«Моя семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Афанасьева Юлия Вячеславовна

Конспект занятия на тему

«Моя семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_moya_semya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

(МДОАУ д/с «Родничок»)

Конспект занятия на тему

«Моя семья»

 Учитель-дефектолог:

                                                                                             Афанасьева. Ю. В.

Г.Пыть-Ях 2018 год

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Моя семья».

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребёнком;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; совместная работа с родителями по составлению портфолио семьи; чтение художественной литературы.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».

2.Основная часть.

Учитель-дефектолог: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. В гости к нам пришел Зайка Петя, ему бы очень хотелось, чтобы вы рассказали ему о своей семье. Скажите, а что такое семья?

Это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, говорят друг с другом ласково.

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родня. Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.

 Расскажите о своей семье – сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать вместе? (высказывания детей).

- Семья может быть большой и маленькой.

- А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы (взрослые и дети).

- Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины.

Дидактическая игра «Подбери признаки».

Учитель-дефектолог: А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

 Учитель-дефектолог: Наши пальчики, дружная маленькая семья. Поиграем с ними?

Пальчиковая игра «Дружная семейка».

                  Этот пальчик – дедушка,

                  Этот пальчик – бабушка,

                  Этот пальчик – папа,

                  Этот пальчик – мама,

                  Этот пальчик – Я,

                  Вот и вся моя семья.

Чтение стихотворения

Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно послушайте и потом скажите, все ли герои являются членами одной семья?

Мама с папой - моя родня

Нет роднее родни у меня

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий  - братишке,

Мяч сестренке, конфета – Тишке.

А еще есть друг у меня

Друг Сережка мне тоже родня

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Учитель-дефектолог: Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? (Ответы детей).

Учитель-дефектолог: Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, но животное не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.

Ребята, а у кого из вас есть кошка? Собака?

Учитель-дефектолог: Дети, вот семья, живёт в квартире. А где же находится квартира? (В доме.) А дом на улице, а улица - в районе, а район – в городе, а город - в стране. А как называется наша страна? (Россия.) Да, Россия - наша родина - большая и красивая, мы должны любить и беречь ее.        

Дети, а можем ли мы назвать всех нас в группе семьей? Какая она? (Большая, дружная.) Сколько нас? (Считают.)

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Федя.
Сам я  бегаю трусцой
И качаю головой.

«Детский сад - моя вторая семья».

Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).

- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

3.Итог занятия.

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Конспект по ФЭМП «Моя семья»

Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 3, (10).

Задачи:

Образовательная:

-совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 3, (10).

-сравнивать рядом стоящие числа в пределах 3, (10),

-систематизировать предметы, располагая их в возрастающем, убывающем порядке по величине,

-закрепление знаний об образовании чисел 1,2,3, (10) (на наглядной основе).

Развивающая:

-развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре;

-находить решение и делать выводы.

Воспитательная:

-воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, работа в парах.

Раздаточный материал. Предметные картинки (пустышка, молоток, зеркальце, конверты с заданиями, набор карточек с изображением молотка разного размера, набор картинок цветов с цифрами, картинки – «домики» для состава числа 1,2,3, портрет семьи Петровых, разрезные картинки.

Предварительная работа. Дидактические игры: «Какой цифры не стало?»«Назови предыдущее и последующее число»«Назови скорей»«Считай дальше»«Цифры встаньте в ряд», разучивание пословиц, поговорок о семье, загадки о семье.

Пальчиковые игры: «Дружная семья»«Пальчики – братья»«В гости к пальчику большому».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Друзья мои, я прочитала интересную загадку. Хотите вместе ее попробуем отгадать?

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная….(семья).

Дефектолог: Что такое семья? Назовите членов семьи.  

-А вы любите ходить в гости?

-Я хочу пригласить вас в гости к семье Петровых приглашает нас к себе в гости. Пойдем?

Дид.игра Разрезные картинки.

- В этой семье ребенок еще мал, и еще не научился аккуратно обращаться с вещами. Давайте поможем навести порядок в доме. Посмотрите внимательно на части картинок и соберите картинки.

