Учебно-наглядное пособие для детей младшего возраста "Сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Королева Надежда Юрьевна

Учебно-наглядное пособие «Сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка» МАДОУ "Детский сад" №8 г. Энгельс, 2020

Методическое пособие «Сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка".

Введение

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие, т.е. на непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, в способности воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира.

Для сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Одним из пособий для сенсорного развития дошкольников является сенсорная адаптационно-дидактическая юбка. Содержание Сенсорная юбка это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. Ребята манипулируют с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. В процессе этой игры дети отвлекаются от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми в процессе адаптации к образовательному учреждению. Когда не получается справиться самому, дети обращаются к педагогу. Между взрослым и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.

Цель: Сенсомоторное развитие детей, а так же создание благоприятного психологического климата в процессе адаптации.

Задачи:

1.Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.

2.Развитие эмоционально-волевой сферы.

3.Развитие восприятия, сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

4.Развитие творческих способностей, воображения, речи.

5.Развитие познавательной и исследовательской активности.

6.Развитие мелкой моторики.

7. Развитие коммуникативных способностей.

Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, воспитателям в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Для изготовления юбки требуется: материал четырёх цветов красный, желтый, синий и зелёный. На юбку нашиваются: - карманы, пуговицы разных размеров и цветов; - атласные ленты разной длины, ширины и цвета; - колокольчики, различные по звучанию. А также дополнительно: - геометрические фигуры разные по цвету и размеру; - мешочки с наполнениями (орехи, вата, греча и т.п.); - катушки для наматывания ленты; - бусинки разных цветов и размеров;

Правила, при создании юбки:

1. Юбка должна быть обучающей и развивающей.

2. Юбка должна быть многофункциональна.

3. Юбка должна быть привлекательна для детей.

4. Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям.

5. Юбка должна быть удобна для детей и педагога.

Юбка изготовлена из ткани четырех цветов: красный, зеленый, желтый, синий. Это способствует изучению цвета детьми.

Юбка проста в изготовлении, многофункциональна.

1. Яркая, нарядная, всегда привлекает к себе малышей.

2. Все детали можно снять, поменять, добавить.

3. Одновременно несколько детей могут на ней играть.

4. Если снять юбку и разложить ее на полу, она превращается в развивающий коврик.

5.Сенсорные юбки полны сюрпризов и секретов.

Игровые приемы с сенсорной юбкой

«Дифференциация по цвету» Ребенку предлагается разложить разноцветные орешки, геометрические фигуры по карманам, соответствующего цвета. В зеленый кармашек – зеленые предметы, в желтый – желтые, в красный – красные, в синие - синие.

«Дифференциация по форме» Ребенку предлагается разложить фигуры по форме в карманы. «Что в мешочках?» Наполните полотняные мешочки гречкой, ватой, орехами, фасолью, шишками и предложите детям на ощупь найти одинаковые. И парами повесить на пуговицы.

"Угадай на ощупь" Форма. Положите в кармашки юбки различные детали деревянного конструктора (кубик, шарик, треугольник, "кирпичик"). Предложите детям на ощупь определить, какая фигурка лежит в кармашке. Затем обсудить, что из них можно построить.

Фактура. Приготовьте дощечки с разной поверхностью (искусственный или натуральный мех, наждачная бумага, фланель или байка, застывшие капли воска, кусочек веревки, большие и маленькие палочки, клеенка или фольга, бархат, вельвет или джинсовка). Разложите их по кармашкам. Предложите детям потрогать дощечки. Объясните, что у всех дощечек разная поверхность (шершавая, гладкая, мягкая и т. д.).

"Какой овощ, фрукт…" Наполните кармашки юбки муляжами овощей (фруктов), фигурками животных, маленькими игрушками и т. д. Предложите детям их обследовать, а затем угадать, кто или что спряталось в кармашке. После этого вместе с детьми сочинить историю, где главным героем будет угаданный предмет.

«Разноцветные прищепки» Предложите ребенку тремя пальцами прицепить прищепки на ленту. Прицепить правой рукой, а отцепить левой. Прицепляя прищепки чередовать по цвету.

«Заплети косички» Предлагаем малышу заплести косичку из лент.

«Катушка» На катушку ребенок может наматывать ленточку.

«Шнуровка» Предложите ребенку поиграть в различные виды шнуровок.

"Разложи фигуры» Детям предлагается разложить набор фигур в карманы по заданному образцу. «Большие и маленькие»

Юбки служат не только пособием для сенсорно-моторного развития. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место. Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей к детскому саду. Итоги реализации.

В МАДОУ детский сад №8 в  гр раннего возраста была изготовлена адаптационно-дидактическая юбка и фартук. Педагогами нашей группы широко применялись данные пособия во время адаптации детей к дошкольному учреждению. Данное пособие использовалось на игровых занятиях с детьми и во время приема детей. Педагоги увлекали малышей интересными играми, превращаясь в сказочную фею и погружали детей в мир сенсорного развития.

В результате комплексного подхода и применения разнообразных методических пособий, таких как сенсорные юбки, процесс адаптации детей проходил более благоприятно. В процессе работы с методическим пособием у детей лучше закреплялись сенсорные эталоны (цвет, форма, размер). Закреплялись навыки расстегивания и застегивания пуговиц, кнопок, замков. Развивалась мелкая моторика. Методическое пособие сенсорно-дидактическая, адаптационная юбка: - способствовала сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста; - способствовала созданию благоприятной психологической атмосфере в группе в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.

Список литературы.

 2013. 2.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004. 3.Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ.

Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое дидактическое пособие для детей младшего возраста «Умелые прищепки»

Игровое пособие  заключается в том, что бы при помощи разного цвета прищепок "дорисовать", "оформить" картинку. Это могут быть плавники рыбки, капельки от тучки, листочки от стебелька, лепестки о...

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорный планшет» Методические рекомендации

Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Презентация дидактического пособия для детей раннего возраста "Сенсорный куб"

Презентация дидактического пособия для детей раннего возраста "Сенсорный куб"...

Дидактическое пособие по познавательному развитию "Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка» (младший возраст)

Пособие предназначено для успешной адаптации детей к условиям ДОУ,  для создания благоприятногопсихологического климата в процессе адаптации....

Дидактическое пособие для детей младшего возраста «Волшебный чемоданчик»

Дидактическое пособие адресовано воспитателям детских садов, родителям, а также  малышам. Игры, использованные в чемоданчике не новы, но собранные в одном пособии являются очень удобным для изуче...

Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная адаптационно - дидактическая ширма «Времена года»

Дидактическое пособие «Сенсорная адаптационно -дидактическая ширма», создано в первую очередь для работы с детьми в период адаптации к детскому саду. Когда дети видят необычный новый для н...