Конспект НОД по познавательному развитию « Про зелёные леса и лесные чудеса» для детей 6 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6 лет "Про зеленые леса и лесные чудеса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию ( формирование целостной картины мира) « Про зелёные леса и лесные чудеса» для детей 6 лет.

Вид НОД: тематическое.

Форма обучения: викторина.

Цель: Всесторонне развивать личность ребёнка, прививать любовь к родной природе.

Задачи: развивающие – развивать логическое мышление;

обучающие -  расширять кругозор детей; формировать умение работать в команде;

воспитательные – воспитывать чуткое отношение к родной природе: животным, к растительному миру.

Интеграция образовательных областей: познавательная, физическая, речевая.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа:  конверт с письмом, разучивание стихотворения, беседы о лесе, кто живёт в лесу, что растёт в лесу, отгадывание загадок, фишки, дидактические игры, рассматривание картинок с природой и животными , грибов; составлении описательных  рассказов о птицах, о  животных; благодарности.

Словарная работа:  егерь,  лесник, царство растений,  грибное царство,  царство птиц, звериное царство, цветочное царство,  лесные правила.

Планируемый результат:  У детей сформируется умение работать в команде, разовьётся логическое мышление, расширится кругозор детей, они будут бережно и с любовью относиться к природе.

Средства и оборудование:  методические – наглядные пособия;

организационные – столы, стулья, жюри, награждение, игрушка белки и зайца, жетоны.

Ход НОД:

  1. Вед. : Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас всех на нашем мероприятии: «Про зелёные леса и лесные чудеса».

На адрес детского сада пришло письмо(показывает конверт), мы сейчас прочитаем  письмо:

 «Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы – лесные жители, приглашаем вас в гости. У нас прекрасный лесной, зелёный  дом, который называется лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов. Приходите к нам в гости. Мы приготовили для вас интересные игры, загадки, над которыми нужно потрудиться.

Добрые лесные жители».

Ну что, ребята, отправимся в путешествие?

Дети: Да.

Вед. : Только мы отправимся не за грибами, не за ягодами, а за чудесами. Да, да за чудесами! Тут написано заклинание, которое поможет нам очутится в лесу, готовы?

Дети: Да.

Вед.: ( Все дети встают в круг и ведущий читает заклинание, дети делают движения по тексту)

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперёд,

А затем наоборот,

Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

Ну-ка, дружно все  присели

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладоши:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

Ну вот, мы и попали в лес. (Дети садятся на стулья).

2.Ребёнок:(читает стихотворение)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой,  не утаи:

Ты ведь знаешь –мы свои!

Вед.: Скажите,  пожалуйста, кто живёт в лесу? (Ответы детей).

Вед.: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнёзда, берлоги.

-  Как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей).

-  Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей).

-  Зачем люди ходят в лес? (Ответы детей).

- Как надо относиться к лесным обитателям? (Ответы детей).

-  Почему нельзя в лесу шуметь? (Ответы детей).

- Сок, какого дерева очень полезен людям? (Ответы детей).

-  Какую пользу приносит лес людям? (Ответы детей).

Лес – это прекрасная планета, полная чудес и загадок. В лесу живут животные, птицы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но,  к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей неповторимый  вред!

И так , мы с вами в лесу и отправляемся в путешествие. У нас есть 2 команды: «Бельчата» и «Зайчата».  Я надеюсь, что вы покажите свои знания о лесе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А чтобы правильно отвечать на вопросы,  надо внимательно слушать вопросы.

За каждый правильный ответ я буду давать жетоны, кто больше соберёт жетонов тот и выиграет. И так начинаем:

 1 остановка –«Царство растений».

Посмотрите вокруг, как много растений. Они делятся на 3 группы: деревья, кустарники, травы. Я вам загадаю загадки, вы их отгадываете и получаете  жетон:

  1. Много рук, а нога одна.  (Дерево).
  2. Весной веселит, летом холодит.

Осенью питает, а зимой согревает.  (Лес).

  1. Я на дерево похож, да не дерево:

у него один ствол, да большой,

У меня много, да маленьких. (Кустарник).

