конспект образовательной деятельности "Заповедники Кузбасса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ахмадеева Светлана Николаевна

 В ходе данной деятельности воспитанники совершаютэкскурсии по заповедникам Кузбасса,где знакомятся с достопримечательностями каждого заповедника, узнают жизрь и среду обитанияживотных,растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zapovedniki_kuzbassa.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Солнышко»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной

 к школе группе на тему «Заповедники Кузбасса»

                                                                            Конспект составил: воспитатель Ахмадеева С.Н

Цель: Формирование представлений о роли человека в охраняемых территориях в сохранении природы Кузбасса.

Задачи:

1.Закрепление представлений о заповедниках и национальных паках;

2.Развитие связной речи, мышления, умения устанавливать причинно- следственные связи, обогащение словарного запаса;

3.воспитание патриотических чувств, бережного, ответственного отношения к природе и её объектам.

Предварительная работа: Беседы с детьми о национальных парках, заповедниках Кузбасса, просмотр презентаций «растительный и животный мир Кузбасса», « Красная Книга Кузбасса».

Оборудование:  Мультимедия, проектор, следы животных, кочки, пеньки, фотоаппарат, карандаши , детские блокноты , детские рюкзаки ,аудиозаписи «Шум водопада». Слайды с изображением: достопримечательностями Кузнецкого Алатау (растения, деревья); достопримечательности национального парка Шорский, Азасская пещера, дидактические игры: «Угадай животного по следу», «Угадай профессию» , «Узнай дерево по его описанию», достопримечательности Томской писаницы, животные, загадки о животных.

Ход:

Воспитатель: добрый день уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас на очередном заседании клуба «Почемучки». На предыдущем заседании мы с вами совершали  экспедицию в горы ,были вулканологами. А  сегодня я вам предлагаю побывать зоологами. Как вы думаете, кто такие зоологи? (ответы детей).

Воспитатель: Верно это люди, которые занимаются изучением животных, изучают их жизнь, среду обитания и охраной  редких пород и видов.

Воспитатель: А как вы думаете, как человек может охранять природу, животных, растений? (ответы детей)

Воспитатель: Вы  правы, человек создает охраняемые  места, их так и называют « Заповедники». В нашей стране очень много таких охраняемых мест и даже в нашей Кемеровской области то же есть заповедники. Вы когда ни  будь,  были в таких местах? (ответы детей).

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие по заповедным  местам Кузбасса. Но  мы не просто путешественники, а ещё и зоологи, будем изучать, наблюдать, поэтому как, вы думаете , что нам нужно взять с собой? (ответы детей: блокноты, фотоаппарат, компас, аптечку, карту). Верно, все это нам пригодиться. Собирайте свои рюкзаки и в путь.

Воспитатель:  Где- то туту меня была карта Кузбасса. Ой её кто то порвал. Что, же теперь делать? ( ответы детей: склеить).Давайте её соберем и склеим. Ну вот наша карта и готова . Оправляемся в путь.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения во время похода:

-Идем строго друг за другом,

- Если кто, то отстал нужно подождать,

-  В лесу не шумим, нечего не ломаем.

Ну вот и пора в путь.

Воспитатель: Ребята смотрите перед нами непроходимое болото. Его  можно перейти строго по этим кочкам, идти нужно след в след строго за мной. Что все переправились? ( ответы детей).

Воспитатель: Смотрите ребята, какие красивые горы, это заповедник называется Кузнецкий Алатау. Давайте посмотрим, чем же  богаты эти места. Самая главная достопримечательность Кузнецкого Алатау это – Поднебесные Зубья.( показ слайда). Это  самые высокие горы в Кузбассе. Среди этих гор  протекают три реки. Горы  представляют собой хребет, отдельные его вершины достигают огромной высоты.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята,  почему эти горы называют Поднебесные зубья?  (ответы детей).  Правильно ребята. Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют : Старая крепость, Верхний Зуб, Большой Зуб. Здесь очень красиво. На склонах этих гор очень много растений, деревьев, в том числе и редких. Давайте с вами посмотрим, может быть некоторые из них нам знакомы. Проводится дидактическая игра « Узнай дерево».

