Долгосрочный проект в старшей группе «Природа глазами детей»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект:  «Природа глазами детей»

 

Авторы  проекта: Баклина Валентина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории, Тростина Ирина Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории.

 

Краткая аннотация проекта

Мы  работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.

Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. 

 

Актуальность проекта

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

 

 Новизна проекта

Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

 

Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

 

Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.

Задачи проекта:

образовательные:

  • расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире; 
  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;
  • закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
  • приобщать детей к выращиванию растений;
  • формировать  у  детей  бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
  • формировать  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

 

развивающие:

  • развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
  • развивать эстетическое восприятие природных явлений;
  • развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;
  • развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

 

воспитательные:

  • воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
  • воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
  • воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.

 

Вид проекта:

  • по продолжительности – долгосрочный;
  • по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
  • по количеству участников – групповой.

 

Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).

 

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

 

Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.

Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.

Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

 

Формы и содержание работы с родителями

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.

В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.  

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

 

 

Основное содержание проекта

 

Этапы реализация проекта:

Первый этап – подготовительный

– Создание проблемы, постановка цели и задач;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.

 

Второй этап – основной

– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

– Проведение тематического занятия;

– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

 

Третий этап – заключительный

– Оформление выставки рисунков детей;

– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.

Ресурсы:

Материально-техническая база:

 предметно-развивающая среда;

 уголок природы в группе;

 огород на окне;

 наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, аудиозапись с голосами птиц;

 кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц), кукла в костюме Красной Шапочки;

 макеты различных грибов, корзинка;

 бумага, цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, пластилин;

 луковицы, ящик с землёй, лейка;

 комнатные растения;

 кормушка, корм для птиц (ягоды рябины, семечки, пшено);

 коллекция камней, лупа;

 банка с мёдом.

 

Теоретическая и методическая литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.

3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.

5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.

6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

8. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

9. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.

11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.

12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

 

 

Интернет-ресурсы:

1. Международный образовательный портал «МААМ.RU» (http://www.maam.ru/)

2. Образовательная социальная сеть (https://nsportal.ru/)

 

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети:

1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.

7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.

8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.

Педагоги:

  1. Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.

3.  Создание условий  для  формирования у детей дошкольного возраста системы представлений  об экологии.

4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

Родители:

  1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
  2. Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей группы.

 

Критерии результативности проекта

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:

  • познавательный интерес к природе и её изучению;
  • знания об окружающей природе;
  • восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • проявление бережного отношения к природе;
  • практические умения и навыки по охране природы.

Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.

Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.

 

Выводы:

У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение дошкольников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, наблюдения, позволило нам создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошкольников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе.

Все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_glazami_detey_v_starshey_gruppe_2020_god.docx81.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40» городского округа Саранск

Долгосрочный проект

в старшей группе

«Природа глазами детей»

Подготовили: воспитатели

Баклина В.Н.

Тростина И.Г.

Саранск 2020

Проект:  «Природа глазами детей»

Авторы  проекта: Баклина Валентина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории, Тростина Ирина Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории.

Краткая аннотация проекта

Мы  работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.

Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. 

Актуальность проекта

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

 

 Новизна проекта 

Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.

Задачи проекта:

образовательные: 

  • расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире; 
  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;
  • закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
  • приобщать детей к выращиванию растений;
  • формировать  у  детей  бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
  • формировать  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

развивающие:

  • развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
  • развивать эстетическое восприятие природных явлений;
  • развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;
  • развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

воспитательные:

  • воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
  • воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
  • воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.

Вид проекта: 

  • по продолжительности – долгосрочный;
  • по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
  • по количеству участников – групповой.

Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.

Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.

Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Формы и содержание работы с родителями

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.

В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.  

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

Основное содержание проекта

Этапы реализация проекта:

Первый этап – подготовительный

– Создание проблемы, постановка цели и задач;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.

Второй этап – основной

– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

– Проведение тематического занятия;

– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

Третий этап – заключительный

– Оформление выставки рисунков детей;

– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.

Ресурсы:

Материально-техническая база:

 предметно-развивающая среда;

 уголок природы в группе;

 огород на окне;

 наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, аудиозапись с голосами птиц;

 кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц), кукла в костюме Красной Шапочки;

 макеты различных грибов, корзинка;

 бумага, цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, пластилин;

 луковицы, ящик с землёй, лейка;

 комнатные растения;

 кормушка, корм для птиц (ягоды рябины, семечки, пшено);

 коллекция камней, лупа;

 банка с мёдом.

Теоретическая и методическая литература: 

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.

3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.

5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.

6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

8. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

9. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.

11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.

