Открытое занятие в старшей группе "Знают фокусники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развивать познавательную активность детей через детское экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»
в старшей группе
Тема: «Шоу фокусников»
Щепетова Вера Сергеевна
Воспитатель
.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Шоу фокусников»
Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская
Форма проведения: совместная деятельность
Место проведения: групповая комната
Направление: познавательно-речевое
Образовательная область: «Познание»
Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности
Программные задачи:
образовательные:
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;
-формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.
развивающие:
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
- умение использовать условную мерку.
воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
-проявлять внимание к малышам;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово
Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физкультминутка « У жирафа пятнышки»
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.
Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители; стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон
раздаточные: предметы для экспериментов, атрибуты фокусника.
Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физкультминутки под музыку.
Примерная структура занятия-экспериментирования:
1. Проблема (визит воспитателя с младшей группы)
2. Организационный момент (превращение в фокусников, деление на команды)
3. Психологический настрой (Игра «Зеваки»)
4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
6. Уточнение плана исследования (Д/Игра «Что сначала, что потом»)
7. Процесс экспериментирования
8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
9. Творческая деятельность детей.
Организационный момент:
В группу заходит воспитатель с младшей группы, здоровается и обращается к детям: "Ребята, у меня вот какая проблема: что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?
В: Ребята, как думаете, сможем помочь позабавить малышей?
Д: Сможем.
В: Татьяна Алексеевна, мы сейчас посоветуемся с ребятами, подготовимся и обязательно прейдём к вашим малышам.
В: Ребята, какие будут предложения?
Д: Можно нарисовать им рисунок, можно сделать поделку, можно подготовить концерт: стихи и песни, можно показать театр, можно показать забавные эксперименты-фокусы.
В: На чём остановимся?
Д: На фокусах-экспериментах.
В: Почему вы думаете, что им будет интересно?
(Дети)
В: Ребята нам нужно не только показать эксперименты , но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки?
(Дети)
В: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
В фокусников превратитесь!
(Воспитатель одевает шляпу)
В: Я тоже превратилась в фокусника и на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с бантиками и воротничками) – дети одевают, помогают друг другу завязывать.
В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?
(Дети)
В: (обращается к одному из ребенку), напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.
Л: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого одинаковые фигуры в одной команде.
В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.
(Дети называют фигуры)
В: Теперь каждая команда сделайте свой круг.
(Дети делают три круга)
В: Варя, посчитай, сколько человек в твоей команде?
(к другому ребенку), по сколько человек в командах?
Как можно по - другому сказать Илья?
( В командах по 5 человек)
В: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.
В: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».
( В центре экспериментальной деятельности 3 лотка, лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, ромб, прямоугольник).
В: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для работы.
(Дети расстилают клеёнки, несут лотки на столы)
(Воспитатель предлагает детям принести стулья на ковёр)
В: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру «Зеваки»
(Пока звучит бубен дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)
Основная часть
В: Вы молодцы, вижу все сосредоточились. И я приглашаю команду у кого была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно.
Д: 4, 3, 2, 1!
Что случиться, поглядим!
В: Первый фокус "Танцующее молоко"
В: Дима, напомни детям, что сначала будем делать?
Д/И игра : «Что сначала, что потом»
(Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску)
В: А потом, Валя?
( Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски)
(Дети выполняют)
В: Что получилось?
(Дети)
Воспитатель предлагает всем подойти и посмотреть результат.
В: Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
В: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
В: Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии. Что получается?
(Дети)
В: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.
В: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.
Дети подходят к лоткам.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Д: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
В: Следующий фокус «Магнитная сила»
Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи (имя ребенка).
Д/И игра «Что сначала, что потом»
( Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится)
В: А потом?
( Возьмём маленький магнит и посмотрим, сколько скрепок прицепится к нему)
Дети выполняют действия с магнитами.
В: Что можно сказать, почему так получается?
Дети: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.
В: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость?
Дети говорят свои выводы.
В: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом большим. Что можно сказать об этом?
Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.
