Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема «Мы – отважные индейцы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой индейцев, живущих в Северной Америке; формировать позитивные отношения и вызвать интерес к жизни и культуре индейцев.
Предварительная работ: беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр презентаций о других народах, рассматривание глобуса, карты мира.
Наглядный материал: головной убор с перьями (для воспитателя и детей), вигвам из палок и ткани; «Этническая музыка индейцев»; железные тарелочки – имитация барабана; просмотр презентации «Индейцы Северной Америки»; талисман «Мандала», амулет «Ловец снов», шерстяные нитки, бусинки, перья, пластмассовые круги для изготовления талисмана.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема «Мы – отважные индейцы!»
Воспитатель: Якубович Н. И.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой индейцев, живущих в Северной Америке; формировать позитивные отношения и вызвать интерес к жизни и культуре индейцев.
Предварительная работ: беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр презентаций о других народах, рассматривание глобуса, карты мира.
Наглядный материал: головной убор с перьями (для воспитателя и детей), вигвам из палок и ткани; «Этническая музыка индейцев»; железные тарелочки – имитация барабана; просмотр презентации «Индейцы Северной Америки»; талисман «Мандала», амулет «Ловец снов», шерстяные нитки, бусинки, перья, пластмассовые круги для изготовления талисмана.
Ход НОД.
Воспитатель. Дети, мы с вами сейчас посмотрим презентацию про жизнь индейцев Северной Америки.
Воспитатель. Слайд.
Индейцы – коренные жители Северной и Южной Америки. Основные занятия индейцев — собирательство, рыболовство, охота, ведут полукочевой образ жизни. Индейцы разрисовывают свое лицо и тело краской ярко-красного цвета. Рисунок на лице и теле, обозначает из какого он племени.
Воспитатель. Слайд.
Предки индейцев пришли в Америку из Сибири 20-3 тыс. лет назад через перешеек, который тогда соединял Азию и Америку в том месте, где сейчас Берингов пролив. В 1492 г. корабли Христофора Колумба достигли американских берегов, он был уверен, что открыл новый континент. Но то, что Америка – другой континент, не являющийся частью Азии, выяснилось позже, а тогда Колумб был уверен, что попал в Индию, поэтому коренных американцев стали называть индейцами.
Воспитатель. Слайд.
Жизнь индейцев трудная, они выживают лишь благодаря природе, научились жить с ней в гармонии и никогда не уничтожают животных ради развлечения, исключительно ради пищи. Природа дает им одежду, тепло и кров.
Воспитатель. Слайд.
Традиционная одежда (рубахи, штаны, мокасины и ноговицы) из шкур и замши, украшенная бахромой, бисером и перьями.
Знаменитый головной убор индейцев из орлиных перьев называется солнечный, так как перья символизируют расходящиеся лучи солнца. Являлся знаком воинской доблести, а также служил магической защитой: считалось, что перья орла обладают волшебной силой.
Головной убор – меховая шапка с рогами бизона носили вожди.
Воспитатель. Слайд.
Дома индейцев столь же разнообразны, как и сам уклад жизни, зависящий от природных условий.
Жители Северно-Западного побережья – строили большие дома из досок. Кочевники Великих равнин, охотники северных лесов жили в легко разбирающихся палатках (типи) из бизоновых шкур, а позднее из парусины.
Обитатели Восточных лесов строили дома из коры (вигвам или «длинный дом»). В полуземлянках – домах, нижняя часть которых находилась под землей, - жили некоторые племена Плато и Калифорнии. Некоторые из племен индейцев строили круглые бревенчатые дома, покрытые землей, возводили большие куполообразные хижины, крытые травой.
Воспитатель. Слайд.
Мужская задача – охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами.
Воспитатель. Слайд .
Женской считается почти вся работа в деревне – приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров.
Воспитатель. Слайд .
У индейцев ребенок в раннем возрасте почти не расстается с матерью. Грудных детей женщины носят за спиной в специальных люльках. С первых же самостоятельных шагов ребенок старается подражать взрослым. Вначале это просто игра, но вскоре его уже всерьез приобщается к труду.
Воспитатель. Слайд .
Мальчики помогают отцам охотиться, и даже имеют свое собственное оружие, которое является копией оружия взрослых, только меньших размеров. Девочки выполняют работу по дому, следят за младшими братьями и сестрами, занимаются собирательством орехов и ягод в лесу.
Воспитатель. Слайд .
К детям в индейских племенах с самого юного возраста относятся как к взрослым.
Воспитатель. Слайд .
У индейцев развиты художественные ремёсла: плетение (корзины, шляпы), ткачество (накидки из шерсти снежных коз), обработка кости, рога, камня и дерева, маски.
Воспитатель. Слайд.
Музыка неотъемлемая часть жизни индейцев. Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа.
