Познавательно – творческий проект «Добро пожаловать в Индию».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять представления детей об окружающем мире. Уточнять и расширять знания детей об Индии. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.
Задачи проекта:
Расширять знания детей о том, что в мире много стран, и у каждой свои традиции, своя культура.
Способствовать накоплению у детей представлений об Индии, развивать познавательную активность.
Способствовать развитию у детей взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.
Формировать у детей чувство гражданина мира.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Воспитывать художественно – эстетическое восприятие окружающего мира.
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций. Формировать умение вести диалог с педагогом, умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно – творческий проект «Добро пожаловать в Индию». | 71.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – творческий проект
«Добро пожаловать в Индию».
Тема проекта: «Добро пожаловать в Индию».
Воспитатель: Дзюба Наталия Геннадьевна.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность проекта: Краткосрочный 27.02. 2017г. – 25.03. 2017г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта: Расширять представления детей об окружающем мире. Уточнять и расширять знания детей об Индии. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.
Задачи проекта:
Расширять знания детей о том, что в мире много стран, и у каждой свои традиции, своя культура.
Способствовать накоплению у детей представлений об Индии, развивать познавательную активность.
Способствовать развитию у детей взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.
Формировать у детей чувство гражданина мира.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Воспитывать художественно – эстетическое восприятие окружающего мира.
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций. Формировать умение вести диалог с педагогом, умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Актуальность проекта.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Россия – многонациональное государство, поэтому в современных условиях возросла социальная направленность в формировании личности, одним из факторов которой является воспитание толерантности. Определение слова «толерантность» в разных языках имеет схожее значение. В русском языке толерантность означает способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
Методических разработок по воспитанию у детей толерантного поведения, способствующего развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Поэтому мы разработали систему занятий, направленных на воспитание толерантности у дошкольников.
Предполагаемый результат проекта:
Дети получат представление об истории, культуре, традициях Индии. Познакомятся с растительным и животным миром Индии.
Познакомятся с художественной литературой Индии.
Познакомятся с некоторыми индийскими праздниками.
Познакомятся с индийскими музыкальными произведениями.
Предполагаемый продукт проекта:
Цикл НОД, способствующей знакомству детей с Индией, ее историей, традициями.
Выставки творческих работ детей.
Итоговое мероприятие, открытый показ для воспитателей детского сада «Путешествие в Индию».
Участие в фестивале «Песни и танцы стран Азии».
Создание презентации «Мехенди».
Создание презентации «Праздник Холи».
Создание презентации «Добро пожаловать в Индию».
Создание презентации «Знакомимся с Индией».
Оформление уголка «Индия».
Методы и основные формы реализации проекта:
Комплексные и интегрированные занятия.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Беседы.
Сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры.
Продуктивная деятельность детей.
Слушание индийских музыкальных произведений.
Виды детской деятельности:
Непосредственная образовательная деятельность.
Проведение праздников и досугов с целью знакомства детей с культурой и традициями индийского народа.
Знакомство и проведение индийских подвижных игр.
Сюжетно – ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира.
Взаимодействие с родителями:
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной деятельности, совместные праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Участие в фестивале «Песни и танцы стран Азии».
Список литературы:
- Страны мира. Справочник – путеводитель. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 256с.
- Страны и континенты: Начальная школа/ Сост. И.Ф. Яценко. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016. – 96с.
3. Киплинг Р. «Сказки»/Пер. с английского Л.Б.Хавкиной. – М.:Изд – во Эксмо, 2002. – 160с.
4. Киплинг Р. «Маугли»/пер. с английского Н.Л. Дарузес. – М.: Правда, 1985. – 656с., ил.
5. «кухня народов мира» «Индийская кухня». – М.: Комсомольская Правда, 2015. – 70с.
6. Индийские сказки. – М.:Приложение к журналу «Зарубежная радиоэлектроника», 1992. – 63с.
7. Картушина М.Ю. Праздники народов мира в детском саду. Ч. 1 Лето – осень. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 136с.
Содержание проекта.
Подготовительный этап:
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций.
4. Организация развивающей среды в группе, оформление уголка страны.
Большое значение имеет создание развивающей среды. В специальном уголке в группе находится информация о стране, книги и фотографии, которые ребенок может рассмотреть. Содержание развивающей среды периодически изменяется и обогащается с учетом актуальной информативности и индивидуальных возможностей детей.
Основной этап:
1. Реализация запланированных мероприятий.
Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ детей.
2. Итоговое мероприятие, открытый показ для воспитателей детского сада «Путешествие в Индию».
3. Оформление материалов проекта.
4. Анализ результатов проекта.
Планирование работы по реализации проекта
«Добро пожаловать в Индию».
Познавательная деятельность:
Беседы: «Растительный мир Индии»
«Животный мир Индии»
«Государственные символы Индии»
Комплексные и интегрированные занятия:
«Удивительная Индия»
«Животные Индии»
«Амулет дружбы»
Открытый показ «Путешествие в Индию».
Продуктивная деятельность:
Рисование «Праздник красок Холи»
Аппликация «Индийский костюм»
Рисование «Рисуем Мехенди»
Рисование «В джунглях жил один слоненок»
Раскрашивание картинок об Индии.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто герой?», «Собери картинку»,
«Чего не стало», «Кто в какой стране живет», «Назови страну», «Четвертый лишний», «Слоненок, слониха, слон», «Собери семейку».
Настольные игры: «Парные картинки», «Одень индианку».
Подвижные игры: «В джунглях», «Ручьи и озера», «Калабаш»,
«Где мы были, что делали», «Море волнуется», «Хэппи Холи!».
Сюжетно-ролевые игры: «Чаепитие в индийской семье», «К Слоненку пришли гости».
Чтение художественной литературы:
Разучивание с детьми стихотворений об Индии.
Сказки Р. Киплинга «Рики-Тики-Тави», «Маугли».
Индийские сказки для детей в пересказе Н. Ходза.
Музыка:
Слушание индийских музыкальных произведений.
Разучивание индийского танца.
Участие в фестивале «Песни и танцы стран Азии».
Заключительный этап.
1. Анализ результатов проекта.
Предложенная нами система занятий позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе. Систематическое толерантное воспитание ребенка с дошкольного возраста обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Критерии уровня познавательной активности и сформированности знаний об Индии в процессе реализации проекта «Добро пожаловать в Индию».
Для выявления познавательной активности и сформированности знаний об Индии выделены следующие критерии:
- элементарные знания о стране: название, местоположение, столица, символы, умение находить страну на карте.
- знания о животном и растительном мире страны.
- знания о некоторых традициях, праздниках страны, значимых исторических событиях.
- умение узнавать и называть достопримечательности страны.
Высокий уровень (з балла):
Владеет элементарными знаниями о стране: называет столицу, местоположение страны. Умеет находить флаг страны, знает цвета флага, знает, что обозначают цвета флага. Умеет находить и показывать страну на карте. Знает, какие природные условия преобладают, умеет называть представителей растительного и животного мира. Знает и называет некоторые праздники и традиции страны. Называет значимые исторические события. Узнает и называет достопримечательности страны. Умеет рассуждать и объяснять, имеет обширный словарный запас.
Средний уровень (2 балла):
Владеет элементарными знаниями о стране: называет столицу, местоположение страны. Умеет находить флаг страны, называет цвета флага, затрудняется ответить, что обозначают цвета флага. Умеет находить и показывать страну на карте. Знает, какие природные условия преобладают. Умеет называть представителей растительного и животного мира. Затрудняется в назывании праздников и традиций страны, значимых исторических событий. Ответы дает без рассуждений и объяснений. Узнает и называет достопримечательности страны с помощью воспитателя. Речь с ограниченным запасом слов.
Низкий уровень (1 балл):
Имеет поверхностные знания о стране, затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Умеет находить флаг страны, называть цвета флага, показывать страну на карте с помощью воспитателя. Затрудняется в назывании представителей растительного и животного мира. Затрудняется в назывании праздников и традиций страны, значимых исторических событий, достопримечательностей страны. Ответы дает без рассуждений и объяснений, помощь педагога не принимает. Речь односложная, с ограниченным запасом слов.
