Лёгкие планеты Земля
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект тематической прогулки в старшей группе
Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 комбинированного вида
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Конспект
образовательной деятельности в ходе режимного момента (прогулки) с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме:
«Лёгкие планеты Земля»
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Оксана Викторовна Клочко
Цель:
Развитие социального и эмоционального интеллекта детей.
Образовательные задачи:
-Актуализировать знания детей о деревьях и кустарниках;
-Расширять и уточнять представления детей о природе;
-Пополнять и активизировать словарь детей по лексической теме «Деревья. -Кустарники».
Развивающие задачи:
-Продолжать развивать речь, как средство общения;
-Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, загадки, хороводы);
-Развивать внимание, память, логическое мышление;
-Продолжать развитие просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания;
-Развивать наблюдательность.
Воспитательные задачи:
-Привлекать детей к посильному труду в природе;
-Разъяснять значимость труда дворника;
-Прививать детям чувство благодарности за их труд;
-Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предварительная работа:
Экскурсии: «В осенний парк», «По территории детского сада»;
Рассматривание: альбомов русских художников И.Шишкина, А.Саврасова, И.Левитана, предметных картинок «Деревья и кустарники», энциклопедии «Моя первая книга о человеке»;
Чтение: «Ты и лес» Л.Радзиевская, «Старик сажал яблони» Л.Толстой, «Внучка
старой вишни» В.Сухомлинский, «Мальчик-с-пальчик» Ш.Перро, «Как появляется цветок» И.Гурина, стихов о ягодах и фруктах;
Загадывание загадок.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность:
Участие родителей в проекте «Полезные свойства кустарников».
Материалы и оборудование: персонаж экологической тропы домовёнок Кузя,
сменный атрибут – топор, корзина с шишками, графические модели листьев клёна разного цвета, дуба, берёзы, платочки для хоровода.
Ход:
(Игровой приём, активизирующий внимание детей):
Воспитатель:
-Ребята, вы знаете, сегодня утром я встретила нашего домовёнка Кузю с топором, я так удивилась!
-Кузя! Зачем тебе топор?
-Чтобы вырубить все деревья , - сердито ответил мне Кузя.
-Зачем?
-Надоели мне эти листья, подметаешь их, подметаешь, никакого порядка нет!
-Кузя, так нельзя, разве ты не знаешь какую пользу приносят деревья?
-Нет, не знаю, зачем они вообще нужны?
(Приём, закрепляющий знания экологического характера):
Воспитатель:
-Ребята, давайте мы с вами пойдём на прогулку и расскажем ему, почему нельзя рубить деревья. Дети выходят на прогулку, встречают Кузю, здороваются, рассказывают Кузе, зачем нам нужны деревья и кустарники.
Примерные ответы детей:
-Деревья и кустарники дают нам тень, когда нам жарко;
-Дают нам вкусные и полезные плоды, называют какие: (яблоки, груши, персики, шиповник, малина, орехи и т.д.)
-Радуют нас своей красотой круглый год;
-Осенью можно поиграть с листьями;
-Красиво цветут и т.д.
(Приём дифференцированной похвалы):
Воспитатель:
-Умница, Артём, как много ты назвал фруктов, которые растут на деревьях.
-Юлечка, как ты красиво рассказала про цветущие деревья!
-Арсений, какой ты молодец, вспомнил про шиповник! И т.д.
(Приём познавательного рассказа воспитателя, обобщающий и дополняющий их ответы):
Воспитатель:
-Леса ещё называют «Лёгкие нашей планеты», потому что днём деревья активно поглощают солнечную энергию, впитывают в себя углекислый газ, при этом они выделяют кислород, он входит в состав воздуха, которым мы с вами дышим, ночью деревьям тоже не до сна, чтобы они могли продолжать свою работу днём, они дышат кислородом. Таким образом, если вырубить все деревья и кустарники, нам нечем будет дышать, а дышать нам помогают лёгкие, которые находятся у нас в груди. Вот поэтому леса и называют «Лёгкие планеты Земля».
(Приём, активизирующий дыхательные органы (дыхательная гимнастика):
Предлагаю детям сделать глубокий вдох, попробовать объяснить, чем пахнет
осенний воздух(прелой листвой, свежестью, прохладой, иногда дымом от
костров…), выдохнуть, повторить несколько раз.
( Приём, подводящий детей к наблюдению за трудом дворника, активизирующий внимание детей):
Воспитатель:
-Кузя, посмотри, какая чистота вокруг, дети, кто следит за порядком на территории детского сада?
Дети отвечают: дворники, воспитатели, помощники воспитателей и сами дети.
(Приём, побуждающий использование в речи фольклора):
Предлагаю детям заучить пословицу «Чисто не там, где метут, а там, не сорят», объяснить её смысл.
Примерные ответы детей:
-Нужно бросать бумажки в мусорное ведро и тогда будет чисто.
-Нельзя мусорить, потому что это некрасиво.
-Нужно часто подметать, следить за порядком и т.д.
(Приём активизирующий двигательную активность, закрепление игровых правил):
Воспитатель:
Предлагаю поиграть в подвижную игру «Такой листок – лети ко мне».
Напоминаю правила игры: «Бежать можно только после того, как правильно назовёшь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок, лети ко мне».
(Приём, развивающий логическое мышление):
Воспитатель:
Загадываю загадку:
«Висят на ветках в колючих жилетках,
Осень пришла кожуру сняла». (Каштан).
