (Если дети затрудняются, воспитатель помогает им ответить).

Воспитатель: Ещё нам помогут подсказки, которые мы найдём по карте. Куда мы отправимся сейчас, в карте отмечено цифрой 1.

  • находят на карте спортивную площадку. Вместе с воспитателем дети проходят на спортивную площадку.

 На спортивной площадке.

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам сделать разминку, подготовиться к долгому пути, стройтесь друг за другом, запоминайте, кто за кем стоял, потом становитесь врассыпную на площадке.

 И.П. Основная стойка (пятки вместе, носки врозь), руки вдоль туловища.

  • теперь на месте шаг.
    Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
    Плечи выше поднимаем,
    потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
    Руки перед грудью ставим.
    И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) (Каждое упражнение выполнить по 8 раз) И. п. — основная стойка, руки на пояс. Десять раз подпрыгнуть нужно,
    Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
    Мы колени поднимаем —
    Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
    От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
    И на место вновь вернулись. (8 минут)

 Воспитатель: Вы чувствуете бодрость в теле? (Дети отвечают) Как вы думаете, разминка на прогулке полезна для здоровья? Сейчас внимательно посмотрите на карту и вокруг и найдите на площадке картинку с изображением разминки (на обратной стороне картинки буква «З».) Это первая подсказка. Положим подсказку в рюкзак и отправимся дальше, но сначала мы послушаем звуки природы.

Игровое упражнение: «Угадай звуки природы». «Птичья Столовая»

  • Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки природы вы услышали? Дети отвечают. (Пение птиц, дуновение ветра, шелест листьев и т. д.) Воспитатель: Молодцы! Вы умеете слушать звуки природы. В окружающей природе все заняты своим делом. Можно ли кому-то мешать и почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: посмотрите на карту и найдите следующее место нашей остановки, оно отмечено цифрой 2.

Дети находят на карте участок группы «Ладушки».

Воспитатель отправляемся на этот участок по «Змейке», нарисованной на асфальте (ходьба), а потом по «Лесенке», шесть линий, нарисованных на асфальте на расстоянии друг от друга в тридцати сантиметрах (прыжки на двух ногах, руки на поясе).

Дети: Мы идём на участок группы «Божьи коровки»»

Ходьба в среднем темпе по разноцветным «Следам», стараясь точнее наступить в них,

следить за осанкой, не толкать друг друга.

Подвижная игра: «Мы весёлые ребята».

Ход игры: Выбирается ловишка. Дети располагаются на одной стороне площадки, ловишка на средней части площадки. Дети говорят хором:

«Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать,

Но попробуй нас поймать».

После этих слов все стараются перебежать на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Пойманные дети не играют 1 раз, а потом присоединяются к остальным.

Игра повторяется несколько раз (3мин).

Ходьба по «Спиральке», нарисованной на асфальте, приставляя пятку одной ноги к носку другой, спина ровная, руки в стороны.

На участке группы «Затейники».

Упражнение на дыхание «Журавли»: Основная стойка. Медленная ходьба на месте. На вдох руки поднять в стороны, на выдох – опустить руки вниз с длительным произношением звука «У-у-у» (1-2 мин).

Воспитатель: Как вы думаете, постоянно ли нас окружает воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы в этом убедиться, помашите руками возле своего лица. Что вы чувствуете?

Ответы детей.

Лёгкий ветерок, который вы почувствовали и есть воздух.

Может ли человек жить без воздуха?

Ответы детей.

Закройте нос и попробуйте не дышать. Трудно это сделать? Вы убедились, что человеку, как и всему живому на земле, необходим воздух. Скажите, полезны ли прогулки на свежем воздухе?

Ответы детей.

А если воздух загрязнён, полезен он для здоровья?

Ответы детей.

  • с помощью карты на участке подсказку, где изображены пузыри с воздухом. (На обратной стороне картинки буква «Р»).

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с мыльными пузырями и убедиться, что воздух всегда внутри нас.

Игра с мыльными пузырями.

Воспитатель: Если бы внутри нас не было воздуха, смогли бы мы надуть мыльные пузыри?

Ответы детей.

Вам понравилось играть?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас посмотрим, что же лежит в «Волшебном сундучке».