№ Имя, фамилия | элементарные знания о стране | знания о животном и растительном мире страны. | знания о традициях, праздниках страны | умение узнавать и называть достопримечательности страны | |||||
Нач. пр. | Кон. Пр. | Нач. пр. | Кон. Пр. | Нач. пр. | Кон. Пр. | Нач. пр. | Кон. Пр. | ||
1 | Давид А. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
2 | Вика Б. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3 | Игорь Б. | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4 | Олеся Е. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
5 | Кирилл З. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
6 | Соня К. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
7 | Аня К. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
8 | Маша Л. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
9 | Рустам М. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
10 | Аня М. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
11 | Амина К. | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
12 | Вова О. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
13 | Саша П. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
14 | Рома С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
15 | Арина С. | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
16 | Давид У. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
17 | Эльмира Х. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
18 | Андрей Х. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
19 | Рита Х. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
20 | Катя Ч. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
21 | Антон Ш. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
22 | Платон Ю. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1– 15 2- 7 | 1– 0 2– 13 3- 9 | 1- 9 2- 13 | 1- 0 2- 10 3- 12 | 1- 16 2- 6 | 1- 0 2- 16 3- 6 | 1- 16 2- 6 | 1- 0 2- 16 3- 6 |
Итоговые показатели на начало проекта:
низкий уровень 63%
средний уровень 36%
Высокий уровень 1%
Итоговые показатели на конец проекта:
низкий уровень 2%
средний уровень 60%
Высокий уровень 38%
В ходе реализации проекта предложенная нами система занятий, систематическое знакомство с культурой, традициями другой страны позволила активизировать интерес дошкольников к самому себе, к своему окружению, обществу, другой стране, что способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Конспект интегрированного занятия
«Удивительная Индия».
Цель: Знакомить детей с образом жизни и традициями людей других стран. Воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей.Формировать представления о дружбе народов мира. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, точность выполнения действий.
Ход занятия:
Воспитатель: В мире много стран, и у каждой страны свои обычаи. Ребята, мы с вами уже знакомились с Грецией, а сейчас знакомимся с Индией.
Индия - одна из красивейших стран. У каждого народа свой обычай встречать и приветствовать гостей. В Индии люди здороваются, сложив вместе ладони, слегка склонив голову и с улыбкой произнося «Намаскар». Индийцы очень дружелюбный и гостеприимный народ. Давайте поздороваемся, как здороваются индийцы.
В Индии очень много необычного и чудесного. И сегодня мы постараемся узнать, что есть необычного и интересного в Индии.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением улиц индийских городов.
Воспитатель: Столица Индии – город Дели. Дели город велосипедистов. По проспектам расположено много банков, богатых особняков, торговых рядов, едут автомобили, автобусы, мотороллеры, черные такси. Первые в городе просыпаются зеленые попугайчики, они летят за город в поисках пищи. Бурундуки носятся по стволам деревьев вверх и вниз. Взрослые идут на работу, дети в школу. В Дели находится каменная башня-минарет Кутаб – Минар (показ иллюстрации). Индия славится своими коврами, ручной работы, яркими тканями, которые всегда можно приобрести в торговых рядах.
В Индии «придумали» шахматы. Их считают игрой самых мудрых.
Простые люди в Индии живут бедно и даже посуду они делают из высушенных тыкв.
Из тыквы у них и чашки, и мисочки, и кувшинчики, и бочонки. Тыквенный бочонок называется калабаш. Дети придумали забавную игру с ним.
Проводится игра «Калабаш»
Дети делятся на две команды. Из каждой команды выходят по два участника, сжимают лбами по калабашу и бегут с ним к условленному месту, а потом обратно. Поддерживать калабаш руками нельзя. Кто быстрее пробежит, тот и победит.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что-то необычное на улицах городов Индии?
Ответы детей: по улицам передвигаются животные, и их никто не прогоняет.
Воспитатель: Правильно! Среди людей бродят горбатые серые коровы. Машины объезжают коров, т.к. они считаются священными животными, им разрешается бродить везде. Люди оберегают и кормят их. Коровы, павлины, обезьянки свободно разгуливают по улицам городов. Это очень затрудняет движение. Но они являются священными животными, поэтому местные жителик ним относятся терпимо, с заботой.Ни в коем случае нельзя наносить вред здоровью этих животных – такие действия повлекут за собой наказание вплоть до заключения под стражу.
Индия - родина одной из самых распространённых мировых религий - буддизма, которого придерживаются многие коренные жители. Вегетарианство - отказ от приёма в пищу мяса и рыбы, также имеет индийские корни. С одной стороны это можно объяснить климатическими условиями (в жарком климате мясо и рыба быстро портятся). С другой стороны - употребление в пищу мяса строжайше запрещено религиозными законами и древними обычаями.
Звучит медленная индийская мелодия, воспитатель обращает внимание детей на изображение Факира.
Воспитатель: Это еще одно из чудес Индии - заклинатель змей. Заклинание змей («беде») - одна из древнейших профессий в Индии. Искусство заклинания змей зародилось в Египте. Популярность профессии заклинателя змей возросла в ХХ веке и широко использовалась для привлечения туристов в Индию.
Давайте представим, что мы попали на представление факира.
Из детей выбирается факир и «Змея».Сценка с заклинанием змей. Факир под яркую, импульсивную индийскую мелодию пытается укротить змею, которую изображает ребенок.
