Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Метелева Наталья Викторовна

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром "Мой край родной".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой край родной»

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с родным краем.

Задачи:
1. Образовательные задачи:
 

- дать знания о богатстве родного края;  

- расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера;

- закреплять умение овладевать методом объемной аппликации.
 
2.Развивающие задачи: 

- учить употреблять в своей речи национальные термины;

- развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;            

- развивать самостоятельность в выборе темы и материала для аппликации.
 
3.Воспитательные задачи: 

- воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края;

- воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них;

- воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.
 
Методы и приемы:

  • художественное слово, пословицы, загадки, дидактические игры: «Найди и опиши», «Что, где растёт»;
  • использование слайдов;
  • музыкальное оформление; 
  • нетрадиционный метод рисования;
  • подвижная игра «Хэйро»;
  •  использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа.

 Наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему «Северный край», чтение хантыйских сказок и рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце).

Материалы: Карта ХМАО -Югры, , глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге).
 
Ход занятия

  Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать я не скажу, предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.  В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их.

Воспитатель: И так, путешествие начинается.  Что это за шар?

 (На столе стоит географический глобус)

Дети: Глобус.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Глобус -  это макет нашей Земли.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: - Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель: - А как же называется наша страна?

Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

Дети: - Город Москва.
Воспитатель: Помогите мне найти на карте Россию то место, где проживаем мы. (Дети показывают Россию на глобусе)

 Воспитатель: Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?

Дети: Родной край
Воспитатель: Это большая или малая Родина?

Дети: Это малая Родина.
Воспитатель: Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: Наша малая Родина называется - Югра
Воспитатель: А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель:  Где расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или в средней полосе России?

Дети: Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель:  Как называется главный город Ханты – Мансийского автономного округа?

Дети: Город Ханты - Мансийск.
Воспитатель: Много разных районов находится в Ханты – Мансийском автономном округе. (Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа) Как  называется наш город?
Дети:  Покачи

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, город Покачи на карте Ханты – Мансийского автономного округа? (Дети показывают город Покачи).

Воспитатель: Как вы думаете, почему наш город получил название Покачи?
      «Название города произошло от хантыйского рода Покачевых, на чьих землях в 1970 году 21 разведочная скважина подтвердила наличие промышленной нефти. Началось развитие посёлка. В 1984 году началось строительство нового посёлка в 15 км от старого. В 1992 году посёлку был присвоен статус города».

  Воспитатель: Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ?

  Дети: Здесь добывают нефть, газ.
  Воспитатель: Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и        нефтью не только югорчане.  Газ и нефть отправляют по трубам в другие государства.

 Воспитатель: Ребята, назовите коренных жителей нашего края?

Дети: Ханты и Манси.

Воспитатель: Чем занимается коренное население?

Дети: Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.
Воспитатель: Что такое дикоросы?

Дети: Это грибы и ягоды.

Воспитатель: Какие же ягоды растут в нашем краю?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.
Воспитатель: Какие деревья и кусты растут в нашем краю?

Дети: Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды. (Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.)

Воспитатель: Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут в нашем родном краю.
 Воспитатель: Что это за сооружение? (показывает чум)

Дети: Чум.

Воспитатель: Что такое чум?

Дети: Это жилище хантов.

Воспитатель: Почему они живут в чумах?

Дети: Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.
Воспитатель:  Для чего это необходимо делать?

Дети: Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.
Воспитатель: А из чего сделан чум?

Дети: Чум покрыт шкурами оленей.

Воспитатель: Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?

Воспитатель: Правильно, свою одежду они шьют из шкур оленя. Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.
Воспитатель:  Ноги обуты в кисы и бурки.
Воспитатель: Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Свою одежду коренные жители украшают орнаментом.
Орнаменты бывают разные: оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.
 Все узоры взяты из природы.
  
Воспитатель: дети народов ханты и манси, как и вы очень любят играть в подвижные игры. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Слово «хэйро» означает «солнце».

  Проводится национальная игра народов Севера «Хэйро».

(Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).  Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам   украсить хантыйский наряд, заготовки мы уже подготовили, вам осталось решить какими узорами раскрасить наряд, подумайте и приступайте к работе.
(Даю возможность определиться с решением, подобрать нужный материал и закончить работу).

Итог.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу Югре.

Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свои умения. Спасибо за ваш труд!
- Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)

Спасибо,  наше путешествие по родному краю закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений c элементами ИЗО "Аквариумные рыбки"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений    c элементами  ИЗО  по нетрадиционной техн...

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги

Материал подготовлен для занятия с детьми логопедической группы....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепкой на тему: «Откуда появилась дымковская игрушка, особенности её росписи».

Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...