конспект образовательной деятельности "Заповедники Кузбасса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В ходе данной деятельности воспитанники совершаютэкскурсии по заповедникам Кузбасса,где знакомятся с достопримечательностями каждого заповедника, узнают жизрь и среду обитанияживотных,растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zapovedniki_kuzbassa.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Солнышко»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной
к школе группе на тему «Заповедники Кузбасса»
Конспект составил: воспитатель Ахмадеева С.Н
Цель: Формирование представлений о роли человека в охраняемых территориях в сохранении природы Кузбасса.
Задачи:
1.Закрепление представлений о заповедниках и национальных паках;
2.Развитие связной речи, мышления, умения устанавливать причинно- следственные связи, обогащение словарного запаса;
3.воспитание патриотических чувств, бережного, ответственного отношения к природе и её объектам.
Предварительная работа: Беседы с детьми о национальных парках, заповедниках Кузбасса, просмотр презентаций «растительный и животный мир Кузбасса», « Красная Книга Кузбасса».
Оборудование: Мультимедия, проектор, следы животных, кочки, пеньки, фотоаппарат, карандаши , детские блокноты , детские рюкзаки ,аудиозаписи «Шум водопада». Слайды с изображением: достопримечательностями Кузнецкого Алатау (растения, деревья); достопримечательности национального парка Шорский, Азасская пещера, дидактические игры: «Угадай животного по следу», «Угадай профессию» , «Узнай дерево по его описанию», достопримечательности Томской писаницы, животные, загадки о животных.
Ход:
Воспитатель: добрый день уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас на очередном заседании клуба «Почемучки». На предыдущем заседании мы с вами совершали экспедицию в горы ,были вулканологами. А сегодня я вам предлагаю побывать зоологами. Как вы думаете, кто такие зоологи? (ответы детей).
Воспитатель: Верно это люди, которые занимаются изучением животных, изучают их жизнь, среду обитания и охраной редких пород и видов.
Воспитатель: А как вы думаете, как человек может охранять природу, животных, растений? (ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, человек создает охраняемые места, их так и называют « Заповедники». В нашей стране очень много таких охраняемых мест и даже в нашей Кемеровской области то же есть заповедники. Вы когда ни будь, были в таких местах? (ответы детей).
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие по заповедным местам Кузбасса. Но мы не просто путешественники, а ещё и зоологи, будем изучать, наблюдать, поэтому как, вы думаете , что нам нужно взять с собой? (ответы детей: блокноты, фотоаппарат, компас, аптечку, карту). Верно, все это нам пригодиться. Собирайте свои рюкзаки и в путь.
Воспитатель: Где- то туту меня была карта Кузбасса. Ой её кто то порвал. Что, же теперь делать? ( ответы детей: склеить).Давайте её соберем и склеим. Ну вот наша карта и готова . Оправляемся в путь.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения во время похода:
-Идем строго друг за другом,
- Если кто, то отстал нужно подождать,
- В лесу не шумим, нечего не ломаем.
Ну вот и пора в путь.
Воспитатель: Ребята смотрите перед нами непроходимое болото. Его можно перейти строго по этим кочкам, идти нужно след в след строго за мной. Что все переправились? ( ответы детей).
Воспитатель: Смотрите ребята, какие красивые горы, это заповедник называется Кузнецкий Алатау. Давайте посмотрим, чем же богаты эти места. Самая главная достопримечательность Кузнецкого Алатау это – Поднебесные Зубья.( показ слайда). Это самые высокие горы в Кузбассе. Среди этих гор протекают три реки. Горы представляют собой хребет, отдельные его вершины достигают огромной высоты.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему эти горы называют Поднебесные зубья? (ответы детей). Правильно ребята. Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют : Старая крепость, Верхний Зуб, Большой Зуб. Здесь очень красиво. На склонах этих гор очень много растений, деревьев, в том числе и редких. Давайте с вами посмотрим, может быть некоторые из них нам знакомы. Проводится дидактическая игра « Узнай дерево».
