НОД "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе
«Удивительные свойства воздуха»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_udivitelnye_svoystva_vozduha.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе №12
«Удивительные свойства воздуха»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Воспитатель: Панова О.П.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
- Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.
- Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
- Воспитывать познавательный интерес.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.
Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.
Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, салфетки, халаты по количеству детей, аудиозапись.
Ход образовательной деятельности.
№ | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | Организационный момент - Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение) — ДОБРОЕ УТРО!!! | - Станем рядышком по кругу Скажем «здравствуйте! Друг другу Нам здороваться ни лень Всем «привет» и «добрый день» Если каждый улыбнется Утро доброе начнется |
2 | - Ребята, скажите, что нас с вами окружает? - Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? - Молодцы! Для чего нам нужен воздух? Сделайте глубокий вдох, выдох. - Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? - А без воздуха? - Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? - В лаборатории надо соблюдать определенные правила какие? - А чтобы попасть туда, надо произнести волшебные слова. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество — внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность. -Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты - Вот мы и попали с вами в лабораторию. Но первым делом, мы с вами должны будем надеть специальную одежду - Итак, начинаем. - Ребята, скажите, вы видели воздух, где он находится? - Как можно проверить, есть ли здесь воздух? Попробуйте его поймать. - Не получается? - Опыт №1 «Поймай воздух». Я предлагаю поймать его с помощью пакетов. - Что произошло с пакетами? -Что в них находится? - Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его. - Как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (Воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). - Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? - Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. - И какой воздух? Опыт № 2. «Увидим воздух» - Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? - Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? -Почему? - С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? - Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? -Все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Дыхательная гимнастика: (медленный вдох-выдох на 4 сек). Подыши другой ноздрей – И к тебе придет покой «Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз). - Итак, сделаем вывод Опыт № 3. «Слышим воздух» - А как в природе мы слышим воздух? Ставится аудиозапись «Звуки природы» - Сделаем вывод. - Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок, просто подув ртом - и при помощи веера - Что мы с вами чувствуем? - Ветер – это и есть движение воздуха. Где мы с вами можем увидеть движение воздуха? - Вывод Опыт № 4. «Узнай по запаху» - Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? -. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? Вывод - А теперь скажите, как мы можем объяснить, что в столовой пахнет пирожками, а на лугу – цветами - Ребята, это движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Сделаем вывод | -Дома, деревья, птицы, животные - Пища, вода, воздух -Дышать - Несколько дней - Не больше 5 минут - Лаборатория. - Соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Дети повторяют, затем идут до столов Дети надевают халаты - Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома. Дети ловят руками воздух Дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками - Они надулись, стали выпуклыми, упругими. - Воздух - Прозрачный, невидимый, бесцветный - Воздух -Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный - Пузырьки воздуха - Нет. - Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Ответы детей - Через нос и рот. Дети выполняют - Воздух легче воды. Воздух можно увидеть. Воздух внутри нас. - Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха – свист, вой, шелест листвы Дети отгадывают - Воздух можно услышать Дуют Машут веерами -Ветер - Качаются деревья, бегут облака, листья летят, метет снег - Воздух движется - Без запаха - Без вкуса - Воздух не имеет вкуса и запаха Ответы детей - Воздух переносит запахи |
Физкультминутка. Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. | ||
А теперь давайте немного поиграем. Д/и «Кому нужен воздух?» - Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети. - Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют) - А то, чему воздух для жизни не нужен(обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют - Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. - Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы думаете, какой воздух чище: в городе или лесу? - Почему вы так думаете? - Почему воздух становится грязным? - Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить воздух? - Правильно, чтобы воздух наш был чистым, нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать деревья. | Дети играют - дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. - камню, сапогу, столу - называется неживая природа. - В лесу - Ответы детей - Выхлопные газы машин, едкий дым от свалок, промышленные отходы из заводских труб и др.) - Ответы детей | |
3 | -Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? - Какой опыт вам показался интересным больше всего? - Что вы сегодня узнали нового? - Хорошо, сейчас я вам буду говорить утверждения, а вы говорить «да» или «нет» Будьте внимательны! 1. Воздух окружает нас со всех сторон . 2. Воздух можно услышать . 3. Воздух голубого цвета . 4. Воздух прозрачный, не имеет цвета . 5. Воздух имеет свой вкус (нет). 6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов. 7. Человек может жить без воздуха . 8. Ветер – это движение воздуха. Молодцы, ребята! А теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Снимаем специальную одежду. Давайте встанем с вами в круг, закроем глаза и сосчитаем до пяти. - Вот мы и в саду. Молодцы, ребята! Хорошо поработали! И в подарок хочу подарить вам воздушные шарики. Ребята, чем они наполнены? Молодцы! | - Ответы детей - Ответы детей - Ответы детей
- Ответы детей -Воздухом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Воздух. Свойства воздуха!
Исследовательская работа...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»
Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....