Богатство музыки индейцев усиливается разнообразием музыкальных инструментов: барабаны, флейты и трещотки. Барабаны занимают важное место в музыке североамериканских индейцев.
Воспитатель. Слайд .
Индейские танцы — традиционное искусство коренных жителей Америки. Танцы войны и охоты на животных. Многие виды танцев посвящены празднованию рождения новой жизни.
Воспитатель. Слайд
У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.
Воспитатель. Дети, вы хотите превратиться в индейцев? (Ответы детей.)
Тогда одевайте, головные уборы, я всем вам сделаю боевую раскраску на лицах.
Ну, вот мы с вами похожи на индейцев и по традиции индейцев садитесь в кружок. Индейцы очень дружные и они всегда друг друга приветствуют «О метако ясень», что означает «Все мои братья». Это же приветствие индеецы
произносят, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя.
У каждого индейца есть свое имя - кличка: Зоркий глаз, Хитрая лиса, Быстрая лань… (Верная рука, Серый олень, Желтый волк, Ягуар и другие придумывают дети.)
Дети но, чтобы превратиться в настоящих индейцев, мы должны совершить обряд перевоплощения. Повторяйте за мной заклинание:
«Вокруг себя три раза повернись в индейцев превратись».
Мы с вами превратились в индейцев. Я вождь Мудрая Сова - племени Апачи приветствую вас! О, доблестные воины! (Все хором произносят протяжный звук «А-а-а-а-а-а-а».)
О, храбрые индейцы, вы не боитесь испытаний? (Ответы детей.) Я прошу вас всех вместе изобразить боевой клич индейцев (А-а-а-а-а-а-а).
Индейцы, я предлагаю послушать музыку индейского народа «Барабаны» и для поднятия боевого духа поиграть на барабанах! Возьмите железные тарелки это и будут ваши барабаны. (Дети «играют» на барабанах.)
Ну, что ж вы готовы к испытаниям? (Ответы детей.)
1 испытание. «Меткий стрелок» - метание «копья» (деревянные шпажки) в цель.
2 испытание. «Ловкий и смелый» - перебраться по канатному мосту через пропасть (канат).
3 испытание. «Угадай, кто позвал» - индейцы имеют очень хороший слух, они всегда могут отгадать, кто их зовет. Индейцы! Давайте поиграем в игру «Кто позвал?» Водящего мы выберем индейской считалочкой:
Ванча – нопа – ямни - топа, заппа – сапа.
Один – два – три – четыре - пять-шесть.
На охоту с топором,
С томагавком и копьём,
Самый младший вышел вон!
Водящий спрячется в вигваме. Тот, кого я коснусь, громко зовет водящего, он угадывает, кто его позвал.
Все индейцы очень любят украшения: талисманы и амулеты, индейцы верят, что они обладают волшебной силой, защищают их от неудач, помогают им быть сильными, ловкими и быстрыми.
Индейская Мандала — это круг, в который вписаны квадраты. Это талисман, заключающий в себе энергию Вселенной. Мандалы можно вырезать из дерева, рисовать на бумаге, а можно выполнить плетение мандала своими руками из ярких ниток.
Индейский амулет – ловец снов (изготовленный воспитателем из цветных ниток). Воздух ночи наполнен сновидениями. Как добрыми, так и злыми. Когда вы вешаете Ловца Снов в месте отдыха, он отлавливает проплывающие мимо сны. Добрые сны знают дорогу и попадают через внешние дыры сновидящему, соскальзывая по перьям с такой мягкостью, что сновидящий за частую, и не подозревает, что спит. Злые сны не обладают этим знанием и запутываются в паутине, а потом растворяются в первых лучах утреннего солнца.
Заклинание Хранителя Сновидений. (Дети произнося слова вместе с воспитателем.)
Открой мне все свои сны,
Сновидящий,
Открой мне
Мелодии твоего сердца,
И я смогу окутать их
Одеялом голубого облака,
И уберечь от грубых пальцев,
Этого мира.
Такие амулеты мы с вами сможем сделать своими руками.
Показ изготовления амулета. (Изготовление амулетов «Ловец снов».)
Источники:
psycholog-school.ru/psikhologi/.Мы отважные индейцы
inomir.ru/civilization/indians/...Американские индейцы - мифы и реальность
Считалочка индейцев из племени Дакота - Доброта Настя
vampodarok.com/stihi/detskie/...
Обычаи и традиции народов Северной Америки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная группа) с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Материал содержит конспект и презинтацию....
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа "Добрые дела" (беседа)
Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам доброго, вежливого поведения.Воспитатель: случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступ...
«Край, в котором я живу» Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, художественное творчество.Задачи:Образовательная область «познание»:Закрепить знания о культурно-исторических ценностях Кемеровской области....
Конспект непосредственной образовательной деятельности подготовительной группы «Зимующие птицы»
При помощи данного занятия сформировать представление о зимующих птицах, как дети могут ухаживать за птицами, помогать им пережить зиму....