В: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.
В: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Д:4, 3, 2, 1, что случится, поглядим.
В: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"
Галя объясни, что будим делать в этом эксперименте сначала?
Д/И игра «Что сначала, что потом»
( Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём растительного масла)
В: Как будим, наливать воду? (по стеночке стаканчика)
В: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок. Сироп отмерить до цифры 1, воду до цифры 2, а растительного масла столько сколько сиропа.
Это сколько, ребята? (До цифры 1)
В: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.
Воспитатель контролирует, помогает.
В: Что получилось, ребята?
Вывод: Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.
В: Почему, как вы думаете?
Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.
В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.
Ребята, а какие должны быть фокусники?
( Внимательные, ловкие, быстрые)
В: Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.
Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки"
В: Вы молодцы!
А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.
"Фиерверк из шаров"
В: Что будим делать сейчас?
Д/Игра «Что сначала, что потом»
Дети: Надуем шары и закрепим прищепкой. (дети берут шары и прищепки)
В: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.
Дети надувают.
В: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.
Дети отпускают.
В: Чей шар улетел дальше? Почему?
Вывод: Потому что он был больше. а значит в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.
В: А если шар не большой? (дети) Почему?
Заключительная часть
В: Я рада что, тренировка прошла успешно. Как вы думаете, теперь мы сможем пойти к малышам и показать наши фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему? (дети)
В: А ещё я хочу предложить вам подготовить младшим детям подарки своими руками. У кого есть желание, проходите за столы, подумайте, посоветуйтесь, что бы вы хотели сделать и приступайте.
Самоанализ занимательной деятельности
Занимательная деятельность проводилась с детьми старше- подготовительной группы. В количестве 15 чел.
По теме: «Развитие у детей познавательной активности, через детское экспериментирование». «Шоу фокусников»
Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности
Программные задачи:
образовательные:
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;
-формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.
развивающие:
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
- умение использовать условную мерку.
воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
-проявлять внимание к малышам;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово
Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка « У жирафа пятнышки»
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.
Правила безопасности при проведении эксперимента:
- работа под наблюдением взрослого;
-осторожно обращаться с емкостями;
Не брать руки в рот , и т.д.
Образовательная деятельность построена с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занимательная деятельность была построена на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей)
Принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей)
Принцип психологической комфортности (в знакомой обстановке, в игровой форме).
При планировании образовательной деятельности мною учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей (в группе были дети медлительные и малоактивные. На протяжении всего занятия старалась, чтобы в деятельности участвовали все дети (одни выполняли действия, другие наблюдали, все дети участвовали в психогимнастике, физминутке, в дыхательной гимнастике). Постоянно активизировала внимание детей за правильным и аккуратным выполнением эксперимента (что способствовало поддержке дисциплины и самостоятельности.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:
Практический метод (эксперименты выполняли сами)
Словесный метод (вопросы и ответы)
Приём эмоциональной заинтересованности (помощь воспитателю и младшим детям)
Психологический настрой (М.П.Игра «Зеваки»)
Игровой приём (превращение в фокусников, атрибуты)
Метод контроля и стимулирования (Д.Игра «Что сначала, что потом», похвала, аплодисменты)
Использованные методы способствовали организационному выполнению поставленных задач перед детьми.
Использование метода работы детей подгруппами всегда вызывало осложнение, т. к. детям нужно самостоятельно делиться на подгруппы и выполнять эксперимент вместе со всеми одновременно.( Но, дети с этим справились)
Работоспособность детей была на протяжении всей деятельности, каждому хотелось поучаствовать в эксперименте и сделать свой вывод.
Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на решение проблемной ситуации.
Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
По итогам исследований отчитывались о проделанной работе, что позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы.
Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.
Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)
Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...
К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос
Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»
Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых ци...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».Тема: « Мальвина в гостях у ребят»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математич...
Открытое занятие в старшей группе по экологии. Тема занятия: « Воздух»
Открытое занятие в старшей группе по экологии.Тема занятия: « Воздух»...