Беседа «Родословная семьи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
История каждой семьи интересна и является частью истории нашей страны. Приобщая детей к изучению родословной своей семьи, воспитываем чувство уважения к старшему поколению, уважение к предкам. Изучая фамилии своих родственников, дошкольники отдают дань памяти предкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodoslovnaya_semi.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Родословная семьи»
Цель: формирование ценностного отношения к себе.
Задачи:
– конкретизировать представления детей о происхождении имен;
– дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их значении в жизни семьи, сохранении чести рода;
– способствовать проявлению потребности в получении информации о своем имени, об истории семьи;
– формировать способы применения полученной информации в речевой, игровой деятельности.
Оборудование: аудиозаписи песен, связанных с именами («Надежда», «Александра», «Антошка», «Катюша»); аудиопроигрыватель.
Воспитатель. Ребята, предлагаю сегодня поговорить об именах. Зачем люди придумали имена?
Дети отвечают.
Воспитатель. У каждого из вас есть имя, оно выделяет вас среди других. Человек дорожит своим именем, ему нравится, когда к нему обращаются по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» — и ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Игорь, тебе здесь нравится?», и Игорь сразу поймет, что нам важно именно его мнение. В каких еще случаях мы называем человека по имени?
Дети. Когда что-то говорим о нем, когда хвалим.
Воспитатель. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Катя так красиво ноет!» или «Молодец, Денис. Он пропустил Машу вперед себя». И Катя, и Денис, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них. Когда ребенок появляется на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. С этим именем он проживет всю жизнь. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит: не поступай плохо. Каждого из нас можно назвать ласково и нежно — Коленька, Ниночка, Пашенька, а можно совсем по-взрослому — Николай, Нина, Павел. Ласковым словом-именем можно воодушевить, а грубым — обидеть. Вспомните пословицы и поговорки о добрых и злых словах.
Дети. «Доброе слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое разрушает».
Воспитатель. Каждое имя имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться, что означает русское имя Владимир. Послушайте, как оно звучит: Владимир. Какие два слова вы здесь слышите? Владеет миром. Это большая ответственность. Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему. Ребята, а что означают ваши имена?
Воспитатель предлагает встать в круг и, взявшись за руки, рассказать о том, что означают имена детей. Если они затрудняются, нужно дать информацию: Виталий — «жизненный», Марина — «морская», Галина — «тихая, спокойная», Валерия — «непоседа», Евгений — «благородный», Кирилл — «повелитель», Константин — «постоянный», Владимир — «владеющий миром», Андрей — «мужественный», Виктор — «победитель», Игорь — «воинственный», Олег — «священный», Роман — «сильный», Сергей — «высокочтимый», Дарья — «побеждающая», Лариса — «чайка», Людмила — «милая людям», Наталья — «родная», Нина — «царица», Ольга — «священная», София — «мудрая» и т.д.
В старину, когда имен еще не было, людей называли любым словом, которое придет в голову. Им давали прозвища — «прозывали». Родится крикливый беспокойный мальчик — назовут его Буян или Будилко, потому что будил маму по ночам криком. Долгожданного сыночка назовут Жданом или Любимом. Если семья большая, детей называли по порядку рождения: Первак, Второй, Третьяк. Сейчас никому и в голову не придет называть своих детей такими именами. Потом от этих имен образовались фамилии Третьяков, Большаков, Нежданов и др. Позже детям стали давать имена в честь святых. К лику святых причисляли людей, совершивших славные поступки, за которые их благодарят и помнят о них. Среди русского народа сложились поговорки, дразнилки об именах. Воспитатель напоминает детям о том, что дразнилки проговариваются быстро, легко, они совсем не обидны, потому что это шутки.
Дети четко проговаривают дразнилки.
На гармошке громко заиграл Артемка,
Песни пел, плясать пошел, а потом совсем ушел.
Насте каша надоела, Настя кашу не доела,
Настя, кашу доедай, маме не надоедай.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку лезть было лень, искала булавку весь день.
Ксюша везла на возу козленка, козла и козу.
Лесок проезжала, часок подремала.
И проспала Ксюша в лесу козленка, козла и козу.
Таня-Таня, тра-та-та, а Танюшка-трататушка.
Виташка в фуражке едет на черепашке,
Ест кашу из чашки и чав-ка-ет.
У Валеры-тараторки тридцать три скороговорки,
Самая простая, знаете какая? Да вот она:
Хвастал храбрый краб три дня:
«Краба нет храбрей меня».
Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени?
Дети. Да.
Воспитатель. Послушайте стихотворение об имени М. Цветаевой «Имя твое — птица в руке...».
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
Воспитатель. Ребята, кто запомнил, с чем сравнивает Марина Цветаева имя? Дети. С птицей, льдинкой, мячом, бубенцом.
Воспитатель. Значит, как имя будет звучать?
Дети. Легко, звонко.
Воспитатель. Легко, остренько, прыгуче, звонко. Произнесите каждый свое имя и послушайте, как по-разному оно может звучать.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Об именах придумано много песен. Послушайте их!
Звучат песни (по одному куплету) об именах: «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «Александра» (муз. Н. Никитина, сл. Ю. Визбора и Д. Сухарева), «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского) и др.
Воспитатель. Послушайте стихотворение-загадку К.И. Чуковского «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка». о ласковых именах.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке - копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке - копеечку,
Манечке - копеечку,-
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
Воспитатель читает и просит ответить на вопрос стихотворения.
(Ответ: бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка.)
Воспитатель. Ребята, а как вас ласково называют дома?
Дети отвечают.
Воспитатель. Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени. По имени или по имени и отчеству. Это зависит от того, кто перед вами — взрослый или ребенок. Ребята, а что такое отчество?
Дети. Отчество — это имя отца.
Воспитатель. Взрослых людей зовут не только по имени, к нему прибавляют отчество, т.е. имя отца. Называя взрослого человека по имени и отчеству, вы проявляете уважение к нему. Ребята, когда вы станете взрослыми, вас тоже будут называть по имени и отчеству. Как же вас будут называть?
Дети отвечают.
Воспитатель. У каждого человека есть не только имя, но и фамилия. Назовите, пожалуйста, свои фамилии.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Почему фамилии у всех разные?
Дети. Потому что мы живем в разных семьях.
Воспитатель. Слово фамилия — нерусское, и в переводе с латинского языка оно означает «семейство», «семья». В большинстве семей у мамы, папы и ребенка одинаковая фамилия. Такая же фамилия может быть у дедушки, у бабушки, у близких родственников, которые все вместе составляют род. Все доброе, что делает семья в жизни, служит чести рода. Ребята, а какие ваши добрые дела могут послужить чести рода?
Дети. Если мы будем дружными, честными, помогать родителям и другим людям, заботиться о них.
Воспитатель. А еще над чем вам нужно поработать, чтобы совершать как можно больше хороших и добрых дел?
Дети отвечают.
Честь рода нужно беречь, не делать ничего такого, что может ей повредить: не обманывать, не обещать того, что не можешь сделать, не ссориться с друзьями, не оставлять родителей в старости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представления о родословной семьи
Представление о родословной семьи. Актуальность данной теме, цели, задачи, способы достижения результата....
Родословная семьи
Советы родителям по созданию родословной семьи....
Статья из опыта работы по проекту "Родословная" "Семья - поистине высокое творенье"
Семейные традиции - великая ценность,наше духовное богатство....
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....
Беседа "Родословное древо"
Задачи: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе;Воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью;Активизировать словарь на основе углубления...