Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности. Тема: «Тайны воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Калугина Лидия Валентиновна

Формирование у детей представления о воздухе через понавательно-исследовательскую деятельность. Включсение детей в проведение опытов и экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия "Тайны воздуха"36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 48

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект
педагогического мероприятия

 с детьми  подготовительной группы

 общеразвивающей направленности

.

Тема: «Тайны воздуха»

Форма проведения мероприятия: экспериментирование

Вид мероприятия:  тематическое

Подготовила и провела:

Воспитатель: Калугина Лидия Валентиновна

I квалификационной категории

Санкт-Петербург

2019г.

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.
  2. Содействовать умению детей  самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к познавательной деятельности и   экспериментированию.
  2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
  3. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
  2. Воспитывать самостоятельность, внимательность.

Организация детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, практическая, познавательно-исследовательская.

Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей: экспериментирование ( опыты и эксперименты с воздухом), коммуникативная (беседа, ситуативный разговор). Фронтальная, индивидуальная.

Пособия: (демонстрационные – мнемотаблица.)

Материалы: игрушка – Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ;  прозрачные бутылочки – наполненные разным количеством воды, крышечки, стаканы и трубочки ( по кол. детей), полиэтиленовые пакеты по количеству детей, 3-4 баночки с разными запахами, бутылка с уксусом, шарик с содой.

Количество детей: 10 человек.

Приемы:    занимательный сюжет, загадки, вопросы, опыты и эксперименты. Постановка проблемы, групповой коллективный поиск, обсуждение полученных результатов экспериментальной деятельности детей.

Активизация словаря: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный….


План-конспект.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Технологии, методы, приемы

Вводная часть (организационный момент)

Дети с воспитателем заходят в группу. Здороваются с гостями, встав полукругом.

Потом встают в круг вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. 

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— Доброе утро

Приветствие детей.

Дети встают в круг и выполняют действия в соответствии с текстом.

Коммуникативная игра.

Вводная часть (мотивационный момент)

Дети садятся на ковер полукругом, лицом к Незнайке.

На шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам  в гости  снова пришел Незнайка. Почему ты такой грустный? 
Незнайка: Я не понимаю, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный

Воспитатель: Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким? 

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик?

 А теперь покажем, какой у него маленький шарик

Ребята, почему же Незнайка опять грустный?

Воспитатель: А как помочь Незнайке, сделать маленький  шар большим и весёлым? 

Дети предлагают разные версии.

Дети надувают щёчки, бровки приподнимают.

Дети щёчки втягивают.

Дети говорят, что ему нужно помочь. Вывод: шарик сдулся. 

Дети: Шарик надо надуть

Беседа.

Основная часть

Проблемная ситуация:

Эксперименты:

 -«Можно ли поймать воздух?».

-«Можно ли увидеть воздух?»

 -«Имеет ли воздух вес»

- «Слышим воздух»

-«Узнай по запаху»

Дети сидят полукругом на ковре.

Стены украшены. Стоят колбы, сосуды. Три стола для проведения экспериментов. Стулья на каждого ребенка. На столах приготовлены  пакеты, стаканчики , трубочки , бутылки с водой и крышечки по количеству детей.

Стол для воспитателя. Рядом со столом мольберт с мнемотаблицей.

1.Эксперимент «Как поймать воздух?»

2.Эксперимент: «Есть ли воздух внутри нас?»

3.Эксперимент  «Имеет ли воздух вес?»

4.Эксперимент «Слышим воздух»

5.Эксперимент «Узнай по запаху»

Сюрприз для Незнайки

1.Воспитатель: Вот, видишь Незнайка какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай загадку: 
Он нам нужен, чтобы дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 
- Что это? 

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,

- А что такое воздух

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям.

Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха 

Незнайка: - О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

В: Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

В: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть!

Воспитатель: Для этого мы  отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность. 

Воспитатель: Вот мы оказались в самой настоящей научной лаборатории. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Присаживайтесь за лабораторные  столы.

     

В: 1.Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.  

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

В: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет.

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

И мы смогли это сделать! Воспитатель  Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Значит, воздух есть вокруг нас.

2.А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? 

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

 3.Ребята, а имеет ли воздух вес?

Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность когда мы дули в трубочку?

В: Это мы сейчас проверим.

В: У меня на столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало?. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. 

Воспитатель предлагает одному из детей подойти к мнемотаблице.

Воспитатель: 4.Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? 

