Беседа «Родословная семьи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дуденкова Наталья Владимировна

История каждой семьи интересна и является частью истории нашей страны. Приобщая детей к изучению родословной своей семьи, воспитываем чувство уважения к старшему поколению, уважение к предкам. Изучая фамилии своих родственников, дошкольники отдают дань памяти предкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodoslovnaya_semi.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Родословная семьи»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.

Задачи:

– конкретизировать представления детей о происхождении имен;

 дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их значении в жизни семьи, сохранении чести рода;

– способствовать проявлению потребности в получении информации о своем имени, об истории семьи;

– формировать способы применения полученной информации в речевой, игровой деятельности.

Оборудование: аудиозаписи песен, связанных с именами («Надежда», «Александра», «Антошка», «Катюша»); аудиопроигрыватель.

Воспитатель. Ребята, предлагаю сегодня поговорить об именах. Зачем люди придумали имена?

Дети отвечают.

Воспитатель. У каждого из вас есть имя, оно выделяет вас среди других. Человек дорожит своим именем, ему нравится, когда к нему обращаются по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» — и ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Игорь, тебе здесь нравится?», и Игорь сразу поймет, что нам важно именно его мнение. В каких еще случаях мы называем человека по имени?

Дети. Когда что-то говорим о нем, когда хвалим.

Воспитатель. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Катя так красиво ноет!» или «Молодец, Денис. Он пропустил Машу вперед себя». И Катя, и Денис, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них. Когда ребенок появляется на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. С этим именем он проживет всю жизнь. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит: не поступай плохо. Каждого из нас можно назвать ласково и нежно — Коленька, Ниночка, Пашенька, а можно совсем по-взрослому — Николай, Нина, Павел. Ласковым словом-именем можно воодушевить, а грубым — обидеть. Вспомните пословицы и поговорки о добрых и злых словах.

Дети. «Доброе слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое разрушает».

Воспитатель. Каждое имя имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться, что означает русское имя Владимир. Послушайте, как оно звучит: Владимир. Какие два слова вы здесь слышите? Владеет миром. Это большая ответственность. Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему. Ребята, а что означают ваши имена?

Воспитатель предлагает встать в круг и, взявшись за руки, рассказать о том, что означают имена детей. Если они затрудняются, нужно дать информацию: Виталий — «жизненный», Марина — «морская», Галина — «тихая, спокойная», Валерия — «непоседа», Евгений — «благородный», Кирилл — «повелитель», Константин — «постоянный», Владимир — «владеющий миром», Андрей — «мужественный», Виктор — «победитель», Игорь — «воинственный», Олег — «священный», Роман — «сильный», Сергей — «высокочтимый», Дарья — «побеждающая», Лариса — «чайка», Людмила — «милая людям», Наталья — «родная», Нина — «царица», Ольга — «священная», София — «мудрая» и т.д.

В старину, когда имен еще не было, людей называли любым словом, которое придет в голову. Им давали прозвища — «прозывали». Родится крикливый беспокойный мальчик — назовут его Буян или Будилко, потому что будил маму по ночам криком. Долгожданного сыночка назовут Жданом или Любимом. Если семья большая, детей называли по порядку рождения: Первак, Второй, Третьяк. Сейчас никому и в голову не придет называть своих детей такими именами. Потом от этих имен образовались фамилии Третьяков, Большаков, Нежданов и др. Позже детям стали давать имена в честь святых. К лику святых причисляли людей, совершивших славные поступки, за которые их благодарят и помнят о них. Среди русского народа сложились поговорки, дразнилки об именах. Воспитатель напоминает детям о том, что дразнилки проговариваются быстро, легко, они совсем не обидны, потому что это шутки.

Дети четко проговаривают дразнилки.

На гармошке громко заиграл Артемка,

Песни пел, плясать пошел, а потом совсем ушел.

Насте каша надоела, Настя кашу не доела,

Настя, кашу доедай, маме не надоедай.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Под лавку лезть было лень, искала булавку весь день.

Ксюша везла на возу козленка, козла и козу.

Лесок проезжала, часок подремала.

И проспала Ксюша в лесу козленка, козла и козу.

Таня-Таня, тра-та-та, а Танюшка-трататушка.

Виташка в фуражке едет на черепашке,

Ест кашу из чашки и чав-ка-ет.

У Валеры-тараторки тридцать три скороговорки,

Самая простая, знаете какая? Да вот она:

Хвастал храбрый краб три дня:

«Краба нет храбрей меня».

Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени?

Дети. Да.

Воспитатель. Послушайте стихотворение об имени М. Цветаевой «Имя твое — птица в руке...».

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

Воспитатель. Ребята, кто запомнил, с чем сравнивает Марина Цветаева имя? Дети. С птицей, льдинкой, мячом, бубенцом.

Воспитатель. Значит, как имя будет звучать?

Дети. Легко, звонко.

Воспитатель. Легко, остренько, прыгуче, звонко. Произнесите каждый свое имя и послушайте, как по-разному оно может звучать.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Об именах придумано много песен. Послушайте их!

Звучат песни (по одному куплету) об именах: «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «Александра» (муз. Н. Никитина, сл. Ю. Визбора и Д. Сухарева), «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского) и др.

Воспитатель. Послушайте стихотворение-загадку К.И. Чуковского «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка». о ласковых именах.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке - копеечку,

Марусеньке - копеечку,

Машеньке - копеечку,

Манечке - копеечку,-

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

Воспитатель читает и просит ответить на вопрос стихотворения.

(Ответ: бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка.)

Воспитатель. Ребята, а как вас ласково называют дома?

Дети отвечают.

Воспитатель. Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени. По имени или по имени и отчеству. Это зависит от того, кто перед вами — взрослый или ребенок. Ребята, а что такое отчество?

Дети. Отчество — это имя отца.

Воспитатель. Взрослых людей зовут не только по имени, к нему прибавляют отчество, т.е. имя отца. Называя взрослого человека по имени и отчеству, вы проявляете уважение к нему. Ребята, когда вы станете взрослыми, вас тоже будут называть по имени и отчеству. Как же вас будут называть?

Дети отвечают.

Воспитатель. У каждого человека есть не только имя, но и фамилия. Назовите, пожалуйста, свои фамилии.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Почему фамилии у всех разные?

Дети. Потому что мы живем в разных семьях.

Воспитатель. Слово фамилия — нерусское, и в переводе с латинского языка оно означает «семейство», «семья». В большинстве семей у мамы, папы и ребенка одинаковая фамилия. Такая же фамилия может быть у дедушки, у бабушки, у близких родственников, которые все вместе составляют род. Все доброе, что делает семья в жизни, служит чести рода. Ребята, а какие ваши добрые дела могут послужить чести рода?

Дети. Если мы будем дружными, честными, помогать родителям и другим людям, заботиться о них.

Воспитатель. А еще над чем вам нужно поработать, чтобы совершать как можно больше хороших и добрых дел?

Дети отвечают.

Честь рода нужно беречь, не делать ничего такого, что может ей повредить: не обманывать, не обещать того, что не можешь сделать, не ссориться с друзьями, не оставлять родителей в старости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представления о родословной семьи

Представление о родословной семьи. Актуальность данной теме, цели, задачи, способы достижения результата....

Родословная семьи

Советы родителям по созданию родословной семьи....

Статья из опыта работы по проекту "Родословная" "Семья - поистине высокое творенье"

Семейные традиции - великая ценность,наше духовное богатство....

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....

Беседа "Родословное древо"

Задачи: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе;Воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью;Активизировать словарь на основе углубления...