Дефектолог предлагает детям собрать разрезные картинки (пустышка, молоток, зеркало). Из скольких частей вы собрали картинки?

-Назовите соседей числа 3.

А сейчас ответьте кому из членов семьи Петровых могут принадлежать эти вещи? (пустышка, молоток, зеркальце).

Дети: -зеркальце – маме, молоток – папе, соска – малышу.

Дефектолог: Молодцы, правильно. А теперь отгадайте загадку.

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята –

Это наш любимый … (папа).

Задание для работы: 

У каждого ребенка картинки с изображением молотков.

1задание: Нужно разложить их по возрастанию.

2Задание: Нужно разложить их по убыванию.

3задание: Нужно соотнести количество молотков с нужной цифрой.

Дефектолог: А теперь следующая загадка.

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано?

Лишь заботливая (мама)

-Мама очень любит цветы. Она бы очень обрадовалась, если бы вы подарили ей букет. У каждого цветы с цифрами

Задание для работы: Нужно разложить цифры по порядку и назвать их в прямом и обратном порядке.

Физ. минутка.

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева,

А я сам бегу трусцой и качаю головой.

Дефектолог: А вот вам ребятки еще одна загадка.

 Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой (Братишка).

Дид. Игра на ориентировку в пространстве.

- Предлагаю вам помочь братишке расставить игрушки на полочку по местам.

4. Рефлексия.

Собирайтесь, дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Ребята, понравилось вам в гостях у семьи Петровых?

Что вам больше всего понравилось делать?

Что запомнилось?

Источник: maam.ru

Конспект занятия по развитию речи

«Моя семья»

Цель: Закреплять знания о себе, своей семье. (имя, фамилия, возраст, дом адрес, состав семьи). Учить составлять описательный рассказ о своей семье.

Задачи: 

Образовательные:

  • закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
  • Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях)
  • Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;

Развивающие:

  • Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;
  • развивать диалогическую речь; умения участвовать в беседе;
  • Развитие детского творчества.

Воспитательные:

  • закреплять знания о себе, своей семье (имя, фамилия, возраст, дом адрес, состав семьи).
  • Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку;
  • Воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня!

1. Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

Дефектолог: 

 - Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (Семья.)

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам - на лошадке,

Жена - на коровке,

Дети – на телятках,

Внуки – на козлятках.

Дефектолог: В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки.  Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.

Дефектолог: Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

А кто хочет рассказать о своей семье (Дефектолог задает вопросы)

- С кем ты живёшь?

- Как твоя фамилия?

- Как фамилия твоей семьи?

- Где вы живете? (адрес)

-Кто у вас в семье старший (младший?)

- Для мамы с папой ты кто?

- А у тебя есть сестрёнка или братик?

- Они старше или младше вас?

- Есть ли у тебя бабушка и дедушка?

- Как их зовут?

- А для бабушки с дедушкой ты кто?

- Чем занимаются твои мама и папа?

- Как ты помогаешь взрослым?

- С кем из членов семьи ты любишь играть?

Дефектолог: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Дефектолог: - Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)

родная

дружная

счастливая

трудолюбивая

хозяйственная

спортивная

культурная

крепкая

жизнерадостная

гостеприимная

здоровая

Дефектолог: - Как вы думаете, что разрушает семью?

Ссоры, обиды

Конфликты

Непонимание

Невнимание

непослушание

лень

неправильные поступки

Игра «Радость или огорчение?»

В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)

Сейчас я вам раздам кружочки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Дефектолог:

А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях. Отгадывание загадок

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто любит и меня, и братца, 
Но больше любит наряжаться? - 
Очень модная девчонка - 
Моя старшая ... (сестра)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый …. (дедушка)

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший … (брат)

В этом слове семь букв «Я».

Отгадай-ка, друг! (семья)

Физкультминутка: «Кто живет у нас в квартире?»

1 2 3 4 (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)

1 2 3 4 5 (прыжки на месте)

Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)

Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)

Наша дружная семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....