Познание "Вулкан"
план-конспект занятия (окружающий мир) по теме

В этом конспекте я знакомлю дошкольников с природным окружением и явлениями неживой природы. У детей формируется интерес, расширяются представления о естественно научных связях между природными явлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan_1.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 15»

Конспект

 непосредственной образовательной деятельности

 в старшей группе

 («Познание»)

«Вулканы»

Дранишникова Е.А., воспитатель МДОУ № 15

Февраль, 2010 г.

Тема: «Вулканы»

Цель:  Развивать познавательную активность детей,  формировать навыки сотрудничества у детей 6-7 лет.

Области интегрирования:

Познание:  

  1. Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
  2. Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
  3. Изучить строение вулкана.
  4. Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Социализация: 

  1. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
  2. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, договариваться между собой.
  3. Формировать равноправные, доброжелательные отношения  между сверстниками.

Коммуникация:

  1. Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия  на основе общих интересов.  
  2. Расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире: вулкан, вулканолог, вулканология, жерло, кратер, пепел, лава. Активизировать их в самостоятельных высказываниях.

Труд:

  1. Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
  2. Формировать у детей опыт справедливого распределения заданий с учетом интересов и умений друг другу.
  3. Развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.
  4. Поощрять детей за самостоятельную активность в проведении опытов с помощью схемы.

Безопасность:

  1. Закрепить знания детей о мерах предосторожности при пользовании ножницами, степлером и раствором  уксусной кислоты

Предварительная работа: 

- Знакомство с физической картой мира.

- Изготовление макета гор.

- Сбор коллекции камней.

- Рассматривание иллюстраций, картин, альбома: «Все о камнях Урала».

- Чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»

- Изготовление схем – алгоритмов

- Тонирование  картона.

- Проведение серии опытов с целью знакомства со свойствами камня.

Материалы и оборудование: 

  1. картинки с изображением вулканов, вулканологов и бога огня Вулкана;
  2. толковый словарь Ожегова;
  3. карта  мира;
  4. схема;
  5. поддоны;
  6. картон тонированный;
  7. клей;
  8. сода;
  9. уксус;
  10. сухая красная краска;
  11. моющая жидкость;
  12. листы бумаги;
  13. цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
  14. чайные ложки;
  15. пипетка;
  16. видеофильм;
  17. салфетки;
  18. степлеры

Участники: дети с 6 до 7 лет, воспитатель.

Место проведения: группа.

Продолжительность: 30 минут.  

Методические рекомендации:

  1. Воспитатель ничего не рассказывает детям. Он только задает вопросы, а дети  находят ответы из наблюдений и экспериментов.
  2.  Воспитатель не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени.
  3. На занятии дети самостоятельно проводят все эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.

Ход:

I. Организационный момент.

Педагог сообщает детям, что он хочет сегодня быть вулканологом и отправиться в экспедицию. Для этого ему нужны помощники. Организовав детей, педагог показывает им картинку вулканолога и спрашивает  знают ли они кто это. Выслушав предположения, воспитатель говорит, что это вулканолог. Затем побуждает детей прочитать в словаре Ожегова значение слова – вулканолог (специалист по вулканологии). Вулканология — наука о вулканах.

- Ребята, теперь мы с вами знаем кто такой вулканолог и что такое вулканология. А вы, желаете узнать много интересного о вулканах?

- Я предлагаю вам побыть некоторое время в роли вулканолога и отправиться в экспедицию для изучения вулканов.

II. Основная часть занятия.

Воспитатель загадывает загадку:

«Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?      (Вулкан)

- Дети, а что такое  вулкан? (Гора)

- Почти все вулканы находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

- Почему вулкан назвали вулканом? (размышления и ответы детей).

- Как вы думаете, а где мы можем узнать правильный ответ на этот вопрос? (В книге). Педагог выставляет карточку с изображением книги.

  Воспитатель читает легенду о вулкане:

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."

- А где можно узнать: Какие бывают вулканы? Что есть у вулкана?

Дети:

- Спросить у человека, у взрослого, друг у друга и т.д.

Педагог выставляет карточку с изображением людей и предлагает узнать ответы на эти вопросы у присутствующих гостей. Перед тем как дети пойдут задавать вопросы  гостям, напомнить о правилах вежливости. Дать  рекомендации, что вопрос задавать понятно и четко.

После этого дети садятся и обобщают ответы, рассматривая картинки с изображением вулканов

Примерные варианты обобщений ответов детей:

  1. Вулканы бывают:

1)  Действующие - это которые извергают лаву.

2)    Потухшие - не извергающие лаву.

3)    Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

  1. Кратер  вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

- Дети, раз мы с вами вулканологи, то должны узнать и исследовать,   как извергается вулкан. А что нам поможет? (Воспитатель помогает детям ответить: телевизор, интернет)

Педагог выставляет карточку с изображением телевизора и ноутбука.

- Правильно, молодцы. Я нашла в интернете  фильм про вулканы. А вам бы хотелось хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…

Дети смотрят видеоролик «Извержение вулкана», педагог комментирует: «Вот одна из огнедышащих гор. На первых порах над горой лишь курится дымок, потом он все гуще и гуще, гора начинает содрогаться, дым заволакивает темной пеленой всю округу. Наконец из жерла вулкана, как ядра из пушки, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. А вот и магма! Она начинает переливаться через края вулкана и огненными потоками устремляется вниз по склонам горы. Ее вырвавшуюся из чрева горы и лишившуюся при этом многих своих летучих газов, называют теперь лавой. Она сжигает все на своем пути – деревья, кустарники, дома и т.д. После извержения, как после пожара.

Но утихомирится вулкан, земля начнет потихоньку оправляться от постигшей ее беды. Со временем вновь вырастут леса, травы, запоют птицы, вернутся звери. И так будет до следующего извержения вулкана».

      - А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления.

III. Экспериментальная деятельность: 

- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

  1. Надо работать аккуратно, не торопиться!
  2. Ничего не брать в рот!
  3. Осторожно насыпать порошок!
  4. Осторожно наливать воду!
  5. Лавы не трогать!
  6. Использовать салфетку!

- Занимаем рабочие места.

- Давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Внутрь конуса вставим стаканчик из- под йогурта – это будет жерло.

- Из чего же нам сделать лаву?

- У меня есть формула ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно,  это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети сами готовят состав лавы по схеме, но уксус добавляет воспитатель.

Наблюдение "извержения" вулкана.

- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

IV. Заключительная часть.  

- Вам понравилось? Что вы узнали нового? А   вы расскажете  об этом своим родным, знакомым, другим детям?

Я думаю, что у вас все получится.  А для этого  я дарю вам  фотографии вулкана, схему опыта, состав для опыта, большую энциклопедию «Все о вулканах».