Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «В гости к Водице-царице»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Диана Николаевна

Конспект совместной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_voda.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект

  совместной образовательной деятельности

с детьми

 «Экологический калейдоскоп «В гости к Водице-царице»

Старшая группа  

                                                                                             Воспитатель:    
                                                                                                 Д.Н. Смирнова

                                                  Санкт-Петербург

2020 год

Цель: Формирование у детей экологических представлений, направленных на восприятие природы как ценности и создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение водных ресурсов.

Программные задачи:  

Образовательные:

1.Расширять и углублять представления детей о разнообразии роли воды в природе.

2. Формировать представления о свойствах воды.

3. Активизировать познавательную деятельность детей к основам экологической культуры.

Развивающие:

1. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.

2. Развивать любознательность, инициативу ответов на вопросы, активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения

3. Развивать представления детей об основных источниках загрязнения воды, о процессе фильтрации.

4. Развивать и обогащать словарный запас детей за счет слов:

Воспитательные:

1.Воспитывать осознанное отношение ребенка к окружающей среде.

2. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, потребность и желание экономить воду, сохранять ее.

3. Формировать у детей активную жизненную позицию по природосбережению, экономии природных ресурсов.

Методы и приемы: введение в игровую ситуацию, вопросы, художественное слово, сообщения, побуждения к диалогу.

 Предварительная работа: беседы «Кому нужна вода», «Круговорот воды в природе», «Подводный мир», отгадывание загадок, просмотр журналов, иллюстраций по теме «Вода», малоподвижные игры “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов о воде, просмотр мультфильма «Беги, ручеек», «Заяц Коська и родничок».

Используемые технологии: информационно-коммуникативная –технология, личностно-ориентированная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: мультимедийная установка, стилус, презентация «Водица всему миру царица».

Ход деятельности:

1 слайд – Титульный лист.

Воспитатель: Ребята, хотите отправится в путешествие? Попробуйте угадать, к кому мы сегодня пойдем.

Загадка «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу»

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде. Есть такая поговорка «Водица всему миру царица». Как вы думаете, почему так говорят?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если вся вода исчезнет?

Ответы детей.

Воспитатель: Если бы у нас на планете не было воды, то Земля представляла бы собой безжизненный каменный шар. Исчезли бы прекрасные растения, пропали бы все животные, птицы и рыбы, но благодаря воде на планете кипит жизнь, поэтому водицу и назвали царицей. Вспомните, где вы видели воду в природе?

Ответы детей.

2 слайд. Различные водоемы.

Воспитатель: Представьте, что вам захотелось пить, можно ли пить такую воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Обычно мы пьем воду из крана, как же она туда попадает?

Ответы детей.

3 слайд.

Воспитатель: Из природных источников люди закачивают воду в большие емкости, из больших емкостей насосы закачивают воду до самых высоких этажей, прямо до нашего крана. Такую воду называют «водопроводной». Но и такую, вроде бы чистую воду, пить не совету. Воду сначала необходимо пропустить через фильтр, а потом вскипятить. А зачем мы это делаем?

Ответы детей.

Воспитатель: Кипячение убивает вредные микробы. А кто знает, какую воду мы используем для питья, горячую или холодную?

Ответы детей.

Воспитатель: Для приготовления пищи, питья мы используем холодную воду. Горячую воду в наших домах называют «технической», она нужна нам для стирки, мытья полов, она течет по батареям. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, которые защищают трубы от разрушения, они опасны для людей, такую воду пить нельзя.

4 слайд: Интерактивная дидактическая игра «Логическая цепочка» по теме «Чай». Дети составляют логическую цепочку: озеро-насос-холодный кран-фильтр-чайник-чашка. (Анимация)

Воспитатель: Вот помыли мы посуду, постирали белье в мыльной воде, куда же потом утекает грязная вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Люди не только используют воду, но и загрязняют ее. Использованную воду необходимо очистить, прежде чем она снова попадет в водоем. Если этого не делать,

погибнет много растений, животных. Погибнет природа. Наша планета просит помощи.
Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства.

5 слайд.

Воспитатель: Хотите сегодня побыть учеными и провести настоящий эксперимент? Эксперимент. На столах расположено по 2 банки с водой, какая в них вода?

Воспитатель: Совершенно верно! В одной банке вода прозрачная, чистая, а в другой грязная и мутная. Отпустите предметы (мелкие игрушки) в обе баночки, в какой банке предметы видны лучше?

Ответы детей.

Воспитатель: Уважаемые исследователи, а теперь мы проведем очистку воды.

Для этого необходимо взять чистую банку, поставить в нее воронку, на дно воронки уложить чистую салфетку, затем вату и слой бинта. Грязную воду аккуратно наливаем в пустую баночку через наш фильтр.

Дети самостоятельно проводят эксперимент.

Воспитатель: Вода стала чище? А куда же делась грязь?

Ответы детей.

Воспитатель: Грязь осела на фильтре, а вода снова стала чистой.

6 слайд.

Воспитатель: Наше государство много делает для защиты воды: строят очистительные сооружения, водохранилища, прокладывают новые трубы, чтобы не было утечки воды. Очищают берега рек и озер.

Есть в мире специальные организации, которые занимаются защитой окружающей среды, они хотят защитить нашу планету от загрязнения.

7 слайд.

На нашей планете есть такие места, где воды почти нет, но там живут люди. И им тоже нужна вода, где же они ее берут?

Ответы детей.

Воспитатель: Чаще всего для них источником воды является дождь.

8 слайд.

Воспитатель: Ребята, вода, которую собрали после дождя называется «дождевой», а как назвать воду, которая образовалась после таянья льда или снега?

Ответы детей.

Воспитатель: А вода наполняющая реку? Море? Озеро? Колодец? Родник? (игра на словообразование)

Ответы детей.