  1. Росла на лугу, оказалась в стогу.  (Трава).

Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь вопрос для зрителей: Ребята, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей).

Вы тоже молодцы, они очищают воздух, дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из древесины можно изготавливать – мебель, бумагу, посуду, строят дома, а дрова используют как топливо для обогрева домов в холодное время года.

А ещё деревья делятся на две большие группы: хвойные и лиственные, а среди лиственных выделяют ещё плодовые.

Следующие вопросы  для команд: Назовите деревья, которые вы знаете? Кустарники? Травы? (Ответы детей). Молодцы!

Дидактическая игра « Зелёный мир»

 (дети отвечают на вопросы воспитателя).

- У какого растения есть ствол? (у дерева)

- Какие растения растут низко? (травянистые растения, трава)

-На чём растут листочки у деревьев и кустов? (на веточках)

- А у травы и цветов? ( на стебле или просто рядом с ним0

- На каких растениях вьют гнёзда птицы? ( на деревьях, иногда кустах)

- Какую часть растения больше всего любят пчёлы и бабочки? (цветок)

- Какой частью растение пьёт влагу из земли? (корнем)

- Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (лекарственные растения)

Загадки

Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте их расколдуем, поможем им вспомнить их названия.

1.Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем (Ель)

2..Стоит Алена

Платок зеленый

Тонкий стан

Белый сарафан. (Береза)

3.Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Елка)

4.Он качает пышной кроной,

Шелестит листвой зелёной.

Погляди, среди ветвей,

Сколько спеет желудей. (Дуб)

Игра «С какого дерева листочек?»

А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру. Соединить дерево и лист.

(Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек

и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы дается

карточка).

Вед.: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Отправляемся дальше.

2 остановка в нашем путешествии – «Грибное царство».

Вед: Многие из вас ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный – в нём растут загадки. А это ещё интереснее. Какие же загадки « растут» в нашем лесу. Послушайте и отгадайте (отгадка сопровождается показом картинок)

1.Ой, какой грибок хороший,

Ярко-красненький,  в горошек!

Будет супчик ароматным

И на вкус таким приятным…

Только слышен дружный хор:

- Нет! Ведь это - … (мухомор).

2.Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растёт сосновом.

Рады бабушка и дед:

- Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Этот крепкий … (боровик).

3.Скромный, тоненький и бледный…

Только гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту бледную … (поганку).

4.Что за ребятки в пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?          

Очень дружные ребята,

У пенька живут... (опята).

Вопросы к детям:

-Все ли грибы можно есть? Почему?

-На какие две группы можно разделить грибы ?

-Скажи, какие правила сбора грибов ты знаешь ?

-Какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов

можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)

Вед.:  Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно относиться к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы, так как животные могут съесть и ядовитые для людей грибы и не отравиться.

Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды, а что это за ягоды отгадайте:

Бусы красные висят, красна, сладка, душиста

Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи ( малина, земляника) 

Вед.: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, отправляемся дальше.

3 остановка - « Царство птиц »

Вед.:  Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей) Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.

Загадки  и рассказы о птицах:

Кто стучит в лесу с утра?

 Отвечай-ка детвора,

 То: "Тук-тук", то: «Так, так, так!"

 Строит дом другим чудак,

 В красной шапочке приятель,

 Кто же он?- Конечно … (Дятел)

Рассказ о дятле.

Один из голосов, который мы слышим в лесу – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну–  летит за другой. В народе дятла называют «лесным доктором», т. к. он уничтожает насекомых-вредителей.

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья белобока, а зовут её ... (сорока)

Рассказ о сороке.

Сорока строит гнездо из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи высоко над землей в кроне деревьев. Лакомиться сорока насекомыми, гусеницами, мелкими животными.

Вопросы викторины:

1. Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие).

2.Что значит – перелётные? Назовите их. (Ответы детей)

3.Что значит – зимующие? Назовите их. (Ответы детей) 

4. А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой ?(Ответы детей) 

Игра «Птицы»

Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы, галки и стрижи, комары, чижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы, аисты стрижи, галки и чижи!»

4 остановка - « Звериное царство »

Вед.: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё -отгадайте:

  1.Быстрый, маленький зверек.

По деревьям скок да скок .(Белка)

Рассказ о белке.

Белка строит гнездо из веток на елке и спит там, в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом. Осенью белочка запасает орехи, желуди и сушит много грибов на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный и ловкий зверек. Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он – как парашют – поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие.

  2.Желтая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла…(Лиса).

Рассказ о лисе

У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.  Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука. Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Следовательно, лиса – хищное животное. Очень красив у лисы хвост. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая плутовка от погони.      

  3.Под кустами, под елками

Катится клубок с иголками. (Еж). 

Рассказ о еже .

Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Могут, есть грибы и ягоды. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду разворачивается, и она его съедает.

 4.Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)

Рассказ о волке .

Волк – крупный зверь, напоминает собаку; «Серый, зубатый, злой…» - так говорят о нем. Волк ест все, что может поймать, и всех, кто слабее его. В рацион питания входят: олени, лоси, косули, кабаны, антилопы. Помимо крупных животных большую роль в питании волков занимают зайцы, суслики, грызуны. В летний период едят рыбу, птиц, лягушек, гусей и уток. Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу.    

  5.Маленький, беленький:

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц).

Рассказ о зайце .

У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы лучше маскироваться в лесу Заяц – растительноядное животное. Летом он охотно поедает злаки, лишайники, овес и клевер. Зимой, когда большинство пищи находится под снегом, он поедает кору различных деревьев и кустарников.

  6.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось).

Рассказ о лосе

«Лесной великан», - говорят о лосе. У лося широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а новые начинают расти только весной.  Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен. Лось – мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами и копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.

  Задание:

Смешались дикие и домашние животные. Нужно домашних расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка.

- Где живёт лиса  в лесу? (в норе)

-Медведь? (в берлоге). 

-Белка? (в дупле).

-Волк? (в логове).

- Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом?

А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие).   Конкурс «Эрудит»

Вед.:  Команды показали свои знания о животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Каждая команда называет слова по цепочки, кто назвал больше тот и выиграл .

Назовите животных по цепочки, «Кто больше?»

 5 Остановка – «Цветочное царство»

 Вед.: Сегодня мы побывали с вами вы настоящем лесу. Понравилось вам лесное путешествие?  Ребята, но вот мы и очутились на цветочной полянке, ведь в лесу еще растут цветы.

-А какие цветы вы знаете? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами соберём из частей открытку и узнаем, что за цветок у каждой команды. Кто первым сложит открытку, та команда и победила.

Ребята, но вот мы и побывали в гостях у лесных жителей, а скажите ,кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и голос птичий

Охраняет — кто?..

Дети: Лесничий.

Вед.:: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу. В чём

заключается работа лесника? (ответы детей) 

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

   Лесные правила.

 Если в лес пришёл гулять,

 Свежим воздухом дышать,

    Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Мусор с травки убирай.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки - не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу- всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

3.Подведение итогов

Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о лесных жителях. Если вы заинтересовались жизнью животных, то можете прочитать о них в произведениях Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина и других писателей.

Награждение команд.

Литература:

- Картотека пальчиковых и малоподвижных игр.

- Хрестоматия для детей 6-7 лет, стихотворение « Здравствуй, лес, дремучий лес…».

- Сборник загадок , составитель Карпенко М. Т.

- Произведения :Паустовского,  Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников 4-5 лет "Лесные звери"

Образовательная область "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим миром) для детей 4-5 лет....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Лесные тайны» (приметы ранней весны)

Цель: развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира в весенний период.Задачи: уточнить и систематизировать знания детей  о весенних изменениях в природе.Способств...

Конспект ОД по познавательному развитию на тему: «Путешествие на остров Чудес» в подготовительной группе

Конспект итоговой ОД по познавательному развитию  на тему: «Путешествие на остров Чудес» в подготовительной группе...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающих технологий)

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и позн...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающих технологий)

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и позн...