Кратковременный проект "Ох, уж эти птицы"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Соловьева Светлана Николаевна

Кратковременный проект во 2 младшей группе "Ох, уж эти птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkovremennyy_proekt_oh_uzh_eti_ptitsy_2ml.gr_.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда»

Краткосрочный проект

«Ох уж эти птицы»

Воспитатель:

Соловьева С.Н.

2020

Участники проекта:

  • Дети второй младшей группы;
  • Родители;

Руководители проекта: Соловьева Светлана Николаевна, Антоненкова Любовь Александровна, воспитатели МБДОУ Детский сад 28 «Надежда»

Вид проекта: познавательно – творческий.

Срок реализации:  2 недели.

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 

Птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года для птиц мало доступной пищи, а потребность в ней возрастает. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Перелетные птицы ежегодно оказываются в большой опасности в связи с сильными холодами и перепадами температур. Прилетев в родной край, они не находят ни тепла, ни привычного для них корма. В этой ситуации большая ответственность ложится на человека.  В его силах помочь пернатым – сделать кормушки, построить скворечники и регулярно следить за наличием корма.

И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть наблюдать за жизнью птиц, пополняя представления детей о зимующих и перелетных птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Из бесед с детьми и родителями, мы выявили, что у детей недостаточно знаний о птицах, живущих в родном краю, а их родители мало уделяют этой проблеме внимания. В результате мы поставили перед собой цель не только обогатить представления детей о пернатых, но и мотивировать родителей на повышение экологического сознания ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям (привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в помощи птицам). Развить у детей умение оценивать поведение человека в природе.

Проблема: нужна ли помощь птицам? Чем мы сможем помочь птицам?   

Обоснование проблемы: птицы приносят нам пользу и радость. Разнообразие птичьих голосов привлекает  наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни…  А  может быть их жизнь не такая и беззаботная. Давайте вместе больше узнаем о птицах, их заботах, повадках, образе жизни, и, конечно же, поможем им!

Цель: создать условия для формирования представлений о птицах, их внешнем виде, повадках, об особенностях жизни зимующих и перелетных птиц.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «зимующие» и «перелетные» птицы ;
  • Дать элементарные представления (летаю, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);
  • Уточнить представления о внешних признаках птиц, особенности строения, позволяющие летать;
  • Расширить знания об условиях  обитания птиц, роли человека в жизни птиц;
  • Формировать умение: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
  • Развивать познавательную и коммуникативную активность, продуктивную деятельность и творческие способности;
  • Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников);
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Ежедневное планирование образовательной деятельности

 

Модуль ОО

Содержание  работы

Чтение художественной литературы

А. Барто «Синица», «Снегирь», «Воробей»

Р. Бухараев «Кормушка»

Речевое развитие

Рассматривание альбома «Зимующие птицы», картины «На кормушке»

Художественно-эстетическое развитие

НОД (рисование) «Снегири на ветке рябины»

Пальчиковая игра «Птички»

Двигательная активность

Физминутка «Птички-невелички»

Подвижная игра «Веселый воробей»

Исследовательская деятельность

Наблюдение «Озорные воробьи»

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Что перепутал художник»

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр и обсуждение мультфильма «На горке»

Чтение художественной литературы

А. Яшина «Покормите птиц зимой»;

З. Александрова «Новая столовая»

Речевое развитие

НОД (развитие речи) «Зимующие птицы»

Пальчиковая игра «Я зимой кормлю всех птиц»

Двигательная активность

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Физминутка "Птички летают"

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Назови птицу», «Чем похожи, чем отличаются»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование птиц с помощью трафаретов

Речевое развитие

Рассматривание сюжетной картины «Снегири»

Словесная игра «Один – много» (сорока-сороки и т.д.)

Речевая игра «Вороны»

Чтение художественной литературы

А. Прокофьев «Снегири»;

Е. Благинина «Холодно, голодно, галка, воробьи»

Познавательное развитие

НОД (ФЭМП) «Вот под елкой зеленой скачут весело вороны»

Дидактическая игра

Исследовательская деятельность

Наблюдение за птицами, сидящими на крыше соседнего дома (голуби)

Двигательная активность

Подвижная игра «Веселый воробей»

Физминутка "Птички летают"

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Следы на снегу»

Лепка птиц

Речевое развитие

Разучивание скороговорки  «Прилетела к нам сорока»

Пальчиковая игра «Клювик раз – клювик два»

Чтение художественной литературы

В. Бианки «Синичкин календарь»

Двигательная активность

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Физминутка «Птички-невелички»

Познавательное развитие

НОД (окружающий мир) «Чем отличаются птицы от животных?»

Дидактическая игра «Что есть у птиц»

Художественно-эстетическое развитие

 «Сделай птичку» - игра с блоками Дьенеша, игры с мозаикой

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Птичья столовая»

Художественно-эстетическое развитие

НОД (лепка) «Птичка-невеличка»

Прослушание «Голоса птиц» + игра «Чей голос»

Речевое развитие

Рассматривание сюжетной картины «Сороки на ветке»

Речевая игра «Кто кем станет» (воробышек – воробьем и т.д)

Чтение художественной литературы

В.А. Жуковский «Птичка»

И. Токмакова «Голуби»

Познавательное развитие

Рассказ про дятла «Кто присел на толстый сук и стучит тук-тук, тук-тук»

Д/и «Чем похожи, чем отличаются»

Исследовательская деятельность

Наблюдение «За птицами на кормушке»

Двигательная активность

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Физминутка «Вороны»

Ежедневное планирование образовательной деятельности

Модуль ОО

Содержание  работы

Чтение художественной литературы

И Мазин «У совы глаза, как плюшки»

Загадки про птиц «Доскажи словечко»

И. Сергеев  «Сказка о соловье»

Речевое развитие

Речевая игра «Совушка»

Пальчиковая игра «Четыре цапли»

Рассматривание альбома «перелетные птицы»

Художественно-эстетическое развитие

 НОД Рисование «Скворечник»

Самостоятельная художественная деятельность на тему «Прилетели птицы»

Двигательная активность

П/и «Воробушки-пташки»

Исследовательская деятельность

Дидактическая игра «Найди птицу по описанию»

Познавательное развитие

Беседа «Совушка-сова - большая голова»

Дидактическая игра «Подбери перышко»

Беседа «Не разоряйте птичьих гнезд»

Чтение художественной литературы

М. Клюковой "Зима прошла"

З. Александрова «Салют весне»

Чтение и обсуждение поговорок и пословиц

Речевое развитие

Рассматривание картин «Грачи прилетели», «Гнезда грачей»

Составление рассказов по схеме

Двигательная активность

П/и «Птички в гнездышках»

Познавательное развитие

Чтение энциклопедической  информации,  их образе жизни и особенностях строения (Энциклопедия дошкольника) о птицах

Дидактическая игра «Подбери перышко по цвету»

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тетушки Совы»

Дидактическая игра «Что есть у птиц», «Зимующие и перелетные птицы»

Художественно-эстетическое развитие

Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах»

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая шейка»

Просмотр и обсуждение мультфильма «Гадкий утенок»

Речевое развитие

Разучивание скороговорок

Речевая  игра «Подбери слова по образцу»

Чтение художественной литературы

А. Клыков  «Наш Скворчик»

Г. Ладонщикова "Скворцы"

В. Бианки  «Игры и пляски»

Познавательное развитие

Беседа «На шесте – дворец, во дворце – певец»

Экскурсия на станцию юных натуралистов

Дидактическая игра «Чем питаются птицы»

Исследовательская деятельность

Проблемная ситуация «Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?»

Двигательная активность

П/и «Гуси-лебеди»

Художественно-эстетическое развитие

Игры с палочками Кюнзенера «Скворечники для птиц»

Книжки-раскраски «Птицы»

Речевое развитие

Разучивание скороговорок

Пальчиковая игра «Птички и ветер»

Чтение художественной литературы

Чтение отрывка из повести А. Толстого «Детство Никиты».  

Двигательная активность

Музыкально-спортивный досуг «Встречаем птиц»

Познавательное развитие

Беседа «Что за птица на суку нам поет ку-ку, ку-ку?»

Художественно-эстетическое развитие

Чтение потешек: «Летели кукушки», «Где ты спряталась, кукушка»

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка»

Изготовление скворечника с родителями

Художественно-эстетическое развитие

Лепка из пластилина «Гнездышко»

НОД (аппликация) «Домик для скворушки»

Речевое развитие

Беседа – рассуждение «Как мы с папой скворечник строили»

Составление рассказов по схеме

Чтение художественной литературы

И. Белоусов «Весенняя гостья»

Чтение и обсуждение поговорок и пословиц

Познавательное развитие

Беседа «Милая певунья, ласточка родная»

Дидактическая игра «Кто, где зимует» Тематическое развлечение в детской библиотеке

Беседа «Как нам птицы помогают»

Исследовательская деятельность

Проблемная ситуация: «Какие птицы не умеют летать»

Двигательная активность

Подвижная игра «Скворцы и кошка»

Игра-заводилка «Ласточка»

Работа с родителями: изготовление кормушек и скворечника, Оформление папки-передвижки на тему: «Любовь и забота сохраняют природу»,

Заключение

  Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема на современном этапе. С каждым годом её значение становится всё сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено, что если не вести серьёзную, углублённую  работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывание лапок у насекомых, раздавливание мелких животных, ломание веток, вытаптывание  трав, цветов, загрязнение природы бытовым мусором, пожары и т.д.) закрепляется и остаётся у некоторых на всю оставшуюся жизнь.  Особенно важно решить задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: животные родного края.

Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской  деятельности. Неумолимая жажда новы впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе.

И только тогда, когда ребёнок путём собственной поисковой деятельности узнает больше об определённом виде животного, особенно редкого, «проживёт» с ним часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребёнка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты проекта:

  •  В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
  • Повысить экологическую грамотность.
  • Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио видеозаписи о птицах родного края).
  • Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к птицам и другим  животным родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

Программа психолого – педагогической работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания.

Адаптационная группаоткрывается  с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский ...

Авторская программа для оказания дополнительных образовательных услуг для группы детей кратковременного пребывания разного возраста.

В жизни любой семьи рано или поздно возникает проблема : нужен ли ребенку Д\С? И как трудно устроить ребенка. Но сейчас и есть выбор частных Д/С и групп кратковременного пребывания. А как начать работ...

Группа кратковременного пребывания - одна из альтернативных форм дошкольного образования (из опыта работы)

В настоящее время проблема получения дошкольного образования  волнует каждого родителя. Группа кратковременного пребывания является одной из форм решения данной проблемы...

План недели «Неделя детской книги» Группа кратковременного пребывания .Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания «Путешествуем вместе с солнышком» по стихотворениям А.Барто из цикла «Игрушки»

открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения л...