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А теперь подуйте в бутылочку по очереди. Разный звук? А почему?

Воспитатель: В ваших бутылочках разное количество воды. Чем больше воды, тем меньше воздуха и наоборот. Поэтому звук разный.

Воспитатель: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Услышали воздух?

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

5.Воспитатель: А  как вы думаете можно почувствовать запах воздуха? Как?

Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? Воспитатель: Сейчас мы это проверим .

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть?

Воспитатель: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?

Воспитатель: - Действительно, пахнет апельсином.

Воспитатель:: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

Воспитатель:: - Чем пахнет воздух в этой баночке?

Воспитатель:: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному

Воспитатель:: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?

Воспитатель: Ребята нам  пора возвращаться к Незнайке.  
Я предлагаю преподнести ему сюрприз. Сейчас с помощью этих предметов, воздуха и соды. Я надую большой красивый синий шарик и мы подарим его Незнайке, когда вернемся из лаборатории.

 Вы согласны? Воспитатель надувает шарик.

Дети возвращаются из лаборатории.

Ответы детей о воздухе.

Рассуждения  детей.

Дети обьясняют Незнайке свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, невидимый.

Дети: Давайте.

Вместе с воспитателем шагают по кругу и проговаривают слова.

Дети рассказывают о правилах: нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Рассаживаются за столы.

Дети: Он пуст.

Дети берут пакеты набирают воздух и закручивают сверху.

Ответы детей.

Дети выпускают воздух.

Дети: В нём нет воздуха.

Один из детей подходит к мнемотаблице и проговаривает вывод. 

Выводвоздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Отвечают на вопросы.

Дети набирают носом много воздуха и дуют в трубочку, которая в стакане с водой.

Д: «Выходят пузырьки»

Ответы детей

Дети: «Потому что воздух легче воды».

Дети высказывают свои предположения, объясняя свою точку зрения.

Дети делают вывод, что воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Дети берут бутылочки и дуют.

Определяют, что в бутылочках разное количество воды.

Один из детей подходит к мнемотаблице. Делает вывод, что воздух можно услышать с помощью предметов.

Дети высказывают свои предположения, объясняя свою точку зрения.

Дети - они пустые. В них воздух.

Дети по очереди нюхают каждую баночку. Отвечают, чем пахнет.

Вместе с воспитателем приходят к выводу, что у воздуха нет запаха. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Один из детей подходит к мнемотаблице и делает вывод.

  Ответы детей.

Беседа.

Экспериментирование.

Физкульминутка.

Проводится после второго эксперимента. Дети выходят из -за столов и встают в круг.

Воздух-невидимка,                руки вверху вправо-влево
Выходи гулять!                «зовут»
Воздух-невидимка,                руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать?              Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу,      бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду!    Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,      шаги на месте
Самого полезного воздуха найду!            Руки накрест к плечам 
Если вместе с папой в горы я пойду,       тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду!     «фонарики»

Дети выполняют движения, проговаривают текст

Рефлексия:

 Оценка деятельности детей

Дети встают в круг на ковре .

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и расскажем Незнайке всё, что узнали сегодня о воздухе.

Незнайка :Спасибо, ребята!  Теперь я точно знаю, что воздух есть и расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня.

Воспитатель: Незнайка, ребята решили подарить тебе новый красивый воздушный шарик и пожелать тебе никогда не расстраиваться (воспитатель завязывает шарик на руку Незнайке).

Дети передают шарик по кругу и высказывают свою точку зрения, вспоминая результаты проведенных опытов.

Дети прощаются с Незнайкой и гостями.

Игра «Волшебный шарик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему: «День матери».

Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку-маме....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме "Арифметика в картинах"

Государственное бюджетноеДошкольное образовательное учреждениеДетский сад №68Компенсирующего видаКалининского района Санкт-Петербурга     Конспект совместной деятельностис дет...

Конспект СОД с детьми подготовительной группы на тему: "Космос"

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ  «ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ К ЗВЁЗДАМ» Обобщение знаний детей по теме «Космос» с использованием элементов предшкольной подготовки....

Конспект СОД с детьми подготовительной группы на тему :Космос"

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ К ЗВЁЗДАМ» Обобщение знаний детей по теме «Космос» с использованием элементов предшкольной подготовки....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме модуля «Природа Белогорья». Тема: «Лесное приключение»

Целью данного конспекта познакомить детей с особенностями природы Белгородской области....