Воспитатель: Ребята вы знаете как называются эти оранжевые цветы? (показ слайда)( ответы детей).Этот цветок называется альпийский мак (показ слайда), а что это за ягода?( ответы детей черника). Посмотрите, как много деревьев растет у подножья гор ( показ слайда),какие это деревья? (хвойные). Правильно – здесь есть и сосна и кедр и пихта. Посмотрите, какие красивые камни у подножья гор. Это скалистые камни называют курумники. В горах очень красиво, зимой очень много снега, поэтому на Поднебесных зубьях всегда очень много туристов, зимой они катаются на лыжах, летом просто путешествуют, любуются природой, сплавляются по горным рекам. Я вам предлагаю сделать не большие зарисовки в ваших блокнотах и отправиться дальше.
Воспитатель: Смотрите ребята ,путь нам перегорожен тропой из пней. Нужно идти высоко поднимать ноги, чтобы не травмироваться. Молодцы все прошли. Смотрите, какая красивая поляна здесь можно отдохнуть, присаживайтесь, снимайте с плеч рюкзаки.
Воспитатель: Слышите шум воды? ( звучит аудиозапись шума водопада).Это шумит водопад, а находимся мы с вами в национальном парке Шорский. Этот водопад называется «Сага», он самый большой водопад в Горной Шории. Высота этого водопада 15 метров, вода впадает в маленькое студеное озеро. Хотите ощутить прохладу этого озера, подойдите поближе к краю и опустите руки в воду (дети вместе с воспитателем осторожно подходят к краю воды и пускают руки в воду), какая чистя, призрачная вода можно даже увидеть дно и маленьких рыбок.
Воспитатель: Национальный парк Шорский, ещё богат и пещерами, смотрите перед нами пещера ( показ слайда), можете подойти поближе и зарисовать или сфотографировать (пока дети зарисовывают, воспитатель рассказывает). Мы с вами попали в Азасскую пещеру - одно из самых удивительных и загадочных мест в Кузбассе. Находиться она в Таштагольском районе, в скале на берегу реки Азасс. Это самая глубокая пещера, для изучения этой пещеры были проведены экспедиции ученые установили, что в этой пещере могут жить йети- снежный человек.
- А как вы думаете, какой он - снежный человек?( ответы детей). Говорят , ято он очень лохматый и целых три метра высотой. Азасская пещера – его дом, в ней он скрывается от людей.
Воспитатель: - Ну что же в пещере побывали, пора и дальше, вы случайно не устали? Давайте отдохнем. Вставайте в круг, беритесь за руки.
Физкультминутка
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, ( идут друг за другом)
Травку трогали руками( присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками( встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели ( поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали, («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу на носочках)
И скакали по оврагам.( прыжки на двух ногах)
Мы скакали, мы играли
И несколько не устали.( идут друг за другом , останавливаются и гладят ноги).
Воспитатель: Смотрите ребята пока мы с вами играли здесь кто –то побывал. Как вы думаете чьи это следы? ( ответы детей).
Проводится дидактическая игра «Угадай животного по следу».
Воспитатель: Молодцы всех животных отгадали. А давайте пойдем по следу.( дети друг за другом идут по следам).
Воспитатель: Ребята смотрите, куда мы с вами попали? ( ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами находимся в музее- заповеднике «Томская писаница» (показ слайда). Как вы думаете, что значит музей- заповедник, что такое заповедник мы с вами знаем, а что, значит музей?( ответы детей: место где хранятся старые вещи, различные экспонаты).
Воспитатель: Абсолютно верно. Свое название Томская писаница получила из- за того, что находится на берегу реки Томь, а на скалах сохранились следы древней письменности (показ слайда). Посмотрите внимательно на эти наскальные рисунки, что на них изображено? Как вы думаете, при помощи чего древние люди рисовали на скалах? ( ответы детей).