Воспитатель: Вода самое удивительное вещество на земле, она бывает в 3 состояниях. Твердом, жидком и даже газообразном.  Я загадаю вам загадки, а вы назовете, о чем я говорю.

9 слайд. На слайде картинки- анимации с ответами.

  1. Сыплется из туч горох,
    Прыгает к нам на порог.
    С крыши катится он в сад.
    Что такое? Это — …(град)
  2. Был водой, теперь летаю.

С виду я туман напоминаю. (пар)

  1. Бел, как мел.

      С неба прилетел.

     Целую зиму лежал,

     А весною в землю убежал (снег)

4.  Меня пьют, меня льют.
     Всем нужна я,
      Кто я такая?  (Вода)

 5.   Снова туча набежала,
      Очень сыро, мокро стало.
      Яркий зонтик раскрываем
      От него себя спасаем! (Дождик).
Динамическая пауза «Дождь»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)

А потом- потом- потом –

Все бегом-бегом-бегом. (Бег по кругу)

Стали капли поспевать,

Капля - каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. (Свободные движения пальчиками по телу)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой).

Воспитатель: Нам кажется, что на земле очень много воды, но почти вся вода соленая. Вспомните, где вода соленая, а где пресная?

Ответы детей.

10 слайд.

Воспитатель: Океаны и моря - самые большие хранилища воды на земле, вода в них соленая и непригодная для питья. Где же находится пресная вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Реки, озера, болота и ледники – это пресная вода. А задумывались ли вы, ребята, как возникает река?

11 слайд.

Воспитатель: Начало реки называют «исток», это может быть совсем маленький родничок, бьющий из-под земли. Бежит такой родничок между болотных кочек, собирает по пути таких же ручейков- путешественников, дожди, подземные воды и превращается в полноводную реку. У каждой реки есть «русло» - это путь, который выбрала себе река. В конце своего пути реки могут разветвляться на несколько «рукавов» и такое место реки называют «дельтой».  И, наконец, река добегает до моря. Место, где река впадает в море, называется «устье». Итак, все реки имеют исток- начало, русло- путь и устье- место, где река впадает в море или озеро. Кто может мне назвать и показать все части реки?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, под землей есть вода?

Ответы детей.

12 слайд.

Воспитатель: Под землей бегут реки, струятся ручейки, есть подземные озера.

Вода под землей бывает холодной и горячей, пресной и соленой. Иногда подземные воды выходят на поверхность, их называют родниками или ключами. Подземные воды наполняются дождевой водой, они питают реки, озера и ручьи, текущие по поверхности земли. Иногда из-под земли бьют горячие ключи, они называются «гейзерами».

А еще вода есть над нашими головами! Водяной пар всегда есть в воздухе, вода всегда испаряется с поверхности рек, морей, ручейков и превращаются в тучи и облака, которые состоят из крошечных капелек воды. А как пар превращается обратно в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда пар, находящийся в воздухе, соприкасается с холодным воздухом или предметом, он превращается в воду. Зимой капельки превращаются в крошечные льдинки, которые собираются вместе и преображаются в снежинки.

13 слайд.

Поиграем! Выберите слово, обозначающее воду в парообразном состоянии:

Течет, испаряется, застыла, упала.

14 слайд.

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее к воде в парообразном состоянии: Снег, снегопад, испарение, лед, град, пар, ледоход, талая вода, ручей, поднимается вверх.

15 слайд. (анимация)

Игра «Найди лишнее»

Лед, роса, капля, дождь.

Река, дождь, град, капля.

Сосулька, капля, снежинка, иней.

16 слайд.

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что у воды есть день рождения? Как люди празднуют этот праздник?

Ответы детей.

Воспитатель: 22 марта люди празднуют Всемирный день воды. В этот день все, кто любит природу и заботится о ней, выходят на уборку берегов рек, озер, спасают попавших в беду обитателей водоемов. Этот праздник- напоминание о том, что вода- чудо природы, без которой не возможна жизнь на земле.

Уже сегодня мы с вами можем беречь воду, не тратить ее зря. Как мы это можем сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы можем включать воду тонкой струёй, хорошо плотно закрывать кран. Когда чистим зубы - пользоваться стаканчиком. Можно собирать дождевую воду для полива растений, зимой использовать талую воду. Не будем мусорить на водоемах. Мы можем учувствовать в акциях по охране воды.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, 

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

Закрывай покрепче кран.

Чтоб не вытек океан!

 А теперь давайте мы немного отдохнем и поиграем. Вы Капельки, а я – Мама-тучка.

Игра «Капельки»

(Под легкую музыку дети выполняют словесную инструкцию)

Мама-Тучка подсказывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало

поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми

ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились

ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и

попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и

двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом

вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и

Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись

вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: Я верю, что после нашей беседы вы будете беречь природу, заботится о ней.

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,

Творите добро, кто еще не успел, -

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас не прячьте своей доброты.

Бездушье, безделье – гоните вы прочь!

Планета в беде! – вы должны ей помочь.

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердечке есть луч доброты.

Спасибо за внимание, до новых встреч и приключений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знаменитые петербуржцы"

Расширить представления детей о знаменитых петербуржцах, которые жили и работали на Васильевском острове.  (В.В. Бианки, И.А. Крылов, Ю.А. Васнецов). Познакомить с их творчеством через чтение худ...

Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, посвящённое 300-летию Санкт-Петербурга. Тема "Помним и благодарим".

Патриотическое воспитание. Расширить представления детей об истории своей страны. Привить любовь к своей Родине, своим близким бабушкам и дедушкам....

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми "В гостях у сказки"

Конспект НОД с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ "В гостях у сказки"...

Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"

Целью иетодической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде ...

Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"

Целью методической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде ...