Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности. Тема: «Тайны воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование у детей представления о воздухе через понавательно-исследовательскую деятельность. Включсение детей в проведение опытов и экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Тайны воздуха" | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 48
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект
педагогического мероприятия
с детьми подготовительной группы
общеразвивающей направленности
.
Тема: «Тайны воздуха»
Форма проведения мероприятия: экспериментирование
Вид мероприятия: тематическое
Подготовила и провела:
Воспитатель: Калугина Лидия Валентиновна
I квалификационной категории
Санкт-Петербург
2019г.
Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.
- Содействовать умению детей самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивающие:
- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
- Расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- Воспитывать желание познавать окружающий мир;
- Воспитывать самостоятельность, внимательность.
Организация детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, практическая, познавательно-исследовательская.
Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей: экспериментирование ( опыты и эксперименты с воздухом), коммуникативная (беседа, ситуативный разговор). Фронтальная, индивидуальная.
Пособия: (демонстрационные – мнемотаблица.)
Материалы: игрушка – Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; прозрачные бутылочки – наполненные разным количеством воды, крышечки, стаканы и трубочки ( по кол. детей), полиэтиленовые пакеты по количеству детей, 3-4 баночки с разными запахами, бутылка с уксусом, шарик с содой.
Количество детей: 10 человек.
Приемы: занимательный сюжет, загадки, вопросы, опыты и эксперименты. Постановка проблемы, групповой коллективный поиск, обсуждение полученных результатов экспериментальной деятельности детей.
Активизация словаря: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный….
План-конспект.
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Технологии, методы, приемы |
Вводная часть (организационный момент) | Дети с воспитателем заходят в группу. Здороваются с гостями, встав полукругом. Потом встают в круг вместе с воспитателем. | Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом. Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте! » друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет! » и «Добрый день! »; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — Доброе утро | Приветствие детей. Дети встают в круг и выполняют действия в соответствии с текстом. | Коммуникативная игра. |
Вводная часть (мотивационный момент) | Дети садятся на ковер полукругом, лицом к Незнайке. На шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный. | Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости снова пришел Незнайка. Почему ты такой грустный? Воспитатель: Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким? А теперь покажем, какой у него маленький шарик | Дети предлагают разные версии. Дети надувают щёчки, бровки приподнимают. Дети щёчки втягивают. Дети говорят, что ему нужно помочь. Вывод: шарик сдулся. Дети: Шарик надо надуть | Беседа. |
Основная часть Проблемная ситуация: Эксперименты: -«Можно ли поймать воздух?». -«Можно ли увидеть воздух?» -«Имеет ли воздух вес» - «Слышим воздух» -«Узнай по запаху» | Дети сидят полукругом на ковре. Стены украшены. Стоят колбы, сосуды. Три стола для проведения экспериментов. Стулья на каждого ребенка. На столах приготовлены пакеты, стаканчики , трубочки , бутылки с водой и крышечки по количеству детей. Стол для воспитателя. Рядом со столом мольберт с мнемотаблицей. 1.Эксперимент «Как поймать воздух?» 2.Эксперимент: «Есть ли воздух внутри нас?» 3.Эксперимент «Имеет ли воздух вес?» 4.Эксперимент «Слышим воздух» 5.Эксперимент «Узнай по запаху» Сюрприз для Незнайки | 1.Воспитатель: Вот, видишь Незнайка какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай загадку: Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, - А что такое воздух? Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям. Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха Незнайка: - О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? В: Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим. В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе! В: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть! Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Воспитатель: Для этого мы отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество — внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность. Воспитатель: Вот мы оказались в самой настоящей научной лаборатории. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Присаживайтесь за лабораторные столы.
В: 1.Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? В: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? И мы смогли это сделать! Воспитатель Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Значит, воздух есть вокруг нас. 2.А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? В: - А давайте проверим! В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. В: - Ой, ребята, что это происходит с водой? В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 3.Ребята, а имеет ли воздух вес? Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность когда мы дули в трубочку? В: Это мы сейчас проверим. В: У меня на столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало?. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. Воспитатель предлагает одному из детей подойти к мнемотаблице. Воспитатель: 4.Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А теперь подуйте в бутылочку по очереди. Разный звук? А почему? Воспитатель: В ваших бутылочках разное количество воды. Чем больше воды, тем меньше воздуха и наоборот. Поэтому звук разный. Воспитатель: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Услышали воздух? Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой) 5.Воспитатель: А как вы думаете можно почувствовать запах воздуха? Как? Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? Воспитатель: Сейчас мы это проверим . Что это? Наверное, это волшебные баночки. Воспитатель: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? Воспитатель: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет? Воспитатель: - Действительно, пахнет апельсином. Воспитатель:: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке. Воспитатель:: - Чем пахнет воздух в этой баночке? Воспитатель:: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному Воспитатель:: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться к Незнайке. Вы согласны? Воспитатель надувает шарик. Дети возвращаются из лаборатории. | Ответы детей о воздухе. Рассуждения детей. Дети обьясняют Незнайке свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, невидимый. Дети: Давайте. Вместе с воспитателем шагают по кругу и проговаривают слова. Дети рассказывают о правилах: нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Рассаживаются за столы. Дети: Он пуст. Дети берут пакеты набирают воздух и закручивают сверху. Ответы детей. Дети выпускают воздух. Дети: В нём нет воздуха. Один из детей подходит к мнемотаблице и проговаривает вывод. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Отвечают на вопросы. Дети набирают носом много воздуха и дуют в трубочку, которая в стакане с водой. Д: «Выходят пузырьки» Ответы детей Дети: «Потому что воздух легче воды». Дети высказывают свои предположения, объясняя свою точку зрения. Дети делают вывод, что воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Дети берут бутылочки и дуют. Определяют, что в бутылочках разное количество воды. Один из детей подходит к мнемотаблице. Делает вывод, что воздух можно услышать с помощью предметов. Дети высказывают свои предположения, объясняя свою точку зрения. Дети - они пустые. В них воздух. Дети по очереди нюхают каждую баночку. Отвечают, чем пахнет. Вместе с воспитателем приходят к выводу, что у воздуха нет запаха. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Один из детей подходит к мнемотаблице и делает вывод. Ответы детей. | Беседа. Экспериментирование. |
Физкульминутка. | Проводится после второго эксперимента. Дети выходят из -за столов и встают в круг. | Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево | Дети выполняют движения, проговаривают текст | |
Рефлексия: Оценка деятельности детей | Дети встают в круг на ковре . | Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и расскажем Незнайке всё, что узнали сегодня о воздухе. Незнайка :Спасибо, ребята! Теперь я точно знаю, что воздух есть и расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. Воспитатель: Незнайка, ребята решили подарить тебе новый красивый воздушный шарик и пожелать тебе никогда не расстраиваться (воспитатель завязывает шарик на руку Незнайке). | Дети передают шарик по кругу и высказывают свою точку зрения, вспоминая результаты проведенных опытов. Дети прощаются с Незнайкой и гостями. | Игра «Волшебный шарик» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему"Море в поэзии"
развитие речи в подготовительной группе...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему: «День матери».
Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку-маме....
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме "Арифметика в картинах"
Государственное бюджетноеДошкольное образовательное учреждениеДетский сад №68Компенсирующего видаКалининского района Санкт-Петербурга Конспект совместной деятельностис дет...
Конспект СОД с детьми подготовительной группы на тему: "Космос"
КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ К ЗВЁЗДАМ» Обобщение знаний детей по теме «Космос» с использованием элементов предшкольной подготовки....
Конспект СОД с детьми подготовительной группы на тему :Космос"
КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ К ЗВЁЗДАМ» Обобщение знаний детей по теме «Космос» с использованием элементов предшкольной подготовки....
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Опытно - исследовательская деятельность: «Воздух – невидимка»
Опытно - исследовательская деятельность: «Воздух – невидимка»...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме модуля «Природа Белогорья». Тема: «Лесное приключение»
Целью данного конспекта познакомить детей с особенностями природы Белгородской области....