12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Интернет-ресурсы:

1. Международный образовательный портал «МААМ.RU» (http://www.maam.ru/)

2. Образовательная социальная сеть (https://nsportal.ru/)

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети:

1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.

7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.

8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.

Педагоги: 

  1. Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.

3.  Создание условий  для  формирования у детей дошкольного возраста системы представлений  об экологии.

4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

Родители:

  1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
  2. Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей группы.

Критерии результативности проекта

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:

  • познавательный интерес к природе и её изучению;
  • знания об окружающей природе;
  • восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • проявление бережного отношения к природе;
  • практические умения и навыки по охране природы.

Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.

Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.

Перспективный план работы с родителями

Месяц/неделя

Образовательный модуль

Тема

Совместная деятельность

Цель деятельности

Сентябрь

Экологическое воспитание в семье

Экологическая культура ребёнка

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Родительское собрание.

Анкетирование родителей.

Подбор методической литературы,  наглядно-дидактического материала, художественной литературы для реализации проекта.

Совместное творчество с детьми «Что нам осень принесла».

– Обсудить цели и задачи проекта;

– выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье;

– выявить уровень знаний детей и родителей по экологическому воспитанию;

– сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;

– показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте;

– привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

Октябрь

Экологическое воспитание в семье

Природа и человек

Консультация

«Правильное отношение детей к природе начинается в семье».

 

Фотовыставка «Природа и мы».

Рекомендации «Наблюдения в природе осенью».

– Ознакомить родителей с основами экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

– организовать выставку семейного фото, показать значимость отношения взрослых и детей к окружающему миру. 

Ноябрь

Уроки доброты

День добрых дел

Акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Изготовление кормушек.

– Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы;

– уточнять и расширять представления родителей и детей о птицах родного края;

воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой.

Декабрь

Уроки доброты

День добрых дел

Природоохранная акция  «Сохраним елочку – красавицу!».

Консультация «Наблюдения в зимний период».

– Привлечь внимание родителей к природоохранной деятельности;

– повысить интерес родителей к экологическому образованию детей.

Январь

Безопасность и здоровье

Профилактика детского

травматизма зимой

Консультация «Зимние травмы».

Памятка.

– Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость, напомнить о сохранении здоровья детей.

Февраль

Хочу всё знать!

Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары

Консультации «Почему лекарственные растения лучше обычных таблеток?», «Комнатные растения и уход за ними».

– Показать насколько разнообразен природный мир, используя лекарственные травы в опытно-экспериментальной деятельности.

Март

Хочу всё знать!

Огород на окне

Мастер-класс «Огород на окне».

– Приобщать родителей к совместной организации огорода на окне.

 

Апрель

Экологическое воспитание в семье

Мир природы в детских играх

Родительское собрание.

Консультация «Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к природе».

– Познакомить родителей с правилами поведения в природе.

Май

Экологическое воспитание в семье

Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей».

Совместное участие родителей и детей в экологической игре «Знатоки природы!».

– Закрепить знания о способах исследования объектов окружающего мира с целью формирования основ экологической культуры взрослых и детей.

Перспективный план работы с педагогами

Месяц/неделя

Вид деятельность

Программное содержание

Февраль

Консультации «Организация работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ», «Организация проектной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста по экологии».

Ознакомление воспитателей с  особенностями и формами организации работы по экологическому воспитанию детей.

Март

Консультация 

«Игра помогает воспитывать интерес к природе».

Повышение профессионального уровня.

Развитие творческой активности, инициативы в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях.

Апрель

Изготовление буклетов об экологических опасностях, памяток: «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно искупнуться!» и др.

Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.  

Совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Май

Деловая игра для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ».

Закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Сплочение коллектива.

Установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

План реализации проекта с детьми

Время

проведения

Образовательный модуль

Тема

Программное

содержание

Совместная

деятельность

с детьми

Ответственные

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

В мире природы

«Сентябринка в гостях у ребят»

– Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания;

– формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу;

– развивать сенсорные чувства, речь, внимание;

– вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку;

– вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.

– Отгадывание загадок об осени, об осенних месяцах, об овощах и фруктах, которые нам дарит сентябрь;

– игра «Угадайка»;

– игра «Узнай на вкус»;

–  выставка «Что нам осень принесла».

.

Воспитатели, родители

Сентябрь

В мире природы

«Путешествие в осень»

– Расширять представления детей об осени как о времени года;

– учить устанавливать связи между изменениями, происходящими в живой и неживой природе в осенний период;

– развивать способность наблюдений за живой и не живой природой;

– воспитывать интерес к исследовательской деятельности и любовь к окружающей среде.

