Проект "Удивительные зеркала"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» села Турочак
Педагогический проект
«Удивительные зеркала»
Автор проекта: Лобакова Марина Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
с.Турочак, 2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный,(одна неделя).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги группы.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Данный проект может оказаться полезным, доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующий больших финансовых и материальных затрат.
Общие сведения о ДОУ
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» расположен по адресу: индекс 649140, Республика Алтай, Турочакский район, село Турочак, ул. Зеленая, 14. Рабочий телефон: 8(388)43 22-5-98.
Учредитель: Отдел образования Турочакского района МО «Турочакский район».
Детский сад работает в режиме 5-дневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов – с 07.30 до 18.00.
Дошкольное учреждение имеет 5 возрастных групп.
В детском саду образовательную деятельность ведут квалифицированные специалисты и педагоги.
Детский сад реализует Образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Также в детском саду ведется дополнительное образование детей по программе «Ожидание чуда».
Постановка проблемы
У детей возникают вопросы «откуда появились зеркала?», «кто их создал?». Недостаток знаний о зеркалах, их возникновении, их свойствах, их использовании в жизни человека наблюдается у детей дошкольного возраста. Не всегда объяснить о природе зеркал можно быстро и легко, поэтому расширить знания детей можно через опыты, рассказы и наблюдения совместно с взрослыми.
Актуальность темы проекта
В жизни каждого человека зеркало играет важную роль: с него начинается утро — человек умывается, приводит себя в порядок, заглядывает в него в течение дня, но не задумывается о том, сколько хранит оно интересных тайн и открытий.
Иногда хочется заглянуть за зеркало и увидеть своего двойника. Интересно, а почему у двойника в зеркале все наоборот, все шиворот – навыворот: правая рука – там левая, левая нога – там правая.
Влево, вправо, поворот,
В нём же - всё наоборот!
Нам захотелось побывать в стране наоборот и узнать, откуда взялись зеркала и есть ли в них какая – то тайна?
Цель проекта: расширение знаний и понятий об окружающем мире через изучение информации о зеркалах, их свойствах, влияние зеркала на человека, анализ и обобщение полученных факторов.
Задачи для достижения поставленной цели:
Формировать знания о природе зеркал;
Изучить историю возникновения зеркал;
Закрепить правила обращения с зеркалами;
Развивать интерес детей к предметам окружающего мира, любознательность, мышление.
Практическая значимость проекта состоит в разработке эффективной системы мероприятий, направленных на расширение знаний детей об окружающем мире.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы.
Постановка цели и задач.
Отбор эффективных технологий работы в данном направлении.
Отбор содержания деятельности в рамках проекта.
Создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды для детей и родителей.
2. Практический этап
Собрать и изучить информацию об этом удивительном предмете – зеркале.
Дети поэтапно получают информацию об истории возникновения с древних времен, проводят эксперименты с зеркалами.
3. Заключительный этап
Обобщение и анализ работы в данном направлении.
Обсуждение результатов проекта на итоговом родительском собрании в группе, педагогическом совете ДОУ.
Выработка стратегии дальнейшей работы с семьями воспитанников группы.
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты деятельности в рамках проекта
Наличие у участников проекта четкого представления о зеркалах и их свойствах. Положительное отношение ко всем участникам работы над проектом. Продолжение сбора информации совместно с родителями по теме проекта.
Ожидаемый результат для детей:
- У ребенка сформирован познавательный интерес.
- Расширен кругозор ребенка.
- Ребенок получает большой стимул для дальнейшего поиска информации по теме проекта.
Ожидаемый результат для родителей:
- активизация творческой деятельности родителей – желание участвовать в сборе и изучении информации совместно с детьми .
- участие в разработке мероприятий проекта.
- участие родителей в создании развивающей среды.
Ожидаемый результат для педагогов:
увеличение числа родителей, принимающих активное участие в воспитательно - образовательном процессе детского сада;
установление отношений партнерского сотрудничества с семьей
повышение уровня доверия родителей к дошкольному учреждению
Приложение 1
Опыт « Что отражается в зеркале?»
Задачи:- познакомить детей с понятием «отражение»,
найти предметы, способные отражать.
Материалы: - зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга,
новый воздушный шар, сковорода.
Ход опыта
Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа?
А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются
они от тех, какие вы видели в зеркале?
(Нет, они одинаковые.)
Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким,, каков он есть на самом деле.
Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки,
воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно
увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета?
Попробуйте предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый?
Все предметы блестят?
Посмотрите, одинаково ли отражение всех этих предметов?
Всегда ли оно одной и той же формы!
Вывод: - Лучшее отражение получается в плоских,блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала.
Приложение 2
Опыт «Солнечные зайчики»
Задачи : - понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить
пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Материал: зеркала.
Описание: воспитатель помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когдаон получается?
(При свете, от предметов, отражающих свет.)
Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется
солнечный зайчик.
(Зеркало отражает луч света и сам становится источником
света.)
Воспитатель предлагает детям пускать солнечные зайчики - для этого
надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении,
прятать их, прикрыв ладошкой.
Приложение 3
Конспект ООД в старшей группе
«История возникновения зеркала»
Цель: знакомство детей с историей возникновения зеркала
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование;
- продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
- закрепить знания о необходимости зеркала в нашей жизни;
- вызвать интерес к исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- подвести детей к пониманию того, что человек – творец, созидатель.
Воспитательные:
- воспитывать в детях бережное отношение к старинным вещам.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о профессиях, эксперименты с водой, металлом, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Ход ООД
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать - и я пойму.