Воспитатель: - Да, ребята, изображения выполнялись при помощи палок, камней, древних металлических инструментов. Их выбивали ,прорезали, пришлифовывали люди прямо на скалах.
Воспитатель: Природа музея- заповедника очень разнообразна, давайте посмотрим ( показ слайда). На территории заповедника много трав, кустарников, которые занесены в красную книгу, что это значит?( ответы детей).Посмотрите, а эти растения вам знакомы? Это папоротник орляк и лилия кудреватая. На территории заповедника большую площадь занимают сосновые леса.
Ещё в Томской писанице есть единственный зоопарк в Кузбассе .Как вы думаете какие животные в нем есть? На этот вопрос нам помогут отгадки на следующие загадки, слушайте внимательно.
1.Ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув высоко? ( лось)
2.Зимой спит, а летом улья ворошит? ( медведь)
3.Чутко спит большая кошка, уши в кисточках- сережках, ей не скажешь слово брысь, потому что это? (рысь)
4.На овчарку он похож, что ни зуб- то острый нож! Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть? (волк)
5.У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора? (заяц)
6.Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала ,кур пересчитала? ( лиса).
Воспитатель: Молодцы ребята всех животных отгадали. Именно этих животных можно встретить в местах заповедника. А ещё здесь обитают косули, соболь, глухари, козы, белка, тетерев, рябчики и множество других мелких зверьков и птиц ( показ слайдов этих животных).
Воспитатель: - Ребята скажите, а как вы думаете, какую пользу человек приносит этим животным в заповеднике? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно вы совершенно правы, работники заповедника ухаживают, кормят и иногда даже лечат ведь в заповедник чаще всего животное попадает раненное, пострадавшее от рук браконьеров, а вы знаете кто такие браконьеры? (ответы детей: это люди не законно убивают животных или вырубают леса).
Воспитатель: все верно, а как вы думаете, какие профессии можно встретить в заповеднике? Дидактическая игра «Назови профессию». Молодцы все профессии вы назвали.
Воспитатель: А ещё ребята в Томской писанице находиться резиденция сибирского деда мороза. Каждый желающий может посетить её, встретиться с дедом морозом.
Воспитатель: - Ну вот ребята, мы с вами и побывали в заповедниках нашего Кузбасса. И нам пора возвращаться. Но на прощанье мне бы хотелось прочесть это стихотворение И.Мазнин :
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом.
Как ветер- с морем.
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди,
Беречь планету-
Во всей Вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?
Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу, возвращаемся тем же путем, через болота, пеньки, через лес.
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами. Ребята мы ведь не просто так ходили, а наблюдали , рассматривали, изучали. Я предлагаю вам создать книгу» Заповедники Кузбасса», в которой можно разместить ваши фото, рисунки, которые вы делали п ходе нашего путешествия, а книгу эту мы поместим в музей нашего сада и каждый раз будем её пополнять новыми рисунками, фотографиями. Вы согласны ?
Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы, дети вместе с воспитателем изготавливают книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект образовательной деятельности Красная книга Кузбасса
данный конспект предназначен для детей средней группы. В ходе данной деятельности воспитанники знакомятся с Красной книгой Кузбасса. Знакомятся с животными которые находятся на грани исчезновени...
Конспект НОД "Животные Кузбасса"
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем, с его историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями – это составная часть формирования патри...
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Все места для русского святые,Где бы ты в России не бывал....
Конспект образовательной деятельности «Кузбасс – мой край родной» (для детей старшей логопедической группы)
Aктуализация знаний и представлений об окружающей природе родного края....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Природные богатства Кузбасса» для детей 6 - 7 лет.
Конспект познавательного занятия по ознакомлению детей с природными богатствами Кузбасса....
Конспект "Моя Родина - Кузбасс!"
Для детей старшего возраста, для воспитания любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса....