«Моя семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
(МДОАУ д/с «Родничок»)
Конспект занятия на тему
«Моя семья»
Учитель-дефектолог:
Афанасьева. Ю. В.
Г.Пыть-Ях 2018 год
Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Моя семья».
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; совместная работа с родителями по составлению портфолио семьи; чтение художественной литературы.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
2.Основная часть.
Учитель-дефектолог: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. В гости к нам пришел Зайка Петя, ему бы очень хотелось, чтобы вы рассказали ему о своей семье. Скажите, а что такое семья?
Это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, говорят друг с другом ласково.
Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родня. Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.
Расскажите о своей семье – сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать вместе? (высказывания детей).
- Семья может быть большой и маленькой.
- А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы (взрослые и дети).
- Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины.
Дидактическая игра «Подбери признаки».
Учитель-дефектолог: А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Учитель-дефектолог: Наши пальчики, дружная маленькая семья. Поиграем с ними?
Пальчиковая игра «Дружная семейка».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Чтение стихотворения
Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно послушайте и потом скажите, все ли герои являются членами одной семья?
Мама с папой - моя родня
Нет роднее родни у меня
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий - братишке,
Мяч сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня
Друг Сережка мне тоже родня
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Учитель-дефектолог: Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? (Ответы детей).
Учитель-дефектолог: Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, но животное не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Ребята, а у кого из вас есть кошка? Собака?
Учитель-дефектолог: Дети, вот семья, живёт в квартире. А где же находится квартира? (В доме.) А дом на улице, а улица - в районе, а район – в городе, а город - в стране. А как называется наша страна? (Россия.) Да, Россия - наша родина - большая и красивая, мы должны любить и беречь ее.
Дети, а можем ли мы назвать всех нас в группе семьей? Какая она? (Большая, дружная.) Сколько нас? (Считают.)
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Федя.
Сам я бегаю трусцой
И качаю головой.
«Детский сад - моя вторая семья».
Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
3.Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Конспект по ФЭМП «Моя семья»
Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 3, (10).
Задачи:
Образовательная:
-совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 3, (10).
-сравнивать рядом стоящие числа в пределах 3, (10),
-систематизировать предметы, располагая их в возрастающем, убывающем порядке по величине,
-закрепление знаний об образовании чисел 1,2,3, (10) (на наглядной основе).
Развивающая:
-развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре;
-находить решение и делать выводы.
Воспитательная:
-воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, работа в парах.
Раздаточный материал. Предметные картинки (пустышка, молоток, зеркальце, конверты с заданиями, набор карточек с изображением молотка разного размера, набор картинок цветов с цифрами, картинки – «домики» для состава числа 1,2,3, портрет семьи Петровых, разрезные картинки.
Предварительная работа. Дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови скорей», «Считай дальше», «Цифры встаньте в ряд», разучивание пословиц, поговорок о семье, загадки о семье.
Пальчиковые игры: «Дружная семья», «Пальчики – братья», «В гости к пальчику большому».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Друзья мои, я прочитала интересную загадку. Хотите вместе ее попробуем отгадать?
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная….(семья).
Дефектолог: Что такое семья? Назовите членов семьи.
-А вы любите ходить в гости?
-Я хочу пригласить вас в гости к семье Петровых приглашает нас к себе в гости. Пойдем?
Дид.игра Разрезные картинки.
- В этой семье ребенок еще мал, и еще не научился аккуратно обращаться с вещами. Давайте поможем навести порядок в доме. Посмотрите внимательно на части картинок и соберите картинки.
Дефектолог предлагает детям собрать разрезные картинки (пустышка, молоток, зеркало). Из скольких частей вы собрали картинки?
-Назовите соседей числа 3.
А сейчас ответьте кому из членов семьи Петровых могут принадлежать эти вещи? (пустышка, молоток, зеркальце).
Дети: -зеркальце – маме, молоток – папе, соска – малышу.
Дефектолог: Молодцы, правильно. А теперь отгадайте загадку.
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята –
Это наш любимый … (папа).
Задание для работы:
У каждого ребенка картинки с изображением молотков.
1задание: Нужно разложить их по возрастанию.
2Задание: Нужно разложить их по убыванию.
3задание: Нужно соотнести количество молотков с нужной цифрой.
Дефектолог: А теперь следующая загадка.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано?
Лишь заботливая (мама)
-Мама очень любит цветы. Она бы очень обрадовалась, если бы вы подарили ей букет. У каждого цветы с цифрами.
Задание для работы: Нужно разложить цифры по порядку и назвать их в прямом и обратном порядке.
Физ. минутка.
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева,
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
Дефектолог: А вот вам ребятки еще одна загадка.
Кто веселый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой (Братишка).
Дид. Игра на ориентировку в пространстве.
- Предлагаю вам помочь братишке расставить игрушки на полочку по местам.
4. Рефлексия.
Собирайтесь, дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Ребята, понравилось вам в гостях у семьи Петровых?
Что вам больше всего понравилось делать?
Что запомнилось?
Источник: maam.ru
Конспект занятия по развитию речи
«Моя семья»
Цель: Закреплять знания о себе, своей семье. (имя, фамилия, возраст, дом адрес, состав семьи). Учить составлять описательный рассказ о своей семье.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
- Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях)
- Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
Развивающие:
- Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;
- развивать диалогическую речь; умения участвовать в беседе;
- Развитие детского творчества.
Воспитательные:
- закреплять знания о себе, своей семье (имя, фамилия, возраст, дом адрес, состав семьи).
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку;
- Воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня!
1. Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Дефектолог:
- Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (Семья.)
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам - на лошадке,
Жена - на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках.
Дефектолог: В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки. Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.
Дефектолог: Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!
А кто хочет рассказать о своей семье (Дефектолог задает вопросы)
- С кем ты живёшь?
- Как твоя фамилия?
- Как фамилия твоей семьи?
- Где вы живете? (адрес)
-Кто у вас в семье старший (младший?)
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик?
- Они старше или младше вас?
- Есть ли у тебя бабушка и дедушка?
- Как их зовут?
- А для бабушки с дедушкой ты кто?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты помогаешь взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
Дефектолог: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
Дефектолог: - Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая
Дефектолог: - Как вы думаете, что разрушает семью?
Ссоры, обиды
Конфликты
Непонимание
Невнимание
непослушание
лень
неправильные поступки
Игра «Радость или огорчение?»
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Дефектолог:
А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях. Отгадывание загадок
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая ... (сестра)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый …. (дедушка)
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
В этом слове семь букв «Я».
Отгадай-ка, друг! (семья)
Физкультминутка: «Кто живет у нас в квартире?»
1 2 3 4 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)
1 2 3 4 5 (прыжки на месте)
Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)
Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)
Наша дружная семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....