Воспитатель: В Индии есть свой Болливуд, это киностудия, где снимают фильмы, которые смотрят по всему миру. Людям нравятся сюжеты фильмов, их музыкальность, красивые танцы. Просмотр иллюстраций.
Воспитатель: Еще одно чудо, родина которого тоже здесь в Индии - йоги. Вы знаете кто такие йоги?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Йоги - это люди, посвятившие свою жизнь совершенствованию тела и духа. Говорят и этому есть множество подтверждений, что опытный йог может не только ходить босыми ногами по горячим углям или острым гвоздям, но и даже летать.Индийская дыхательная гимнастика известна на весь мир. А вы бы хотели стать немножко йогами?
Воспитатель проводит с детьми знакомство с упражнениями из комплекса для детей «Хатха-йога».
Дыхание животом:
I. Свободно положите руки на живот.
2. Медленно и глубоко вдохните воздух через нос, выпячивая живот как надувной шар.
3. Медленно выдыхайте воздух через нос, напрягая мышцы живота.
4. Повторите упражнение три раза.
Дыхание «кузнечные мехи»:
I. Поместите руки на грудную клетку.
2. Медленно и глубоко вдохните воздух, расширяя грудную клетку.
3. Медленно выдохните воздух, сокращая грудную клетку.
4. Повторите упражнение три раза.
Поза кошки
Серый маленький котенок
Тянет лапки, спинку, хвост
Может так любой ребенок
Потянуться. И подрос!
Встаем на четвереньки, выгибаем спинку вверх, кошечка недовольна. Прогибаем спинку вниз, кошечка потягивается. Как кошечка разговаривает? «мяу».
Поза бабочки
Бабочка – красавица Крылышками машет.
Хочет нам понравиться,
Не взлетая даже.
Садимся прямо. Обхватываем ножки руками, колени разводим в стороны, машем бёдрами, словно крыльями бабочки.
Птички к солнцу полетели,
А потом на травку сели.
Посидели, посидели,
Снова в небо улетели.
Стоим прямо, прогибаем спинку назад. Затем наклоняемся вперед. Ножки стараемся не сгибать
Воспитатель: Мы с вами узнали, что интересного и необычного есть в Индии. Что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Свои впечатления об Индии вы можете отразить в рисунках.
Дети переходят к свободной изобразительной деятельности.
Конспект занятия
в ОО «Художественно – эстетическое развитие»
«Рисуем Мехенди».
Цель: Расширять и углублять знания детей об Индии. Дать представления о индийской технике росписи тела «Мехенди». Воспитывать у детей симпатию к людям других национальностей.
Ход занятия:
Воспитатель проводит организационный момент. Дети покажите свое настроение с которым вы пришли на занятие (цветные кружки). Передайте улыбку по кругу друг другу. Сегодня наш корабль отплывает в кругосветное путешествие. Команда, занять свои места! Боцман к штурвалу! Держим курс на Норд-вест!
Дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Плывем в Индийском океане. Проверим зоркость глаз. Что вы видите на горизонте?
На ширме флаг, герб, карта Индии.
Дети: Видим берега страны Индии.
Воспитатель: Как называется народ, который проживает в Индии?
Дети: Индийцы.
Воспитатель: На каком языке говорят индийцы?
Дети: Хинди.
Воспитатель: Как называется главный город Индии?
Дети: Столица Индии - Дели.
Воспитатель: Какой праздник проходит в Индии весной? Расскажите о нем.
Дети:Холи - праздник весны и дружбы. Люди надевают старые штаны и рубашки, покупают краски . обливают себя и других подкрашенной водой во все цвета радуги. Краски – это приход весны и расцвет природы. Люди танцуют на улицах.
Воспитатель: Какой вид спорта подарила нам Индия?
Дети: Шахматы.
Воспитатель: Команда, готовимся к выходу на берег. Мы подплываем к городу мастеров и попадаем с вами в мастерскую «Восточные узоры». Сегодня мы познакомимся с росписью по телу хной «Мехенди».
Дети садятся за столы. Просмотр презентации, которую сопровождает рассказ воспитателя.
Воспитатель: Сегодня у вас есть возможность поработать в мастерской «Восточные узоры». Обведите свою руку, придумайте, узор, приступаем к работе.
Проводится пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Воспитатель: Какие красивые получились у вас узоры. Вот и подошло к концу наше путешествие. Боцман! Свистать всех наверх! Команда занять свои места на корабле. Понравилось ли вам путешествовать? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
После занятия проводится выставка детских работ.
