Исследовательско-творческий проект в старшей группе «Водица — волшебница»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Городской округ Красногорск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17
Исследовательско-творческий проект
в старшей группе
«Водица — волшебница»
Подготовила: Ащева М.В.
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Продолжительность: средней длительности (сентябрь– март)
Автор проекта: воспитатель 1категории Ащева М.В.
Участники проекта: дети (подгруппа) старшей группы детского сада №17.
Актуальность темы: Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
Задачи проекта:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
— познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
-дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
— уточнить значение воды для всего живого.
7. Предполагаемый результат:
— расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
— развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
— накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
— воспитать бережное отношение к воде.
8. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии».
План реализации проекта
в старшей группе ДОУ
«Что за чудесница, водица-волшебница»
Подготовительный этап проекта:
Создание экспериментальной лаборатории в группе;
Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
Подбор подвижных и речевых игр.
Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Раздел | Название | Программные задачи |
Ознакомление с окружающим миром | «Что мы знаем о воде?» | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Ознакомление с окружающим миром | «Освобождение бусинок из ледяного плена» | Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. |
Художественная литература | Чтение рассказа «Как люди речку обидели» | Учить детей внимательно слушать литературное произведение. |
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации | «Что за чудесница – водица-волшебница» | Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода — эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. |
Изобразительная деятельность | Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше» | Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. |
Изобразительная деятельность | Аппликация «Тучи по небу бежали» | Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях. |
Беседа | “Чистота та же красота”. | Прививать детям правила личной гигиены |
Игры к проекту
Виды игр | Название | Программные задачи |
Речевая | «Подскажи словечко». | Развивать речь детей, моторику речевого аппарата. |
Игра малой подвижности | «Ручеек» | |
Подвижная игра | «На болоте» | Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. |
Подвижная игра | «Караси и щука» | Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. |
Подвижная игра | “Море волнуется” | Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. |
Подвижная игра | “Мы – капельки”. | Развивать воображение детей, активность в игре. |
Опыты к проекту
«Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
«Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
«Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
«Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
Заключительный этап проекта
Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница»
Список используемой литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.: Владос, 2001г.
Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005.
Приложение к проекту.
Игры к проекту
Игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю : (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые:(снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается :(снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее:(снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в:(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился :(снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка:(снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой:(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил:(снег)
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Игра малой подвижности “Ручеек”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.
Подвижная игра “Караси и щука”
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Конспект занятия
по экологии для детей старшей группы
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Программные задачи:
1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы: Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты); наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды ; эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
В-ль: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В-ль: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.
В-ль: Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voditsa.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 17
Исследовательско-творческий проект
в старшей группе
«Водица — волшебница»
Подготовила: Ащева М.В.
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Продолжительность: средней длительности (сентябрь– март)
Автор проекта: воспитатель 1категории Ащева М.В.
Участники проекта: дети (подгруппа) старшей группы детского сада №17.
Актуальность темы: Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
Задачи проекта:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
— познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
-дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
— уточнить значение воды для всего живого.
7. Предполагаемый результат:
— расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
— развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
— накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
— воспитать бережное отношение к воде.
8. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии».
План реализации проекта
в старшей группе ДОУ
«Что за чудесница, водица-волшебница»
Подготовительный этап проекта:
Создание экспериментальной лаборатории в группе;
Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
Подбор подвижных и речевых игр.
Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Раздел | Название | Программные задачи |
Ознакомление с окружающим миром | «Что мы знаем о воде?» | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Ознакомление с окружающим миром | «Освобождение бусинок из ледяного плена» | Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. |
Художественная литература | Чтение рассказа «Как люди речку обидели» | Учить детей внимательно слушать литературное произведение. |
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации | «Что за чудесница – водица-волшебница» | Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода — эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. |
Изобразительная деятельность | Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше» | Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. |
Изобразительная деятельность | Аппликация «Тучи по небу бежали» | Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях. |
Беседа | “Чистота та же красота”. | Прививать детям правила личной гигиены |
Игры к проекту
Виды игр | Название | Программные задачи |
Речевая | «Подскажи словечко». | Развивать речь детей, моторику речевого аппарата. |
Игра малой подвижности | «Ручеек» | |
Подвижная игра | «На болоте» | Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. |
Подвижная игра | «Караси и щука» | Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. |
Подвижная игра | “Море волнуется” | Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. |
Подвижная игра | “Мы – капельки”. | Развивать воображение детей, активность в игре. |
Опыты к проекту
«Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
«Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
«Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
«Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
Заключительный этап проекта
Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница»
Список используемой литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.: Владос, 2001г.
Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005.
Приложение к проекту.
Игры к проекту
Игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю : (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые:(снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается :(снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее:(снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в:(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился :(снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка:(снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой:(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил:(снег)
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Игра малой подвижности “Ручеек”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.
Подвижная игра “Караси и щука”
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Конспект занятия
по экологии для детей старшей группы
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Программные задачи:
1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы: Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты); наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды ; эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
В-ль: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В-ль: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.
В-ль: Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий проект«Что за чудесница, водица- волшебница»
Актуальность•«Ребенка нужно воспитать пока он лежит поперек лавки» народная мудрость.•Воспитание любви к природе должно идти через применение знаний о ней.•Экспериментальная работа вызывает у ребенка ...
Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»
Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...
Исследовательско - творческий проект «Что за чудесница, водица - волшебница» в средней группе «Мультяшки»
Паспорт проектаВид проекта: исследовательско – творческий. Продолжительность: средней длительности (ноябрь – февраль) Авторы проекта: Сорокина И.В....
Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».
Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...
Исследовательско-творческий проект в старшей группе «Водица — волшебница»
Актуальность темы: Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования ...
Исследовательско - творческий проект в старшей группе «Что за чудесница, водица - волшебница»
Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде....