Вулкан
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пашкова Татьяна Аркадьевна

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Вулкан».

 

Программное содержание:

Познание: Обогатить сферу неясных знаний детей о природном явлении вулкане. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;

исследовать совместимость “Кока-колы” с ментосом с целью выявления вредного воздействия этих продуктов на организм;

воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, самостоятельность.

 

Коммуникация: поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные знания; расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений об окружающем мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

пополнять  словарный запас детей: лава, вулкан,  пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т.д.

 

Социализация: поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать равноправные, доброжелательные отношения  между сверстниками.

 

Безопасность: формировать безопасное поведение при проведении опытов; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

 

Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", большой энциклопедии "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов. Беседы о вулканах с приведением интересных  фактов, изготовление макетов вулканов.

 Материал и оборудование: халаты на каждого ребенка, проектор, экран,  ноутбук, компьютерная презентация, кока-кола на каждого ребенка, по  2 драже Ментос на каждого ребенка, видеофильм о вулканах, макеты вулканов, смесь для извержения: сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота.

 

 

 

 

 

 

 

Ход:

 

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, а вы хотели бы стать настоящими учеными и работать  в научной лаборатории? А что такое лаборатория? (Ответы детей). Правильно, лаборатория – это место, где проводят научные опыты.

А мы будем учёными-исследователями, работающими в лаборатории.

 

Заходит Всезнамус.

 

Всезнамус: Здравствуйте дети, меня зовут Всезнамус, я главный научный сотрудник этой лаборатории. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории: (слайд)

 

Можно:

 1. Думать.

 2. Слушать.

 3. Наблюдать за всем происходящим.

 4. Правильно нюхать.

 5. Аккуратно брать.

 

Нельзя:

1. Громко разговаривать.

2. Пробовать на вкус.

3. Стучать.

 

Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Послушайте, я  прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

 Я плююсь огнем и лавой,

 Я - опасный великан!

 Славен я недоброй славой,

 Как зовут меня?  (Вулкан)

 - Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?

 Дети: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

 Воспитатель: Правильно, ребята. Вы уже немного узнали на прошлых занятиях о вулканах. А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане.

          "Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу, которого называли  Гефест, что означало - огонь. (На экран выводится картинка с изображением бога  Гефеста).  Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. Гефест подчинил себе огонь. Он первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда происходило землетрясение, над горой появлялся дым и огонь, люди говорили: "Это работает Гефест". Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан".

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

 

Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, из чего вулкан состоит. (Видео)

(После просмотра  воспитатель задает вопросы)

          - Как называется воронка вулкана? (Кратер)

          -Как называется канал, по которому лава поднимается вверх? (Жерло)

          - Какие бывают вулканы? (Спящие, потухшие и действующие)

 

 Воспитатель: А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать? (Видео и звук извержения вулкана).

 - Что вы испытали, когда услышали этот звук?

 - Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?

 -Чем это грозит?

А приносят ли вулканы какую-нибудь пользу?

(ответы детей)

Воспитатель: Огнедышащие горы приносят человеку не только вред, но и пользу. Они дарят горячую   воду, которая известна своими лечебными свойствами,     энергию, различные металлы  это -  медь, железо и цинк, которые используют в промышленности и даже драгоценные камни. Горные породы, порождаемые извержениями вулкана, используются в строительстве домов, дорог. А мелкие кусочки лавы используют  в изготовлении канцелярских резинок (ластиков) и даже некоторых видов зубной пасты.

 

Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем.

 

ФИЗМИНУТКА.

 (Дети из положения сидя делают змейку руками вверх)

Магма по жерлу рвётся наружу,

Выход из кратера очень ей нужен,

(Подпрыгивая сжимают и разжимают пальцы рук)

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный вулкан.

 

Опытно – экспериментальная деятельность:

 Всезнамус:  Говорят извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. А вы хотите попробовать сами разбудить вулкан?  Нет ничего проще, ведь мы юные исследователи  и поэтому на ваших столах прямо сейчас проснуться вулканы. Чтобы разбудить вулкан, нам необходимы следующие компоненты:  2 чайные ложки соды, красная краска, мензурка моющей  жидкости и лимонная кислота. Сначала мы высыпаем в кратер вулкана соду, затем добавляем туда моющую жидкость, красную краску и вливаем лимонную кислоту. Приступаем к работе.

- Посмотрите, наши вулканы ожили, и из них выходит, пузырясь, лава.

Вулканы начали "вулканить" -

 Из жерла лаву извергать.

 По склонам лава потекла

 И землю сильно обожгла.

 Спустя века закашлял злой

 Вулкан и пеплом и золой.

 Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

 Как грозен он сейчас на вид!

                    Но вот он начал уставать -

                    Огонь в нем начал угасать.

                    Последний раз огнем дыхнул

                     И на десятки лет уснул.

Воспитатель: Интересно? А какой вулкан у нас получился, действующий или спящий? Какие компоненты для извержения вулкана мы использовали?

 

Всезнамус: А хотите, я покажу вам еще одно опасное извержение вулкана?

 

Всезнамус достает из  волшебной коробки кока-колу и Ментос.

 

Воспитатель: Как вы думайте, это полезные продукты питания или нет?

Ответы детей.  А что будет, если вы сделайте глоток кока-колы и съедите конфетку Ментоса? Давайте посмотрим. Открываем бутылочку колы, бросаем в неё Ментос. Что произошло?

Воспитатель:   Какой можно сделать вывод? Полезные это продукты питания  или нет? Ответы детей.  

Воспитатель:   Сегодня наши научные опыты закончены. Мы узнали, как из обычной соды, уксуса, краски средства для мытья посуды сделать извержение вулкана. И второе, мы узнали, что Ментос никогда нельзя запивать кока-колой.   

Всезнамус: Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи. За ваши успехи я вручаю вам сертификаты.

Вручение сертификатов детям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Вулкан».

Программное содержание:

Познание: Обогатить сферу неясных знаний детей о природном явлении вулкане. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;

исследовать совместимость “Кока-колы” с ментосом с целью выявления вредного воздействия этих продуктов на организм;

воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, самостоятельность.

Коммуникация: поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные знания; расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений об окружающем мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

пополнять  словарный запас детей: лава, вулкан,  пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т.д.

Социализация: поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать равноправные, доброжелательные отношения  между сверстниками.

Безопасность: формировать безопасное поведение при проведении опытов; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", большой энциклопедии "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов. Беседы о вулканах с приведением интересных  фактов, изготовление макетов вулканов.

 Материал и оборудование: халаты на каждого ребенка, проектор, экран,  ноутбук, компьютерная презентация, кока-кола на каждого ребенка, по  2 драже Ментос на каждого ребенка, видеофильм о вулканах, макеты вулканов, смесь для извержения: сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота.

Ход:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, а вы хотели бы стать настоящими учеными и работать  в научной лаборатории? А что такое лаборатория? (Ответы детей). Правильно, лаборатория – это место, где проводят научные опыты.

А мы будем учёными-исследователями, работающими в лаборатории.

Заходит Всезнамус.

Всезнамус: Здравствуйте дети, меня зовут Всезнамус, я главный научный сотрудник этой лаборатории. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории: (слайд)

Можно:

 1. Думать.

 2. Слушать.

 3. Наблюдать за всем происходящим.

 4. Правильно нюхать.

 5. Аккуратно брать.

Нельзя:

1. Громко разговаривать.

2. Пробовать на вкус.

3. Стучать.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Послушайте, я  прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

 Я плююсь огнем и лавой,

 Я - опасный великан!

 Славен я недоброй славой,

 Как зовут меня?  (Вулкан)

 - Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?

 Дети: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

 Воспитатель: Правильно, ребята. Вы уже немного узнали на прошлых занятиях о вулканах. А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане.

         "Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу, которого называли  Гефест, что означало - огонь. (На экран выводится картинка с изображением бога  Гефеста).  Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. Гефест подчинил себе огонь. Он первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда происходило землетрясение, над горой появлялся дым и огонь, люди говорили: "Это работает Гефест". Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан".

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, из чего вулкан состоит. (Видео)

(После просмотра  воспитатель задает вопросы)

        - Как называется воронка вулкана? (Кратер)

        -Как называется канал, по которому лава поднимается вверх? (Жерло)

        - Какие бывают вулканы? (Спящие, потухшие и действующие)

 Воспитатель: А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать? (Видео и звук извержения вулкана).