Воспитатель: Ребята вы знаете как  называются эти оранжевые цветы? (показ слайда)( ответы детей).Этот цветок называется альпийский мак (показ слайда), а что это за ягода?( ответы детей черника). Посмотрите, как много деревьев растет у подножья гор ( показ слайда),какие это деревья? (хвойные). Правильно – здесь есть и сосна и кедр и пихта. Посмотрите, какие красивые камни у подножья гор. Это скалистые камни называют курумники. В горах очень красиво, зимой очень много снега, поэтому на Поднебесных зубьях всегда очень много туристов, зимой  они  катаются на лыжах, летом просто путешествуют, любуются природой, сплавляются по горным рекам.  Я вам предлагаю сделать не большие зарисовки в ваших блокнотах и отправиться дальше.

Воспитатель: Смотрите ребята ,путь нам перегорожен тропой из пней. Нужно идти высоко поднимать ноги, чтобы не травмироваться. Молодцы все прошли. Смотрите, какая красивая поляна здесь можно отдохнуть, присаживайтесь, снимайте с плеч рюкзаки.

Воспитатель: Слышите шум воды? ( звучит аудиозапись шума водопада).Это шумит водопад, а находимся мы с вами  в национальном парке Шорский. Этот водопад называется «Сага», он самый большой водопад в Горной Шории. Высота этого водопада 15 метров, вода впадает в маленькое студеное  озеро. Хотите ощутить прохладу этого озера, подойдите поближе к краю и опустите руки в воду (дети вместе с воспитателем осторожно подходят к краю воды и пускают руки в воду), какая чистя, призрачная вода можно даже увидеть дно и маленьких рыбок.

Воспитатель: Национальный парк Шорский,  ещё богат и  пещерами, смотрите перед нами пещера ( показ слайда), можете подойти поближе и  зарисовать или сфотографировать (пока дети зарисовывают, воспитатель рассказывает). Мы с вами попали в Азасскую пещеру - одно из самых удивительных и загадочных мест в Кузбассе. Находиться она в Таштагольском районе, в скале на берегу реки Азасс. Это самая глубокая пещера, для изучения этой  пещеры были проведены экспедиции ученые установили, что в этой пещере могут жить йети- снежный человек.

- А как вы думаете, какой он - снежный человек?( ответы детей). Говорят , ято он очень лохматый и целых три метра высотой. Азасская пещера – его дом, в ней он скрывается от людей.

Воспитатель: - Ну что же в пещере побывали, пора и дальше, вы случайно не устали? Давайте отдохнем. Вставайте в круг, беритесь за руки.

Физкультминутка

Мы сегодня не скучали,

В заповеднике гуляли, ( идут друг за другом)

Травку трогали руками( присаживаются на корточки и «гладят» травку)

Любовались облаками( встают и смотрят вверх)

Нам деревья песни пели,

На ветру листвой шумели ( поднимают руки вверх и качаются в стороны)

Птицы часто подлетали,

Все кружились, ворковали, («машут крыльями» и кружатся)

Рыба в озере играла,

Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)

Звери шли не слышным  шагом, (идут по кругу на носочках)

И скакали по оврагам.( прыжки на двух ногах)

Мы скакали, мы играли

И несколько не устали.( идут друг за другом , останавливаются и гладят ноги).

Воспитатель: Смотрите ребята пока мы с вами играли здесь кто –то побывал. Как вы думаете чьи это следы? ( ответы детей).

Проводится дидактическая игра «Угадай животного по следу».

Воспитатель: Молодцы всех животных отгадали. А  давайте пойдем по следу.( дети друг за другом идут по следам).

Воспитатель: Ребята смотрите, куда мы с вами попали? ( ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами находимся в музее- заповеднике «Томская писаница» (показ слайда). Как вы думаете, что значит музей- заповедник, что такое заповедник мы с вами знаем, а что, значит  музей?( ответы детей: место где хранятся старые вещи, различные экспонаты).