Конспект занятия в ОО «Художественно – эстетическое развитие» «Праздник красок Холи».
Цель: Продолжать расширять представления об Индии, через знакомство с национальным праздником Холи. Формировать умение рисовать по представлению, используя различные техники рисования.
Ход занятия:
Воспитатель проводит организационный момент.
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с окружающим миром. Что нас окружает?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Наш мир огромный и разнообразный. Наш мир – это наш сад, наша улица, город, страна, наша планета Земля. Мы знакомимся с разными странами, чтобы лучше узнать, как живут там люди. Лучше узнать другую страну можно познакомившись с традициями и праздниками страны. Сегодня мы познакомимся с индийским праздником Холи.
Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
Воспитатель: Холи — один из наиболее красочных праздников Индии (Слайд 1). Холи — праздник весны, наполненный солнечным светом и веселым неистовством пышно расцветающей природы. Праздник проходит ранней весной, даты проведения Холи не постоянны, они меняются из года в год. Праздник Холи означает победу добра над злом, ну и весны над зимой.
В Индии утверждают, что Холи существовал задолго до рождества Христова. Согласно основной легенде, сын царя Прахлад поклонялся Вишну. Как его ни отговаривали, отступать от своей веры он не хотел. ДемоницаХоликарешила от него избавиться. Считалось, что Холика в огне не горит. Поэтому она уговорила Прахлада во имя Вишну взойти на костер. К всеобщему изумлению, злодейкаХолика испепелилась, а вот Прахладаспас Вишну. Именно поэтому накануне праздника принято сжигать чучело Холики. Холи можно назвать аналогом нашей Масленицы.
По другой легенде, когда Кришна был юношей он все время приставал к своей приемной матери с вопросом, почему его возлюбленная Радха такая светлая кожей, а он темный. Приемной матери надоели эти вопросы, и она посоветовала Кришне нанести краску на лицо Радхи. В игре Кришна помазал лицо своей возлюбленной разноцветной краской. (Слайд 2). Радха и ее подружки-пастушки – гопи разозлились и бросились на Кришну с палками. Кришна убежал от них. С тех пор эта игра вошла в традицию и до сих пор проводится в некоторых городах Индии.Женщины в день фестиваля ходят с палкой и наказывают мужчин за неповиновение. Мужчины же должны много работать, чтобы спасти себя от побоев женщин. Представители мужского пола не сдаются и, увертываясь от ударов, стараются посыпать краской представителей прекрасной половины.
"Хэппи холи!", - такой крик обычно предваряет бросок краски. То есть, услышав его, гипотетически можно попробовать увернуться. Хотя особого смысла нет - кто-то все равно попадет. Игра набирает обороты, игроки в Холи бросают неоновый порошок, известный как гулал, и разноцветную воду в воздух, окрашивая друг друга и все вокруг (Слайд 3).Чтобы было чем отвечать на обстрел, лучше запастись красками заранее. За несколько дней до праздника все рынки уставлены емкостями с разноцветными порошками (Слайд 4). Яркие оттенки представляют энергию, жизнь, радость и начало весны. Накануне Холи также принято разжигать огромные костры, чтобы отразить злых духов и ознаменовать победу добра над злом. В некоторых штатах это делается уже после игры.
Заигрывания молодого человека и девушки во время праздника Холи — излюбленная тема для танца (Слайд 5). Юноша выманивает девушку, отвлекает ее, она засматривается на что-нибудь, а он в этот момент перемазывает ее цветной пудрой или обливает подкрашенной водой. Девушка обижается, он просит прощения (характерный жест — берется за мочки ушей). Она его прощает и тоже в ответ обливает его цветной водой. Редкая возможность для молодых людей при общей строгости индийских нравов.
В первый день праздника в некоторых штатах надевают белую одежду, которая остается белой не долго. В некоторых районах индусы надевают старую одежду, а затем ее выбрасывают. Путешественники, которые попадают в Индию в это время, могут испытать настоящее приключение! (Слайд 6, 7). При желании можно надеть ненужную одежду и участвовать в этом красочном фестивале, или наблюдать фестиваль из окна машины, которая обязательно будет окрашена в разные цвета радуги проходящими игроками, а если не хочется быть участником Холи, то лучше побыть в этот день в гостинице.Лишь к вечеру игроки успокаиваются. В Индии наступает священная тишина. Разжигаются костры и индусы празднуют победу добра. Эмоции выплеснуты, пора принять душ и смыть краску, приготовиться к следующему дню.
На второй день - Дхалунди, все участники праздника наносят визиты к своим родственникам, осыпают друг друга порошком или поливают водой, в некоторых местах все собираются вместе и под музыку, в облаке краски ходят друг за другом по улицам до наступления сумерек.
Воспитатель: Вам понравилось, как в Индии встречают весну? Что запомнилось из моего рассказа?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хэппи Холи!» Красками мы бросаться не будем, а вместо красок возьмем мячики. Вы разделитесь на две команды, у каждой команды будет своя территория. Мальчики, бросая мячик, будут кричать «Хэппи холи!» Девочки же должны перекинуть мячики со своей территории с помощью палки. После сигнала, мы узнаем, кого забросали краской.
Воспитатель: Представьте, что вы побывали на празднике красок и нарисуйте ваши впечатления. Какие краски вы возьмете? (Яркие).
Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ детей.
Конспект занятия в ОО «Художественно – эстетическое развитие» «Амулеты дружбы».
Цель:Расширять и закреплять представления детей об Индии, ее особенностях и традициях. Расширять знания детей о дружбе. Воспитывать дружеские доброжелательные взаимоотношения. Формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Знакомить детей с индийской сказкой «Как брат сестру выручал». Учить делать амулеты, плести браслеты.
Ход занятия:
Воспитатель проводит организационный момент.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, должны ли люди жить дружно? Кто кому должен уступать? Кто кого должен защищать?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу сказку о том, как брат свою сестру спас.
В далекой южной стране Индии в одной деревне жили Брат и Сестра. Брат ходил на охоту, а Сестра по дому хозяйничала, она умела печь очень вкусные рисовые лепешки. Узнал про кулинарное искусство девочки Дэв – злой волшебник. Превратился он в бедного старичка, пришел в деревню. Сестра накормила путника своими вкусными лепешками. И унес Дэв девушку в свой дворец, что бы пекла Сестра лепешки только для него.
Как вы думаете, что сделал Брат?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Правильно, конечно же, он отправился на поиски своей сестры, и взял с собой верных помощников. А кого, вы сейчас отгадаете.
Я хозяину служу, дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю, и чужих я прогоняю (Собака).
У огромнейшего дяди хвост и спереди и сзади.
Всех сильней на свете он.
Каждый знает – это (слон).
Воспитатель: Правильно, помогали Брату в поисках Сестры Собака и Слон. Путь их лежал через тропический лес. В пути друзья помогали разным животным, попавшим в беду. А животные, узнав, что Брат ищет дворец Дэва, показали ему дорогу и раскрыли главную тайну Дэва. Оказывается, Дэв совсем не переносил смех и громкую музыку. Этим то и воспользовались друзья: они громко и весело смеялись, и играли на музыкальных инструментах. Дворец Дэва задрожал и рухнул, Сестра была освобождена, и они все вместе вернулись домой. Брат показал, что он настоящий защитник. Сестра повязала Брату на руку амулет, что бы он охранял его от бед. Вот такая замечательная сказка.
С тех пор в Индии в конце июля проходит праздник Рандша – бадхан (Повязывание амулетов). В этот день девочки повязывают своим братьям на правую руку браслеты – «ракши» из шелковых нитей. «Ракши» должен охранять брата от бед. Брат, в свою очередь, тоже дарит что – ни будь своей сестре и становится ее защитником. Девочка может повязать амулет любому мальчику, тогда он становится ее названным братом и защитником.
Сегодня я хочу предложить вам самим изготовить амулеты дружбы. Девочки будут плести браслеты «Ракши», а мальчики сделают для девочек подвески в виде лотоса.
Проводится пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».
Воспитатель объясняет этапы работы. Дети приступают к самостоятельной деятельности. После занятия рассматривание работ детей.
Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в Индию».
Цели:Расширять и закреплять представления детей об Индии, ее особенностях и традициях. Расширение знаний детей о дружбе.Воспитывать дружеские доброжелательные взаимоотношения.Формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Ход занятия:
Воспитатель проводит организационный момент, эмоционально настраивает на занятие.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, ласковый дружок!
Давайте и с нашими гостями поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Пожмите дружески друг другуруки.Вы рады видеть друг друга? Почему?
Дети: Мы дружим.
Воспитатель: А как вы думаете, что такое дружба?Подумайте, зачем дружба нужна людям?
Ответы детей.
Воспитатель: Дружба нужна и взрослым и детям.