 - Что вы испытали, когда услышали этот звук?

 - Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?

 -Чем это грозит?

А приносят ли вулканы какую-нибудь пользу?

(ответы детей)

Воспитатель: Огнедышащие горы приносят человеку не только вред, но и пользу. Они дарят горячую   воду, которая известна своими лечебными свойствами,     энергию, различные металлы  это -  медь, железо и цинк, которые используют в промышленности и даже драгоценные камни. Горные породы, порождаемые извержениями вулкана, используются в строительстве домов, дорог. А мелкие кусочки лавы используют  в изготовлении канцелярских резинок (ластиков) и даже некоторых видов зубной пасты.

Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА.

 (Дети из положения сидя делают змейку руками вверх)

Магма по жерлу рвётся наружу,

Выход из кратера очень ей нужен,

(Подпрыгивая сжимают и разжимают пальцы рук)

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный вулкан.

Опытно – экспериментальная деятельность:

 Всезнамус:  Говорят извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. А вы хотите попробовать сами разбудить вулкан?  Нет ничего проще, ведь мы юные исследователи  и поэтому на ваших столах прямо сейчас проснуться вулканы. Чтобы разбудить вулкан, нам необходимы следующие компоненты:  2 чайные ложки соды, красная краска, мензурка моющей  жидкости и лимонная кислота. Сначала мы высыпаем в кратер вулкана соду, затем добавляем туда моющую жидкость, красную краску и вливаем лимонную кислоту. Приступаем к работе.

- Посмотрите, наши вулканы ожили, и из них выходит, пузырясь, лава.

Вулканы начали "вулканить" -

 Из жерла лаву извергать.

 По склонам лава потекла

 И землю сильно обожгла.

 Спустя века закашлял злой

 Вулкан и пеплом и золой.

 Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

 Как грозен он сейчас на вид!

                 Но вот он начал уставать -

                 Огонь в нем начал угасать.

                 Последний раз огнем дыхнул

                     И на десятки лет уснул.

Воспитатель: Интересно? А какой вулкан у нас получился, действующий или спящий? Какие компоненты для извержения вулкана мы использовали?

Всезнамус: А хотите, я покажу вам еще одно опасное извержение вулкана?

Всезнамус достает из  волшебной коробки кока-колу и Ментос.

Воспитатель: Как вы думайте, это полезные продукты питания или нет?

Ответы детей.  А что будет, если вы сделайте глоток кока-колы и съедите конфетку Ментоса? Давайте посмотрим. Открываем бутылочку колы, бросаем в неё Ментос. Что произошло?

Воспитатель:   Какой можно сделать вывод? Полезные это продукты питания  или нет? Ответы детей.  

Воспитатель:   Сегодня наши научные опыты закончены. Мы узнали, как из обычной соды, уксуса, краски средства для мытья посуды сделать извержение вулкана. И второе, мы узнали, что Ментос никогда нельзя запивать кока-колой.  

Всезнамус: Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи. За ваши успехи я вручаю вам сертификаты.

Вручение сертификатов детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Вулкан"

Очень интересный и простой опыт показывает дошкольникам, как действует вулкан....

Действующий вулкан

Образовательная деятельность по теме: «Действующий вулкан»(с детьми старшей группы).Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Материал и оборудование:Минералы вулканического происхождени...

Презентация "Загадки вулканов"

    Представленая мною презентация поможет закрепить основные знания по данной теме....

Познавательное занятие "Вулкан"

Здесь вы найдёте материал по теме "Вулкан"...

Познание "Вулкан"

В этом конспекте я знакомлю дошкольников с природным окружением и явлениями неживой природы. У детей формируется интерес, расширяются представления о естественно научных связях между природными явлени...

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе Опыт «Вулкан в банке»

Закрепить и уточнить знания детей о воде;Формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;Развивать умение, формировать аргументированные высказывания;Воспитывать интерес к опыту, ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Что такое вулкан"

- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;- Познакомить детей с профессией вулканолога; - развивать познавательную активность детей в проце...