Долгосрочный проект в старшей группе «Природа глазами детей»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект: «Природа глазами детей»
Авторы проекта: Баклина Валентина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории, Тростина Ирина Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории.
Краткая аннотация проекта
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.
Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.
Актуальность проекта
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новизна проекта
Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.
Задачи проекта:
образовательные:
- расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
- формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;
- закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
- приобщать детей к выращиванию растений;
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- развивать эстетическое восприятие природных явлений;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;
- развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
воспитательные:
- воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
- воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.
Вид проекта:
- по продолжительности – долгосрочный;
- по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
- по количеству участников – групповой.
Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Методы организации педагогической деятельности:
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.
Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.
Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Формы и содержание работы с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.
В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта:
Первый этап – подготовительный
– Создание проблемы, постановка цели и задач;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.
Второй этап – основной
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– Проведение тематического занятия;
– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
– Оформление выставки рисунков детей;
– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.
Ресурсы:
Материально-техническая база:
предметно-развивающая среда;
уголок природы в группе;
огород на окне;
наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, аудиозапись с голосами птиц;
кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц), кукла в костюме Красной Шапочки;
макеты различных грибов, корзинка;
бумага, цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, пластилин;
луковицы, ящик с землёй, лейка;
комнатные растения;
кормушка, корм для птиц (ягоды рябины, семечки, пшено);
коллекция камней, лупа;
банка с мёдом.
Теоретическая и методическая литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.
5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.
8. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.
11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Международный образовательный портал «МААМ.RU» (http://www.maam.ru/)
2. Образовательная социальная сеть (https://nsportal.ru/)
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.
8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.
Педагоги:
- Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.
4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.
Родители:
- Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
- Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей группы.
Критерии результативности проекта
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
- познавательный интерес к природе и её изучению;
- знания об окружающей природе;
- восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- проявление бережного отношения к природе;
- практические умения и навыки по охране природы.
Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.
Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.
Выводы:
У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение дошкольников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, наблюдения, позволило нам создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошкольников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе.
Все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_glazami_detey_v_starshey_gruppe_2020_god.docx | 81.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40» городского округа Саранск
Долгосрочный проект
в старшей группе
«Природа глазами детей»
Подготовили: воспитатели
Баклина В.Н.
Тростина И.Г.
Саранск 2020
Проект: «Природа глазами детей»
Авторы проекта: Баклина Валентина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории, Тростина Ирина Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории.
Краткая аннотация проекта
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.
Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.
Актуальность проекта
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новизна проекта
Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.
Задачи проекта:
образовательные:
- расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
- формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;
- закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
- приобщать детей к выращиванию растений;
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- развивать эстетическое восприятие природных явлений;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;
- развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
воспитательные:
- воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
- воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.
Вид проекта:
- по продолжительности – долгосрочный;
- по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
- по количеству участников – групповой.
Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Методы организации педагогической деятельности:
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.
Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.
Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Формы и содержание работы с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.
В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта:
Первый этап – подготовительный
– Создание проблемы, постановка цели и задач;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.
Второй этап – основной
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– Проведение тематического занятия;
– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
– Оформление выставки рисунков детей;
– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.
Ресурсы:
Материально-техническая база:
предметно-развивающая среда;
уголок природы в группе;
огород на окне;
наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, аудиозапись с голосами птиц;
кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц), кукла в костюме Красной Шапочки;
макеты различных грибов, корзинка;
бумага, цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, пластилин;
луковицы, ящик с землёй, лейка;
комнатные растения;
кормушка, корм для птиц (ягоды рябины, семечки, пшено);
коллекция камней, лупа;
банка с мёдом.
Теоретическая и методическая литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.
5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.
8. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.
11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Международный образовательный портал «МААМ.RU» (http://www.maam.ru/)
2. Образовательная социальная сеть (https://nsportal.ru/)
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.
8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.
Педагоги:
- Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.
4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.
Родители:
- Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
- Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей группы.
Критерии результативности проекта
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
- познавательный интерес к природе и её изучению;
- знания об окружающей природе;
- восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- проявление бережного отношения к природе;
- практические умения и навыки по охране природы.
Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.
Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.