В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба:«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Дружба, это то, чем обязательно нужно дорожить». Ребята, а кто такой друг?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, друг - это тот, кому ты доверяешь, с кем интересно общаться, не хочется ссориться, приятно делиться. С другом можно поделиться конфеткой, игрушкой, переживаниями, мечтами. В разных странах существуют праздники друзей. Международный день друзей отмечают ежегодно 9 июня.Основан этот праздник именно для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств мы напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас, чтобы порадовали их.А 30 июля отмечается Международный день дружбы. Некоторые страны, включая Индию, отмечают День дружбы в первое воскресенье августа. В июне в Индии отмечают праздник Рандшабандхан , день повязывания амулетов. Девочки в этот день повязывают своим братьям на правое запястье обереги из шелковых нитей «ракхи». Амулет означает ее искреннюю дружбу, пожелание счастливой жизни, процветания, а также просьбу о защите и покровительстве. Мальчики дарят в ответ сари, сувенир или монетку, и становятся названными братьями и защитниками (Слайд 1). Потом все угощаются сладостями. Мы с вами тоже приготовили друг другу подарки, и сейчас обменяемся ими.
Воспитатель открывает коробку, а подарков нет. Лежит письмо.
«Вы приготовили друг другу амулеты дружбы, но я не верю, что вы умеете дружить, поэтому забрал все амулеты себе. Не верю в дружбу я людей, с амулетами буду я сильней. Дэв.»
Воспитатель: Ох, ребята, наши амулеты дружбы пропали, их унес Дэв. Ребята, кто такой Дэв?
Дети: Это злой волшебник, персонаж индийских сказок.
Воспитатель: Значит,нам придется отправиться в Индию. Просто так Дэв наши амулеты дружбы не вернет. Надо показать ему, что мы умеем дружить. А сначала давайте вспомним, что мы знаем об Индии (Слайд 2).
Дети: Индия— государство в Южной Азии (Показывают на карте). Поэтому там жаркая погода. Берега Индии омывает Индийский океан, Аравийское море.
Столица Индии город Дели. В индии живут индусы, разговаривают на хинди и английском языках. Жители Индии более смуглые. У них темные волосы. Одежду предпочитают яркую, пеструю (Слайд 3).
Коровы свободно разгуливают по улицам городов, так как считаются священными животными. Это очень затрудняет движение, но за плохое отношение к корове могут наказать арестом (Слайд 4). В городах Индии большое количество свободно разгуливающих обезьян, которые тоже являются священными животными.
В Индии выращивают большую часть всего мирового урожая чая (Слайд 5).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на стенде расположены флаги разных стран. Вспомните, как выглядит флаг Индии, и найдите его.
Дети находят флаг и рассказывают, что обозначают цвета индийского флага (Слайд 6).
Оранжевый – цвет духовности, белый – миролюбия, зеленый – плодородия. В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Круг - религиозный символ.
Воспитатель: Ну а теперь отправляемся на поиски Дэва, нам надо обязательно вернуть свои амулеты.Что бы быстрее добраться до Индии, мы полетим на самолете. Заводите моторы, полетели.
Проводится физкультминутка.
Быстрый наш самолет
Отправляется в полет. Руки в стороны.
Поднимаемся все выше, Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.
И в низу мы видим крыши, Опускают голову вниз.
Леса, поля, гора, вулкан, Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.
И Индийский океан. Изображают волны.
Очень быстро прилетели. Руки в стороны.
Нас уже встречает Дели. Руки вниз.
Воспитатель: Вот мы и в Индии. Давайте вспомним, как в Индии здороваются.
Дети складывают перед собой ладошки, здороваются «НАМАСКАР» (Слайд 8).
Воспитатель: Нам предстоит долгий и трудный путь к замку Дэва. Дэв придумал множество испытаний и ловушек на нашем пути (Слайд 9). Ой, ребята кто то плачет. Это попугай. (Слайд 10). Но что же он такой грустный? Что случилось у попугая? Ребята, злой Дэв Забрал все яркие краски с оперения попугая. Ребята, вы знаете, как помочь попугаю?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Правильно, в Индии есть замечательный красочный праздник «Холи» (Слайд 11). Что происходит в Индии во время этого праздника?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хэппи Холи!».
Проводится игра «Хэппи Холи!»
Дети делятся на две команды, у каждой команды своя территория. Мальчики, бросают мячики на территорию девочек, кричат «Хэппи холи!». Девочки же должны перекинуть мячики со своей территории с помощью палки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, каким красивым стал попугай. (Слайд 10). Послушайте, как радостно запели птицы в джунглях. Дети слушают пение птиц. За оказанную помощь, попугай подарил нам свое перышко. Здесь что то написано
«К замку Дэва спрятан путь, Чтоб амулеты вам вернуть, Друга в джунглях отыщите, Дружбой Дэва победите».