Дети размышляют, отгадывают.
(Приём, мотивирующий детей на сбор природного материала для последующего ручного труда):
Воспитатель:
-Дети давайте соберём плоды каштанов в корзинку для Кузи, из них можно сделать разные поделки, а ещё, Кузя, из каштанов делают настойку для лечения суставов.
Дети собирают плоды каштана в корзинку, мотивирую их, что они собрали так много плодов, что хватит не только на поделки, но и лекарство для нас с Кузей.
Загадываю загадку:
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей». (Берёза)
Предлагаю детям полюбоваться красотой берёзки, вспоминаем с детьми, что берёза является одним из символов России.
(Приём, формирующий интерес к русскому народному фольклору, координирующий речь с движением):
Воспитатель:
Предлагаю встать в хоровод вокруг берёзки, раздаю платочки.
Хороводная игра «Берёзка»
«Ты берёзка белена, белена.
А макушка зелена, зелена.
Летом то мохнатенька,
Зимой сучковатенька.
Где ты стоишь там и шумишь
Осень наступает,
Листочки опадают».
(Приём, активизирующий внимание детей):
После хоровода беру Кузю на руки, делаю вид, что слушаю, что он говорит.
-Ребята, Кузя сказал мне, что он устал, а вы знаете, что от дерева можно зарядиться энергией? Угадайте, какое дерево зарядит нас позитивом.
Загадываю загадку:
«Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год». (Ель)
(Приём, обучающий элементарной релаксации с экологическими объектами):
Подходим к дереву, предлагаю детям закрыть глазки и мысленно попросить ель поделиться своей энергией. Обнимаем дерево, после этого предлагаю детям сыграть в подвижную игру «Собери шишки»
(Прием, формирующий волевые усилия и выдержку, закрепление игровых правил):
Воспитатель:
Напоминаю детям, что начинать собирать шишки нужно по сигналу воспитателя по одной, не толкать других детей во время игры.
(Приём, закрепляющий знания детей о видах деревьев):
Дальше продолжаем путешествие по территории детского сада, загадываем загадки о деревьях, называем их:
«Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок». (Дуб)
«Жёлто-красная одёжка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это …(клён)».
«Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину-
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется… (орех)».
«Ветки длинные раскинул,
Узкие листочки вынул,
Осень разукрасил
Златовласый … (ясень)».
(Приём персонифицированной оценки детей):
Воспитатель:
-Настенька, как чётко ты произнесла звук «Ш» в слове «ладошка»!
-Никита, как быстро ты угадал загадку про орех! И т.д.
(Приём развития просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация):
Во время путешествия выполняем упражнение «Эхо»
-Давайте представим, что мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «Ау!», «Ау, Катя!», «Ау, Настя!) и т.д. (громко, тихо, протяжно, быстро, медленно).
(Приём смены атрибута, побуждающий детей к диалогу, развивающему логическое мышление):
Приходим на участок, я незаметно убираю топор от Кузи.
Привлекаю внимание детей и говорю им:
-Ребята, посмотрите, Кузя уже стоит с веником, как вы думаете, что это значит?
Примерные ответы детей:
-Он понял, что рубить деревья – это плохо.
-Что деревья приносят человеку пользу.
-Чтобы на участке было чисто, нужно вовремя подметать.
-Кузя хочет помочь нам в уборке участка и т.д.
(Приём дифференцированной похвалы):
-Какая, ты умница, Катя, всё правильно объяснила Кузе.
-Арианна, ты такая добрая, пожалела Кузю, ведь каждый может ошибаться и т.д.
Воспитатель:
-Давайте поможем нашим дворникам и вместе с Кузей подметём дорожки от мусора.
Подметание дорожек от листьев.
(Приём краткого обобщения образовательной деятельности на прогулке):
Воспитатель:
-Дети наша прогулка подходит к концу.
-Важно ли то, что вы сегодня узнали?
-Что позволило нам помочь Кузе?
-Зачем мы это делали?
-Для чего это нам пригодится в жизни?
-Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
-Какое задание больше всего понравилось? Почему?
-Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней прогулке?
(Прием педагогического экспромта, возникший в ходе образовательной ситуации, которой не было в плане):
В конце прогулки дети увидели на вазоне паучка, я читаю стихотворение:
«Паучок сплёл паутинку
Кружевную пелеринку.
Очень чуток его сон.
Ждёт добычу в сети он».
(Приём постепенного перехода к следующему виду деятельности, мотивирующий детей на выполнение дальнейших действий):
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, зачем паук сплёл паутинку?
Примерные ответы детей:
-Он хочет спать.
-Паучок проголодался и хочет поймать муху на обед и.т.д.
Пора и нам с вами заканчивать прогулку.
Впереди нас ждёт вкусный обед!
Вечером дети могут нарисовать рисунки, сделать поделки из природного материала, чтобы Кузя вспоминал интересную прогулку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Социально – значимый проект в старшей группе по экологии на тему «Лёгкие планеты»
Формировать экологическую культуру детей, расширять представления о многообразии растительного мира....

игра "Лёгкие планеты. Лексическая тема "Деревья"
Данная игра представлена в слайд-шоу. Для детей младшего, среднего дошкольного возраста....
Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»
Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.
Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Оксана Викторовна спасибо
Оксана Викторовна спасибо большое за уточнение методов и приемов при проведении образовательной ситуации. Очень интересно для начинающих воспитателей.