– Чтение художественной литературы;

– беседа с детьми;

– рассматривание фотографий на тему «Осень краски разводила»;

– слушание музыки и песен об осени;

– наблюдение за трудом взрослых: сбор опавшей листвы, обрезка деревьев, сбор урожая;

– дидактические игры «Найди дерево по описанию», «Чего не стало?», «С какой ветки детки?»;

– экспериментирование «Летающие семена»;

– аппликация «Осень в лесу».

Воспитатели

Октябрь

В мире природы

«Кто живёт в лесу?»

– Дать детям представление о диких животных;

– воспитывать любовь и заботливое отношение к животным;

– пополнить и активизировать словарный запас детей.

– Беседа «Кто живёт в лесу?»;

– дидактические и настольные игры «Чей домик?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Угадай животное»;

– составление описательных рассказов по картине «Три медведя»;

– пальчиковая игра «Зайка и ушки»;

– чтение художественной литературы;

– драматизация сказки «Теремок»;

– беседа «Как вести себя в лесу»;

– рисование «Раскрась животное».

Воспитатели

Октябрь

В мире природы

«Выросли на кочке мелкие грибочки»

– Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение  к природе, показать ценность природы и её даров  для каждого человека;

– формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе;

– развивать   любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей.

– Беседы «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу»,  «Какие бывают грибы»;

– отгадывание загадок;

– сюжетно-ролевая игра «В лесу»;

– словесная игра «Съедобные – несъедобные»;

– аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки».

Воспитатели

Ноябрь

В мире природы

«Путешествие в мир комнатных растений»

– Познакомить с основными комнатными растениями;

– обучать детей описывать комнатные растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки;

– закреплять знания об условиях выращивания растений в уголке природы (свет, тепло, влага, почва);

– осуществлять уход за комнатными растениями под руководством и контролем взрослых.

Составление рассказов-описаний о комнатных цветах;

– беседа «Что растет на окошке?»;

– чтение и обсуждение произведений:

В. Катаев «Цветик–семицветик»,                 Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»;

– дидактические игры «Найди части растений», «Выложи растение правильно».

Воспитатели, родители

Ноябрь

В мире природы

«На бабушкином дворе»

– Конкретизировать представления о домашних животных и птицах;

– дать представления об их образе жизни и приносимой ими пользе;

– расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, мышление.

– Беседа о домашних животных и птицах;

– рассматривание иллюстраций домашних животных и птиц;

– чтение рассказов, сказок, стихов;

– отгадывание загадок;

– рисование «Домашние животные».

Воспитатели

Декабрь

В мире природы

«Кошка и собака – наши милые друзья»

– Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.

– Рассматривание картины «Кошка с котятами»;

– беседы;

– чтение рассказов, сказок, стихов;

– подвижная игра «Воробушки и кот»;

– игра-инсценировка «Кошкин дом».

Воспитатели

Декабрь

В мире природы

«На птичьем дворе»

– Расширить  кругозор знаний у детей о домашних птицах и их характерных отличительных особенностях;

– формировать представления детей о строении домашних птиц (части тела и их форма);

– закреплять знания о цвете оперений птиц.

– Отгадывание загадок;

– нетрадиционное рисование ладошками;

– дидактические игры «Найди маму», «Угадай и назови», «Угадай кто голос подаёт»; – подвижные игры «Курица и цыплята», «Гуси и волк».

Воспитатели

Январь

В мире природы

«Снеговичок»

– Сформировать у детей знания о сезонных явлениях природы – о зиме;

– дать детям элементарные представления о природном объекте – воде, её превращениях в снег, в лёд;

– формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений;

– развивать восприятие, воображение, наблюдательность, память.

– Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы;

– рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеговике;

– наблюдение за погодой, снегом;

– чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме;

– игра «Снег кружится»;

– опыты «Вода и лёд», «Снег и его свойства».

Воспитатели

Январь

В мире природы

«Дикие животные зимой»

– Обобщить представление детей о жизни диких животных зимой;

– упражнять в составлении рассказов о жизни диких животных, используя имеющиеся у них знания;

– воспитывать умение доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми, внимательно их слушать не перебивая. 

– Чтение художественной литературы;

– составление описательных рассказов о жизни диких животных зимой;

– рассматривание иллюстраций о животных, следов птиц и животных на снегу;

– беседа об охране животных;

– пальчиковая гимнастика «Колобок»;

– дидактические игры «Помоги животным найти друг друга», «Чьи следы на снегу».

Воспитатели

Февраль

В мире природы

«Красная Шапочка рассказывает о птицах»

– Учить распознавать птиц: голубя, воробья, синицу, снегиря;

– расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;

– воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим», желание помочь.