Воспитатель: Ребята, что бы узнать дорогу к замку Дэва, надо попросить помощь у обитателей джунглей. Давайте вспомним, какие животные живут в джунглях Индии.
Проводится игра на внимание «Хлопни, когда нужно».
Воспитатель называет название животных, а дети хлопают только при назывании животного, проживающего в Индии.
Слон, тигр, верблюд, коза, змея, павлин, попугай, шакал, пантера.
Свинья, кенгуру, тюлень, пингвин, заяц, ёж.
Воспитатель загадывает загадки.
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный... (Тигр).
Изящна, красива, сильна и ловка,
Легендами издавна окружена.
Глаза изумрудами ярко горят,
К ним так подходит чёрный наряд (Пантера).
Воспитатель: Как вы думаете, помогут нам эти животные?(Слайд 13). (Нет). Почему? (Они хищники, опасны для человека).Я тоже думаю, что эти животные нам не помогут.
Воспитатель загадывает еще загадку.
То сидит на задних лапах,
То на четырех идет.
А-то с веточки на ветку
Прыгает, как скороход.
Очень любит покататься
На больших лианах....
Вы, наверно угадали – это… (Обезьяна). (Слайд 14).
Воспитатель: Думаю, что обезьяны укажут путь к замку Дэва. Давайте вспомним, что мы знаем об обезьянах? Как называются обезьяны, которых вы видите на экране?
Дети: Это лангуры. Обезьяны живут стаями. У обезьян есть пальцы и ногти. Пальцы на руках и ногах невероятно подвижны, что помогает при лазании по деревьям. Лангуры очень озорные, они с удовольствием забросают веточками любого, кто остановится под деревом. Лангуры питаются листьями и фруктами. Воспитатель: Но что случилось с обезьянами, они грустные и не приветливые, не бегают, не играют. Ребята, да они же голодные. ЗлойДэв заколдовал обезьян, и теперь они не могут забираться на деревья и доставать свои любимые фрукты. Давайте накормим обезьян.
Проводится игра «Голодные обезьяны».
Дети делятся на две команды и по очереди бросают в корзины фрукты. После игры воспитатель показывает карточку со стрелкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы можем отправляться дальше. Теперь мы знаем, в какой стороне находится замок Дэва.
Дети идут за воспитателем по кочкам, канату, перешагивают через кубики.
Воспитатель: Вот и замок Дэва (Слайд 15). Что бы победить Дэва, надо хорошо знатькачества, которыми должен обладать друг. Подумайте, какие качества лишние для настоящего друга. Воспитатель показывает напечатанные слова: честный, злой, завистливый, доброжелательный, общительный, хвастливый, отзывчивый, добрый, жадный.
Воспитатель: Почему нужно убрать слова «злой», «завистливый», «хвастливый», «жадный»? Какие качества остались? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Из букв на доске надо составить слово.
Дети составляют слово «Дружба», «Друг».
Воспитатель: Стенки замка Дэва рухнули. Воспитатель открывает коробку, в ней лежат амулеты. Ребята, мы смогли победить Дэва и вернуть свои амулеты дружбы. Мы можем возвращаться в детский сад.
Быстрый наш самолет
Отправляется в полет. Руки в стороны.
Поднимаемся все выше, Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.
Вот Москвы мелькнули крыши, Опускают голову вниз.
Вот пересекли мы МКАД Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.
Здравствуй, здравствуй, детский сад. Машут рукой.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Трудно было побеждать злого волшебника? Ребята, вы запомнили, что дружба очень важна для людей? Если вы в жизни будете честным, доброжелательным, общительным, отзывчивым, добрым, то у вас будет очень много друзей. Наши браслеты мы подарим в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Добро пожаловать в дом, где живут книги!"
Проект направлен на формирование устойчивого интереса у детей к чтению художествнной литературы через сотрудничество между детским садом, библиотекой и семьёй....
Проект "Добро пожаловать в группу"
Адаптационный проект для родителей и детей "Добро пожаловать в группу"....
Педагогический проект «Добро пожаловать в наш детский сад»
Организация педогогической деятельности в период адаптации....
Познавательно- творческий проект «Добрая русская сказка»
Самым ярким и полезным материалом для развития у детей младшего возраста речи, познавательной сферы, эмоций, положительных нравственных качеств служит сказка. Именно сказка дает возм...
Познавательно- творческий проект «Добрая русская сказка»
Сказка дает возможность показать ребёнку мир в красочных цветах, через героев и их поступки....
Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников
laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...