патриотическое воспитание
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Музыкально-литературная композиция
«Берёза раскудрявая»
Образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция с образовательными областями:
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
Формирование представления у детей образа русского дерева -
берёзы – в поэзии, в музыке, в произведениях изобразительного искусства.
Задачи:
- Расширять знания об окружающем мире.
- Заботливо относиться к природе;
- Воспитывать любовь к родному краю, стремление любоваться красотой русской берёзы как символа России;
- Рассказать о пользе берёзы для человека;
- Развивать кругозор детей.
Предварительная работа:
- Рассматривание берёзы во время прогулки;
- Чтение стихов русских поэтов о берёзе;
- Разучивание пословиц и поговорок.
Материал и оборудование:
Макет дерева – «Берёза»; Иллюстрации с изображением берёзы в разное время года. Словарь: Берёза – символ России, береста, берёзовый сок, лучина.
Нарядно одетые дети входят в музыкальный зал, садятся.
Вед.1: Когда говорим о России, то чаще вспоминаем прекрасное, удивительное. Отгадайте загадку:
«Есть дерево об четыре дела:
Первое дело - мир освещает,
Другое дело - крик утешает,
Третье – больных исцеляет,
Четвёртое дело – чистоту соблюдает».
Дети: Это берёза.
Вед.2: Да, это русская берёза, и сегодня наш праздник посвящён именно ей, русской берёзе. Издавна берёзу считают символом России, так как это единственное в мире дерево с белым стволом и растёт оно только на территории нашей великой страны – России.
Стихотворение «Символ России» (читает ребёнок)
«Белоствольная берёзка – символ Родины моей!
Нету деревца другого сердцу русскому милей!
Изумрудная весною, а зимою – в серебре…
Машет веткой золотою всем детишкам в декабре.
Каждый листик, как сердечко – полюбуйся, погляди!
У родимого крылечка ты берёзку посади!»
Вед.1: - Россия! Русские берёзки!
Слова-то какие звонкие и чистые, как родниковая вода. Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери!
Вед.2: Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзки; а русский лес без светлой берёзовой рощи; а русскую баню без берёзового веника?!
Вед.1: Нет другого дерева, которому бы поэты посвятили столько стихов, а народ – песен.
Стихотворение «Русская берёза» (читает ребёнок)
«Я – берёзка русская, зимой стою я грустная,
А летом расцветаю и листьями играю.
Когда придут морозы, все листики, как слёзы,
На землю упадут, весной опять придут».
«Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её заречную, с нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую».
Вед.2: Берегли родную землю русские люди, воспевали её красоту в песнях и сказаниях; с нежностью обращались к берёзке кудрявой:
Дети ( по цепочке читают закличку)
«Берёзонька, моя зелёненькая, кудрявая, весёленькая,
Близ тебя, берёзонька, трава шелковая,
Близ тебя, берёзонька, вода ключевая.
На тебе, берёзонька, соловьи поют.
Под тобой, берёзонька, красны девушки венки плетут».
Вед.1: В давние времена парни и девушки собирались в берёзовых рощах и водили хороводы.
Хоровод «Ай да берёзка» (муз. Т.Потапенко)
Вед.2: Под русской берёзкой часто проводили игры.
Русская народная игра «Гори, гори, ясно».
Стихотворение (читает ребёнок)
«Опять о них, кудрявых и белёсых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси».
Хоровод «Во поле берёза стояла».
Стихотворение «Берёза – лебедь белая»
«Берёзка – лебедь белая, рядком с тобой стою,
Тебе, моя несмелая, я песенку пою.
Как ты стоишь, счастливая, весёлым летним днём,
Из-за тебя, красивая, светло в лесу твоём.
Зелёная, раздольная, ты гибче камыша,
Берёзка белоствольная, ну всем ты хороша!
Видны тропинок кончики, и звон прошёлся вдруг,
Как будто колокольчики ударили вокруг».
Вед.1: Чудеса на Руси бывали всегда…
Сценка «Разговор Жар-птицы и Берёзы»
Прилетела однажды Жар-птица, села у берёзки и стала хвастаться.
Жар-птица: Я – Жар-птица, рода царского, из сада райского!
Не чета тебе – дереву!
Берёза: А я простого рода. Мой батюшка – месяц ясный, он ночью мне светит. Моя матушка – красно солнышко, оно меня греет. Мой брат – соловей в лесу, он мне песни поёт. Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.
Жар-птица: А мои перья золотыми лучами сияют.
Берёза: Моей лучиной избу освещали. Жар-птица: А я вся огнём пылаю! Берёза: А я в печи жаром всех согреваю.
Жар-птица: Мои перья – царские одежды украшают!
Берёза: А я в лапти всех обуваю.
Жар-птица: Ради меня за тридевять земель отправляются!
Берёза: А моим соком по весне угощаются.
Жар-птица: А я хвост веером распускаю. Я – Жар-птица! Моей красотой весь свет дивится!
Берёза: Своими почками да листочками я людей лечу, в бане венчиком парю. За это меня называют деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.
Вед.2: Вот какая удивительная наша скромная берёзка. Будем беречь её, любоваться её красотой.
Дети: (читают хором).
Ты расти, расти, берёзка, вырастай!
Всем на радость, зелёная, расцветай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...