– Беседа о зимующих птицах;

– пальчиковая гимнастика «Птички»;

– подвижная игра «Птички-невелички»;

– дидактическая игра «Что за птица?»;

– прослушивание записи с голосами птиц.

Воспитатели

Февраль

В мире природы

«Мир камней»

– Развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования;

– формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы;

– воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

– Беседа «Откуда родом камешки»;

– беседа «Кому нужны камни»;

– рассматривание картин «Такие красивые горы», рассматривание камней через лупу;

– экспериментирование «Какими бывают камни?», «Тонет – не тонет», «Могут ли камни издавать звуки?»;

– чтение художественной литературы;

– дидактическая игра «Выложи картинку из камней»;

– подвижная игра «По каменной дорожке шагают наши ножки».

Воспитатели

Март

В мире природы

«Весенние секреты»

– Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о весенних изменениях  в природе;

– способствовать обобщению представлений о весне, как времени года; о жизни растений, животных, птиц, о неживой природе;

– развивать в детях умение видеть простейшие причинно-следственные связи между весенними природными явлениями (солнце пригревает – тает снег, появляются цветы, возвращаются перелётные птицы);

– поддерживать стремления детей высказывать свои суждения, делать выводы.

– Рассматривание иллюстраций;

– беседа;

– игра «Когда это бывает?».

Воспитатели

Март

В мире природы

«Посадка лука»

– Расширить представления детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания;

– сформировать представления об использовании лука человеком в разных сферах жизнедеятельности.

– Рассматривание луковицы;

– дидактические игры по ознакомлению с овощами;

– рассказ воспитателя о луке и его свойствах «Лук от семи недуг».

Воспитатели

Апрель

В мире природы

«Кому нужна вода»

– Познакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, с её свойствами;

– дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды;

– уточнить значение воды для всего живого;

– формировать осознанное, бережное отношение  к воде как важному природному ресурсу.

– Беседа «Вечная слава воде»;

– проведение опытов с водой «Вода не имеет формы», «Лёд легче воды», «Превращение в воду»;

– сюжетно-ролевая  игра «Путешествие  в подводное царство»;

– словесные игры «Какой бывает вода?», «Льдинки, снежинки, сосульки»;

– подвижная игра «Море волнуется».

 

Воспитатели

Апрель

В мире природы

«Что растёт в лесу?»

– Дать детям представление о лесе;

– воспитывать бережное отношение к растениям;

– совершенствовать речь, развивать мышление, эстетический вкус.

– Выставка картин о лесе;

– физкультминутка «Дует ветер нам в лицо»;

– игра «Отгадай»;

– игра «Собери цветок быстрее, чем я».

Воспитатели

Май

В мире природы

«Мишутка знакомит с растениями-медоносами и мёдом»

– Уточнять представление о мёде, его полезных свойствах, познакомить с некоторыми медоносными растениями.

– Отгадывание загадок;

– рассматривание иллюстраций;

– наблюдение за пчёлами на территории детского сада;

– беседы «Что лечит мёд?», «Откуда берётся мёд?», «Пчеловод – друг пчёл»;

дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;

– Сюжетно-ролевая игра «Пасека».

Воспитатели

Май

В мире природы

«Весна–красна»

– Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;

– воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе;

– провести диагностические задания в виде вопросов и упражнений для определения уровня освоения программы по экологическому воспитанию.

– Чтение стихов;

познавательное видео «Как появляется бабочка»;

– дидактическая игра «Весенние слова»;

– коллективная работа «Весна красна».

Воспитатели

Выводы:

У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение дошкольников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, наблюдения, позволило нам создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошкольников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе.

Все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Великая Отечественная война глазами детей"

Долгосрочный проект, посвященный 70-летию Великой Отечественной войны.Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста....

Проект по экологическому воспитанию в средней группе"Природа глазами детей"

Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе , постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по эко...

Долгосрочный проект в средней группе: "Природа глазами детей!"

Долгосрочный проект в средней группе: "Природа глазами детей!"...

СЦЕНАРИЙ ДОСУГА ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ “БЛОКАДА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ”

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну. Задачи: формирование представления о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; воспитание у детей чувства сопереживания жертвам блок...

Долгосрочный проект: «Природа глазами детей»

Тип проекта:  игровой, познавательный, творческий.Вид проекта: долгосрочный (01.09.2021-31.05.2022)Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников (законные пред...

Долгосрочный проект "Природа глазами детей"

Долгосрочный проект(на 2 месяца) для детей старшей группы....

Рабочая программа по реализации инновационного проекта «Родная природа глазами детей» по художественному краеведению с детьми групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет

Рабочая программапо реализации инновационного проекта«Родная природа глазами детей»по художественному краеведениюс детьми групп общеразвивающей направленностиот 6 до 7 лет...