Перспективный план работы с родителями
Месяц/неделя | Образовательный модуль | Тема | Совместная деятельность | Цель деятельности |
Сентябрь | Экологическое воспитание в семье | Экологическая культура ребёнка | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Родительское собрание. Анкетирование родителей. Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы для реализации проекта. Совместное творчество с детьми «Что нам осень принесла». | – Обсудить цели и задачи проекта; – выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье; – выявить уровень знаний детей и родителей по экологическому воспитанию; – сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта; – показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте; – привлечь родителей к совместной с детьми деятельности. |
Октябрь | Экологическое воспитание в семье | Природа и человек | Консультация «Правильное отношение детей к природе начинается в семье».
Фотовыставка «Природа и мы». Рекомендации «Наблюдения в природе осенью». | – Ознакомить родителей с основами экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста; – организовать выставку семейного фото, показать значимость отношения взрослых и детей к окружающему миру. |
Ноябрь | Уроки доброты | День добрых дел | Акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Изготовление кормушек. | – Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы; – уточнять и расширять представления родителей и детей о птицах родного края; – воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой. |
Декабрь | Уроки доброты | День добрых дел | Природоохранная акция «Сохраним елочку – красавицу!». Консультация «Наблюдения в зимний период». | – Привлечь внимание родителей к природоохранной деятельности; – повысить интерес родителей к экологическому образованию детей. |
Январь | Безопасность и здоровье | Профилактика детского травматизма зимой | Консультация «Зимние травмы». Памятка. | – Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость, напомнить о сохранении здоровья детей. |
Февраль | Хочу всё знать! | Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары | Консультации «Почему лекарственные растения лучше обычных таблеток?», «Комнатные растения и уход за ними». | – Показать насколько разнообразен природный мир, используя лекарственные травы в опытно-экспериментальной деятельности. |
Март | Хочу всё знать! | Огород на окне | Мастер-класс «Огород на окне». | – Приобщать родителей к совместной организации огорода на окне.
|
Апрель | Экологическое воспитание в семье | Мир природы в детских играх | Родительское собрание. Консультация «Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к природе». | – Познакомить родителей с правилами поведения в природе. |
Май | Экологическое воспитание в семье | Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада | Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей». Совместное участие родителей и детей в экологической игре «Знатоки природы!». | – Закрепить знания о способах исследования объектов окружающего мира с целью формирования основ экологической культуры взрослых и детей. |
Перспективный план работы с педагогами
Месяц/неделя | Вид деятельность | Программное содержание |
Февраль | Консультации «Организация работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ», «Организация проектной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста по экологии». | Ознакомление воспитателей с особенностями и формами организации работы по экологическому воспитанию детей. |
Март | Консультация «Игра помогает воспитывать интерес к природе». | Повышение профессионального уровня. Развитие творческой активности, инициативы в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях. |
Апрель | Изготовление буклетов об экологических опасностях, памяток: «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно искупнуться!» и др. | Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. |
Май | Деловая игра для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ». | Закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста. Сплочение коллектива. Установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения. |
План реализации проекта с детьми
Время проведения | Образовательный модуль | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность с детьми | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | В мире природы | «Сентябринка в гостях у ребят» | – Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; – формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; – развивать сенсорные чувства, речь, внимание; – вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку; – вовлекать родителей и детей в совместную деятельность. | – Отгадывание загадок об осени, об осенних месяцах, об овощах и фруктах, которые нам дарит сентябрь; – игра «Угадайка»; – игра «Узнай на вкус»; – выставка «Что нам осень принесла». . | Воспитатели, родители |