Дети по одному подходят к сундуку, вынимают из сундука по одной картинке, на которой нарисован листик дерева, растущего на участке или рядом с участком группы «Зайки», говорят название дерева. У нескольких детей могут быть одинаковые картинки.

Воспитатель: А теперь найдите эти деревья на территории детского сада (растут близко к участку).

Воспитатель: Как вы думаете, почему на территории детского сада много деревьев?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, деревья добавляют красоты и уюта и очищают воздух, поэтому надо бережно к ним относиться. Найдите на участке «Солнышко» с помощью карты картинку с изображением дерева. (С обратной стороны картинки буква «О»).

Переходя на другой участок дети выполняют упражнения на воздушную струю.

На участке группы «Бусинки».

 Воспитатель: А сейчас отгадайте новую загадку:

Живою может быть и мёртвой,

И жидкою и очень твёрдой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться!

(Вода)

Дети отгадывают.

Воспитатель: Мы уже долго путешествуем, и уже всем хочется пить. Скажите, можно ли пить из любого водоёма и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, эта вода грязная, но её можно очистить. Для этого нам понадобится бутылочка, носовой платок, уголь, песок и неочищенная вода. На верхнюю часть бутылочки кладём, сложенный вчетверо, носовой платок, сверху кладём уголь, на уголь кладём песок, а сейчас заливаем неочищенную воду через получившийся фильтр в бутылочку. Вода очистилась. Можно ли её пить? Нет. Потому что в ней могут быть вредные микробы. Воду обязательно нужно прокипятить. Если вы на природе, это можно сделать на костре, соблюдая правила безопасности. Повторите, какие это правила.

Дети: Аккуратно пользоваться спичками. Не находиться очень близко возле костра. Не держать над огнём пластмассовые, бумажные предметы, ткань. Обязательно тушить костёр перед уходом.

Воспитатель: Полезна ли очищенная вода для организма и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот у меня кипячённая вода, давайте попьём.

Каждый ребёнок пьёт воду из индивидуального одноразового стаканчика.

Воспитатель: Найдите с помощью карты картинку с нарисованным стаканом с водой (На обратной стороне буквы «В», «Ь»). Найдите на карте место, куда мы отправимся дальше, оно обозначено цифрой 4. Да, это огород.

Ходьба к огороду друг за другом по «Дорожке – ёлочке».

На огороде.

Воспитатель: Вот и огород. Скажите, что растёт на огороде, назовите одним словом.

Дети: Овощи.

Воспитатель: Какие условия нужны для того, чтобы овощи выросли?

Дети: Растениям необходимы воздух, солнце и вода.

Воспитатель: Значит, растениям, как всему живому на земле также необходимы. солнце, воздух и вода. Давайте определим, нуждаются ли растения на огороде в поливе, что для этого нужно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам полить растения на грядках, будьте аккуратными, не затопчите посадки.

 Воспитатель: Наше путешествие длится долго и пора нам подкрепиться. Расскажите мне, какие продукты полезны для здоровья и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, какими полезными продукты лежат в нашем рюкзаке:

Эти загадки выросли на деревьях в саду и в огороде на грядке.

(Овощи и фрукты)

Ответы детей.

 Игра «Угадай на вкус».

Воспитатель: Сейчас я тщательно помою руки и буду каждого угощать кусочком овоща или фрукта, а вы закроете глаза и будете отгадывать и называть, что это за овощ или фрукт.

Каждый кусочек берется отдельной ложкой или вилкой.

Воспитатель: Найдите с помощью карты на участке картинку с изображением овощей или фруктов. (На обратной стороне изображена буква «Е»). Это последняя подсказка.

Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие. Давайте достанем из рюкзака наши подсказки.

«З» - разминка,

«Д» - солнце,

«О» - подвижные игры,

«Р» - воздух,

«О» - растения,

«В», «Ь» - вода,

«Е» - овощи и фрукты.

Переверните картинки и прочитайте слово.

Рефлексия.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Вам оно понравилось? Что вы узнали? Полезна ли эта увлекательная прогулка для нашего здоровья? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Впереди нас ждёт много увлекательных путешествий, полезных для здоровья. А сейчас нам пора в детский сад.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....

Конспект занятия на тему: "Познай себя".

Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей  интерес к познанию своего тела.  Учить избегать ситуаций, приносящих  вред...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»

цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»

Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....