Занятие " свойства камня"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

На занятии дети  знакомятся  с неживой природой, узнают какие бывают горы.У детей формируется  представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня.Дети учится классифицировать по разным признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.svoystva_kamnya.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

                              Занятие  «Свойства камня».

Задачи: Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Материал: Глобус; ноутбук с презентацией «Горы»; камни разные по размеру, форме, величине; лупы по количеству детей; тазик с водой; маленькие подносы с песком; мелкие камешки.

                       

                                            Ход занятия.

Воспитатель показывает детям глобус. Рассказывает, что это наша Земля.

На ней много воды - морей и океанов, поэтому она голубого цвета.

Земля  имеет свою каменную одежду. Там,  где  есть  возвышенности, располагаются горы. На глобусе они изображены коричневым цветом.  Горы  бывают разные  по высоте, форме. (Показ презентации «Горы»).

Низкогорье

  Низкогорье или низкие горы - высота гор до 800 метров над уровнем моря..

(Северный Урал, некоторые хребты Закавказья, Хибины на Кольском полуострове, отдельные горы Центральной Европы)

Среднегорье

Среднегорья (средние или средневысотные горы) – высота этих гор от 800 до 3000 метров над уровнем моря.

Для средневысотных гор характерна высотная поясность, т.е. смена ландшафта с изменением высоты.

Примеры средних гор: Горы Среднего Урала, Полярный Урал, горы острова Новая Земля, горы Сибири и Дальнего Востока, горы Апеннинского и Пиренейского полуостровов, Скандинавские горы на севере Европы, Аппалачи в Северной Америке и др.

Высокогорье

Высокогорья (высокие горы) – высота этих гор более 3000 метров над уровнем моря. Это молодые горы, рельеф которых интенсивно формируется под действием внешних и внутренних процессов.

(Памир, Тянь-Шань, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Каракорум, Скалистые горы и др).

После просмотра слайдов, воспитатель предлагает детям послушать сказку о горе.

       «Жила – была большая гора. И она всё время спорила с ветром и водой, кто из них сильнее. Шли годы…Вода  точила гору. Вот покатился один камешек, потом другой, третий … Ветер подхватывал камни и разносил их по свету. Гора становилась всё меньше и меньше. Пока совсем не исчезла. Вода и ветер оказались сильнее горы».

   - Камни - это кусочки гор. Как вы думаете, где мы их с вами можем встретить? (ответы детей). Некоторые из них я сегодня собрала и принесла. Давайте их с вами рассмотрим.

Дети рассматривают камни. Воспитатель предлагает найти самый красивый камень (для каждого он свой). Затем рассмотреть камни через лупу. Какие там есть узоры,  кристалики и т.д. Воспитатель находит самый гладкий камешек. Объясняет детям, что он называется галькой.
- Гальку можно обнаружить там, где есть или когда-то была вода. Ведь именно вода и 
принимает самое непосредственное участие в образовании гальки.

Воспитатель предлагает детям взять 2 камешка в руки и потрясти их.

 - Вот так обломки горных пород попадают в водоёмы. Вода двигает камни. Камни трутся о песок, друг о друга и получаются вот такие гладкие камешки.

Предлагает детям поиграть в игру на внимание: «Какого камешка не стало».  (Перед ребёнком лежит 4-5 камешков, ребёнок запоминает их, отворачивается.  Воспитатель убирает один из камешков. Повернувшись ребёнок должен угадать какого камешка не стало.)

После игры воспитатель предлагает детям провести опыты с камнями:

Опыт1. «Камень твёрдый»

Возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый.
Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин смялся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся.
А почему как вы думаете был слышен шум при стучании камешек о камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий

 Опыт 2 «Теплый, холодный».

Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые?  Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (теплым). Почему (руки теплые). Значит, камешки могут нагреваться.

Опыт 3 « Тонет - не тонет».
Воспитатель предлагает опустить камни в тазик  с водой. Наблюдают. Делятся результатом опыта (камни утонули). Затем вынимают камни из воды  

( цвет камня изменился, стал более ярким).

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Маленькие волшебники» и на подносиках с песком выложить из маленьких камешков узоры, какие захотят.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами камня,глины, песка"

Конспект познавательного занятия с использованием метода моделирования и опытно- экспериментальной деятельности детей...

Конспект занятия «Свойства камней»

Конспект занятия для старшей логопедической группы...