Сентябрь | В мире природы | «Путешествие в осень» | – Расширять представления детей об осени как о времени года; – учить устанавливать связи между изменениями, происходящими в живой и неживой природе в осенний период; – развивать способность наблюдений за живой и не живой природой; – воспитывать интерес к исследовательской деятельности и любовь к окружающей среде. | – Чтение художественной литературы; – беседа с детьми; – рассматривание фотографий на тему «Осень краски разводила»; – слушание музыки и песен об осени; – наблюдение за трудом взрослых: сбор опавшей листвы, обрезка деревьев, сбор урожая; – дидактические игры «Найди дерево по описанию», «Чего не стало?», «С какой ветки детки?»; – экспериментирование «Летающие семена»; – аппликация «Осень в лесу». | Воспитатели |
Октябрь | В мире природы | «Кто живёт в лесу?» | – Дать детям представление о диких животных; – воспитывать любовь и заботливое отношение к животным; – пополнить и активизировать словарный запас детей. | – Беседа «Кто живёт в лесу?»; – дидактические и настольные игры «Чей домик?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Угадай животное»; – составление описательных рассказов по картине «Три медведя»; – пальчиковая игра «Зайка и ушки»; – чтение художественной литературы; – драматизация сказки «Теремок»; – беседа «Как вести себя в лесу»; – рисование «Раскрась животное». | Воспитатели |
Октябрь | В мире природы | «Выросли на кочке мелкие грибочки» | – Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека; – формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе; – развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей. | – Беседы «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы»; – отгадывание загадок; – сюжетно-ролевая игра «В лесу»; – словесная игра «Съедобные – несъедобные»; – аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки». | Воспитатели |
Ноябрь | В мире природы | «Путешествие в мир комнатных растений» | – Познакомить с основными комнатными растениями; – обучать детей описывать комнатные растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; – закреплять знания об условиях выращивания растений в уголке природы (свет, тепло, влага, почва); – осуществлять уход за комнатными растениями под руководством и контролем взрослых. | – Составление рассказов-описаний о комнатных цветах; – беседа «Что растет на окошке?»; – чтение и обсуждение произведений: В. Катаев «Цветик–семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»; – дидактические игры «Найди части растений», «Выложи растение правильно». | Воспитатели, родители |
Ноябрь | В мире природы | «На бабушкином дворе» | – Конкретизировать представления о домашних животных и птицах; – дать представления об их образе жизни и приносимой ими пользе; – расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, мышление. | – Беседа о домашних животных и птицах; – рассматривание иллюстраций домашних животных и птиц; – чтение рассказов, сказок, стихов; – отгадывание загадок; – рисование «Домашние животные». | Воспитатели |
Декабрь | В мире природы | «Кошка и собака – наши милые друзья» | – Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения. | – Рассматривание картины «Кошка с котятами»; – беседы; – чтение рассказов, сказок, стихов; – подвижная игра «Воробушки и кот»; – игра-инсценировка «Кошкин дом». | Воспитатели |
Декабрь | В мире природы | «На птичьем дворе» | – Расширить кругозор знаний у детей о домашних птицах и их характерных отличительных особенностях; – формировать представления детей о строении домашних птиц (части тела и их форма); – закреплять знания о цвете оперений птиц. | – Отгадывание загадок; – нетрадиционное рисование ладошками; – дидактические игры «Найди маму», «Угадай и назови», «Угадай кто голос подаёт»; – подвижные игры «Курица и цыплята», «Гуси и волк». | Воспитатели |
Январь | В мире природы | «Снеговичок» | – Сформировать у детей знания о сезонных явлениях природы – о зиме; – дать детям элементарные представления о природном объекте – воде, её превращениях в снег, в лёд; – формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений; – развивать восприятие, воображение, наблюдательность, память. | – Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы; – рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеговике; – наблюдение за погодой, снегом; – чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме; – игра «Снег кружится»; – опыты «Вода и лёд», «Снег и его свойства». | Воспитатели |
Январь | В мире природы | «Дикие животные зимой» | – Обобщить представление детей о жизни диких животных зимой; – упражнять в составлении рассказов о жизни диких животных, используя имеющиеся у них знания; – воспитывать умение доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми, внимательно их слушать не перебивая. | – Чтение художественной литературы; – составление описательных рассказов о жизни диких животных зимой; – рассматривание иллюстраций о животных, следов птиц и животных на снегу; – беседа об охране животных; – пальчиковая гимнастика «Колобок»; – дидактические игры «Помоги животным найти друг друга», «Чьи следы на снегу». | Воспитатели |
Февраль | В мире природы | «Красная Шапочка рассказывает о птицах» | – Учить распознавать птиц: голубя, воробья, синицу, снегиря; – расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; – воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим», желание помочь. | – Беседа о зимующих птицах; – пальчиковая гимнастика «Птички»; – подвижная игра «Птички-невелички»; – дидактическая игра «Что за птица?»; – прослушивание записи с голосами птиц. | Воспитатели |
Февраль | В мире природы | «Мир камней» | – Развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования; – формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы; – воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. | – Беседа «Откуда родом камешки»; – беседа «Кому нужны камни»; – рассматривание картин «Такие красивые горы», рассматривание камней через лупу; – экспериментирование «Какими бывают камни?», «Тонет – не тонет», «Могут ли камни издавать звуки?»; – чтение художественной литературы; – дидактическая игра «Выложи картинку из камней»; – подвижная игра «По каменной дорожке шагают наши ножки». | Воспитатели |
Март | В мире природы | «Весенние секреты» | – Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о весенних изменениях в природе; – способствовать обобщению представлений о весне, как времени года; о жизни растений, животных, птиц, о неживой природе; – развивать в детях умение видеть простейшие причинно-следственные связи между весенними природными явлениями (солнце пригревает – тает снег, появляются цветы, возвращаются перелётные птицы); – поддерживать стремления детей высказывать свои суждения, делать выводы. | – Рассматривание иллюстраций; – беседа; – игра «Когда это бывает?». | Воспитатели |
Март | В мире природы | «Посадка лука» | – Расширить представления детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания; – сформировать представления об использовании лука человеком в разных сферах жизнедеятельности. | – Рассматривание луковицы; – дидактические игры по ознакомлению с овощами; – рассказ воспитателя о луке и его свойствах «Лук от семи недуг». | Воспитатели |
Апрель | В мире природы | «Кому нужна вода» | – Познакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, с её свойствами; – дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды; – уточнить значение воды для всего живого; – формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу. | – Беседа «Вечная слава воде»; – проведение опытов с водой «Вода не имеет формы», «Лёд легче воды», «Превращение в воду»; – сюжетно-ролевая игра «Путешествие в подводное царство»; – словесные игры «Какой бывает вода?», «Льдинки, снежинки, сосульки»; – подвижная игра «Море волнуется».
| Воспитатели |
Апрель | В мире природы | «Что растёт в лесу?» | – Дать детям представление о лесе; – воспитывать бережное отношение к растениям; – совершенствовать речь, развивать мышление, эстетический вкус. | – Выставка картин о лесе; – физкультминутка «Дует ветер нам в лицо»; – игра «Отгадай»; – игра «Собери цветок быстрее, чем я». | Воспитатели |
Май | В мире природы | «Мишутка знакомит с растениями-медоносами и мёдом» | – Уточнять представление о мёде, его полезных свойствах, познакомить с некоторыми медоносными растениями. | – Отгадывание загадок; – рассматривание иллюстраций; – наблюдение за пчёлами на территории детского сада; – беседы «Что лечит мёд?», «Откуда берётся мёд?», «Пчеловод – друг пчёл»; – дидактическая игра «Что сначала, что потом?»; – Сюжетно-ролевая игра «Пасека». | Воспитатели |
Май | В мире природы | «Весна–красна» | – Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; – воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; – провести диагностические задания в виде вопросов и упражнений для определения уровня освоения программы по экологическому воспитанию. | – Чтение стихов; – познавательное видео «Как появляется бабочка»; – дидактическая игра «Весенние слова»; – коллективная работа «Весна красна». | Воспитатели |
Выводы:
У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение дошкольников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, наблюдения, позволило нам создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошкольников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе.
Все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "Великая Отечественная война глазами детей"
Долгосрочный проект, посвященный 70-летию Великой Отечественной войны.Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста....
Проект по экологическому воспитанию в средней группе"Природа глазами детей"
Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе , постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по эко...
Долгосрочный проект в средней группе: "Природа глазами детей!"
Долгосрочный проект в средней группе: "Природа глазами детей!"...
СЦЕНАРИЙ ДОСУГА ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ “БЛОКАДА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ”
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну. Задачи: формирование представления о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; воспитание у детей чувства сопереживания жертвам блок...
Долгосрочный проект: «Природа глазами детей»
Тип проекта: игровой, познавательный, творческий.Вид проекта: долгосрочный (01.09.2021-31.05.2022)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников (законные пред...
Долгосрочный проект "Природа глазами детей"
Долгосрочный проект(на 2 месяца) для детей старшей группы....
Рабочая программа по реализации инновационного проекта «Родная природа глазами детей» по художественному краеведению с детьми групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Рабочая программапо реализации инновационного проекта«Родная природа глазами детей»по художественному краеведениюс детьми групп общеразвивающей направленностиот 6 до 7 лет...