Воспитатель: Абсолютно верно. Свое название Томская писаница получила из- за того, что находится на берегу реки Томь, а на скалах сохранились следы древней письменности (показ слайда). Посмотрите внимательно на эти наскальные рисунки, что на них изображено? Как вы думаете, при помощи чего древние люди рисовали на скалах? ( ответы детей).

Воспитатель: - Да, ребята, изображения выполнялись при помощи палок, камней, древних металлических инструментов. Их выбивали ,прорезали, пришлифовывали люди прямо на скалах.

Воспитатель: Природа музея- заповедника очень разнообразна, давайте посмотрим ( показ слайда). На территории заповедника много трав, кустарников, которые занесены в красную книгу, что это значит?( ответы детей).Посмотрите, а эти  растения вам знакомы? Это папоротник орляк и лилия кудреватая. На территории заповедника большую площадь занимают сосновые леса.

Ещё в Томской писанице есть единственный зоопарк в Кузбассе .Как вы думаете какие животные в нем есть? На этот вопрос нам помогут отгадки на следующие загадки, слушайте внимательно.

1.Ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув высоко? ( лось)

2.Зимой спит, а летом улья ворошит? ( медведь)

3.Чутко спит большая кошка, уши в кисточках- сережках, ей не скажешь слово брысь, потому что это? (рысь)

4.На овчарку он похож, что ни зуб- то острый нож! Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть? (волк)

5.У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора? (заяц)

6.Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала ,кур пересчитала? ( лиса).

Воспитатель: Молодцы ребята всех животных отгадали. Именно этих животных можно встретить в местах заповедника. А ещё здесь обитают косули, соболь, глухари, козы, белка, тетерев, рябчики и  множество других мелких зверьков и птиц ( показ слайдов этих животных).

Воспитатель: - Ребята скажите, а как вы думаете, какую пользу человек приносит этим животным в заповеднике? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно вы совершенно правы, работники заповедника ухаживают, кормят и иногда даже лечат ведь в заповедник чаще всего животное попадает раненное, пострадавшее от рук браконьеров, а вы знаете кто такие браконьеры? (ответы детей: это люди не законно убивают животных или вырубают леса).

Воспитатель: все верно, а как вы думаете, какие профессии можно  встретить в заповеднике? Дидактическая игра «Назови профессию». Молодцы все профессии  вы назвали.

Воспитатель: А ещё ребята в Томской  писанице находиться резиденция сибирского деда мороза. Каждый желающий может посетить её, встретиться  с дедом морозом.

Воспитатель: - Ну вот ребята, мы с вами и побывали в заповедниках нашего Кузбасса. И нам пора возвращаться. Но на прощанье мне бы хотелось прочесть это стихотворение  И.Мазнин :

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер-  с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету-

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу, возвращаемся тем же путем, через болота, пеньки, через лес.

Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами. Ребята мы ведь не просто так ходили, а наблюдали , рассматривали, изучали. Я предлагаю вам создать книгу» Заповедники Кузбасса», в которой можно разместить ваши фото, рисунки, которые вы делали п ходе нашего путешествия, а книгу эту мы поместим в музей нашего сада и каждый раз будем её пополнять новыми рисунками, фотографиями. Вы согласны ?

Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы, дети вместе с воспитателем изготавливают книгу.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности Красная книга Кузбасса

данный конспект предназначен для детей средней группы. В ходе данной деятельности воспитанники знакомятся с Красной книгой Кузбасса. Знакомятся с животными которые находятся на грани исчезновени...

Конспект НОД "Животные Кузбасса"

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем, с его историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями – это составная часть формирования патри...

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Конспект образовательной деятельности «Кузбасс – мой край родной» (для детей старшей логопедической группы)

Aктуализация знаний и представлений об окружающей природе родного края....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Природные богатства Кузбасса» для детей 6 - 7 лет.

Конспект познавательного занятия по ознакомлению детей с природными богатствами Кузбасса....

Конспект "Моя Родина - Кузбасс!"

Для детей старшего возраста, для воспитания любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса....