Удивительные свойства воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
изучаем свойства воздуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности "Удивительные свойства воздуха" | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность.
Конспект непосредственно организованной образовательной
деятельности с детьми старшей группы.
Тема: «Удивительные свойства воздуха».
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие
интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
2.Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.
3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Словарная работа.
Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты,
эксперименты.
Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ
воспитателя, игры-исследования, опыты.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, слайды.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, бумажные салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики для моря, апельсин, белые халаты.
(Все по количеству детей.)
мини – лаборатория.
Ход занятия
В - ребята, поприветствуем друг друга:
Встанем рядышком по кругу,
Улыбнемся мы друг другу!
- Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Давайте поздороваемся
Д. -Доброе утро!
Посмотрите, какое послание я получила сегодня на почту.
1 СЛАЙД инопланетяне.
Ин. – Здравствуйте, Земляне! Мы прилетели к вам, чтобы узнать, что есть на вашей планете такого, без чего невозможно жить. И почему ваши космонавты, прилетая к нам в гости, никогда не снимают скафандры.
В. – Что же это такое, ребята?
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
(Воздух)
Д.- Воздух.
В. - Конечно же, это воздух.
- А как вы думаете, что такое воздух?
Д. - воздухом мы дышим
В. - Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим. И сегодня мы расскажем о воздухе вокруг нас гостям с другой планеты.
Присаживаемся на стулья.
2 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)
- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
- Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.
Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.
- Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.
- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.
3 Слайд (водолаз, космонавт)
Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и
космонавты, когда отправляются в полет, берут с собой запасы воздуха в
специальных баллонах.
Для того, чтобы изучить воздух вокруг нас, мы с вами превратимся в ученных и пройдем в лабораторию.
- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Д.- ответы
В. - Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и
эксперименты.
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг
другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все сегодня надели белые халаты и похожи на настоящих ученных.
Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками.
В. - Приглашаю вас в нашу лабораторию «Хочу все знать», чтоб исследовать воздух.
- Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!
Опыт 1 «Поймать воздух»
В. - Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Д. - Нет, не видим.
В. - Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д. - Воздух невидимый, прозрачный.
В. - Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Д. - хотим!
В. - Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Д. - В пакете ничего нет, он пустой.
В. - Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д. - пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
В. - А вы видите воздух?
Д. - нет (воздух он невидимый)
В. - а вы видите свою руку?
Д. - Да
В. - значит какой воздух?
Д. - воздух прозрачный.
В. - пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким,
почему? (нет воздуха, вышел)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо
поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 «Воздух внутри нас»
В. - Как вы думаете, воздух есть внутри нас?
- Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что
происходит?
- Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.
Д. -Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух.
В. - А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание. Долго человек может не дышать?
Д. - Нет, без воздуха человек умрет.
В. - Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
В. - А еще, какие пузыри мы можем пускать?
Д. - Мыльные пузыри.
Опыт 3 «Игра с пузырями»
(на столике стоят мыльные пузыри)
Дети берут мыльные пузыри и выходят из-за стола, встают в круг.
В. - Если дунуть посильней,
Будет много пузырей
12345 ни за что их не поймать.
Откроем баночки и надуем по одному пузырю.
В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и
отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.
Игра с мыльными пузырями.
В. - Вернемся в лабораторию.
В. - Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?
Д. - нет
Опыт 4 (С бумажной салфеткой)
В. - Возьмите салфетки, вдох через нос, выдох на салфетку.
Что вы видите?
Д. - салфетка шевелится.
В. - При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в
движение.
Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.
Опыт 5 (с веером)
В. - Давайте устроим ветер с помощью веера.
Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?
Д. - Ветерок ощущаем.
Вывод: воздух не видим, но ощущаем.
Опыт 6 (с корабликами)
(на столе стоят тазики с водой, кораблики из пенопласта (можно из винных пробок) по количеству детей)
В. - А хотите устроить настоящий ветерок? Подходите ко мне. Возьмите
кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, ветерок созданный
потоком воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. Дети играют.
В. - Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.
Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и
объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.
(Слайды)
1. Парусник в море
Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.
2. Шторм
Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.
3. Одуванчик
Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растений.
4. Лесной пожар
Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.
В - молодцы, а теперь в лабораторию.
Опыт 7 (воздух не имеет запаха)
(контейнер с апельсином)
В. - А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д. - нет
В. - А теперь закройте глаза (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин)
Чем пахнет?
Д. - Апельсинами.
В. - Так воздух имеет запах или нет?
Д-Дети в замешательстве.
В. -А чем пахнет в пекарне?
Д. - Хлебом.
В. - А в аптеке?
Д. - Лекарствами.
В. - Воздух имеет свойство переносить запахи.
В. - Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?
Д.- Воздух бесцветный
В. - Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какой вкус у воздуха?
Д. - Воздух безвкусный.
В. - Вдохните носом воздух. Какой у него запах?
Д. - Воздух без запаха.
В.- Какой вывод мы делаем?
Вывод: чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
В. - Молодцы ребята. Как вы думаете, мы понятно объяснили инопланетянам, что такое воздух?
Д. – ответы
В. – Давайте, послушаем, что скажут наши гости.
Слайд инопланетяне
Ин. – Спасибо, теперь мы знаем, что на вашей планете есть удивительный воздух. Берегите его, земляне.
Вам понравилось работать в лаборатории?
Д. - ответы
В. - А какие опыты понравились больше?
Д.- ответы
В.- На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.
Слайд (природа)
В. - Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.
Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?
Д. - Много деревьев
В. - Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.
Слайд (заводы, фабрики)
В. - Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом.
Д. - Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки.
В. - А сейчас, юные исследователи, давайте подумаем;
- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?
Д. - Да, можем позаботиться.
Д. - Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
В. - Нужно беречь нашу планету Земля.
В. - Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».
Вручение медалей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...
конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность построена на основе элементарных опыт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...