Дети приветствуют гостей.
Я знаю, ребята, что вы любите путешествовать. Куда можно отравиться в путешествие? (ответы) Я предлагаю сегодня перенестись в страну знаний «Любознайка». Но сначала нужно собраться в дорогу, давайте же положим в сумку самое необходимое.
В-первую очередь надо взять дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что еще необходимо взять? (Дисциплину, компас, карту, хорошее настроение, улыбку, продукты и т.д.)
Все сложили в сумку, а теперь закрываем глаза и произносим магические слова: «Вокруг себя обернись, в Любознайке очутись!» (На экране появляется слайд «детская лаборатория»).
Во мы и в стране знаний, где нас ждут интересные эксперименты. Садитесь на свои места.
Сегодня мы будем учеными – исследователями. А какой предмет мы будет изучать, узнаете с помощью загадки:
Загадка
И сияет, и блестит, никому оно не льстит.
А любому правду скажет – все как есть, ему покажет.
Правильно, это зеркало. Зеркало – очень нужная вещь, но оно появилось не сразу. И вот историю его изобретения мы узнаем с помощью эксперимента.
Давным-давно самым первым зеркалом в истории человечества была обычная лужа, в которой люди могли видеть свое отражение. Где еще можно увидеть свое отражение в воде? (река, озеро, пруд) Вот я и предлагаю это проверить.
Эксперимент № 1: Отражение в воде. Вода налита в тазик. Посмотрите в него, помешайте воду палочкой, посмотрите. Сделать вывод: в гладкой воде отражение лучше, чем когда вода рябит.
Совершенно верно, и тогда человек нашел кусок металла. Долго он полировал металл, сам себя там увидал, и предмет он зеркалом назвал. Давайте проверим.
Эксперимент № 2: Полированный металл. Возьмите фольгу, она сделана из мягкого металла – алюминия. Посмотрите на свое отражение со стороны, где находится белый квадрат. А теперь переверните фольгу и еще раз посмотритесь в нее. Что вы видите? В чем разница?
Вывод: на полированной поверхности отражение видно, на матовой нет. Правильно.
Полировка металла очень трудная работа, да и отражение в результате получается не четким, и после долгих опытов человек стал наносить тонкий металлический слой на стекло (показываю обратную сторону зеркала). Само стекло – это еще не зеркало, отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.
Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. Давайте поиграем.
П/и «Зеркало» Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один показывает эмоцию с помощью мимики или жестов, другой старается повторить. Потом меняются ролями.
Дети садятся на места. Продолжение нашей истории мы будем смотреть на экране. В начале зеркала были небольшими и неправильной формы. Их получали (слайд), наливая в стеклянную круглую форму расплавленное олово (слайд), которое образовывало отражающий слой. После охлаждения шар разбивали на куски. Получались вогнутые зеркала (слайд), отражение в которых было искаженным. Стеклоделы (слайд) пользовались большим уважением, и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина. Мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. (Слайд) первые плоские зеркала были предметом искусства и стоили очень дорого. (Слайд) у королевы Франции было бальное платье, усыпанное кусочками зеркал. Вы видите маленькую часть платья. В России зеркала появились (слайд), когда правил царь Петр I. Сейчас зеркало (слайд) есть в каждом доме. Для чего оно необходимо нам? (Ответы)
Эксперимент № 3: Какое зеркало? Давайте рассмотрим зеркало. Дети исследуют. Вывод: гладкое, хрупкое. Почему зеркало хрупкое? (стекло) Вот поэтому зеркало у нас в рамке.
Зеркало присутствует не только в нашей действительности, но оно встречается и в сказках. В каких? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин, «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм)
Как обращалась к зеркалу царица в сказке А.С. Пушкина? («Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи…») Как вы думаете, нам зеркало рассказывает всю правду? Сейчас проверим.
Эксперимент № 4: Полуправда. Посмотри в зеркало, дотронься до правого уха, а какое это ухо в твоем отражении. Помаши левой рукой, что показывает твое отражение? Вывод: это явление называют зеркальным отражением.
Сейчас я вам хочу показать фокус. Два зеркала ставлю под углом 1200, в угол кладу шар. Сколько вы видите шаров? Буду приближать зеркала, что происходит? (ответы) Такие свойства зеркала используют в своей работе фокусники и иллюзионисты.
Люди каких профессий и каким образом используют зеркала? (стоматолог, водитель, машинист, парикмахер, балерина, учитель-логопед) Молодцы!
Зеркала применяются в технике. С их помощью создают микроскопы, телескопы, телеобъективы, фотоаппараты, прожекторы, маяки. Вот оказывается, какой нужный для людей предмет – зеркало, значит, мы не зря сегодня с вами потрудились. Ну, а теперь нам пора возвращаться. Дети встают на ковер, закрывают глаза и говорят: «Вокруг себя обернись, в нашей группе очутись!»
Итог
Вам интересно было быть учеными? Какой эксперимент вы бы показали дома? О чем захотелось бы рассказать? Мне тоже очень понравилось наше путешествие, спасибо за хорошую работу.
Приложение 4
8 необычных игр и экспериментов с зеркалами
Отражающая поверхность зеркала помогает развивать координацию движений у ребенка. А еще зеркало может пригодиться для развивающих игр (среди которых есть не только знакомые каждому ребенку солнечные зайчики) и научных экспериментов.
Детские игры с зеркалом
Цель: развитие пространственного восприятия и понятий «лево» и «право».
1. Зеркальный двойник. Посмотрите в зеркало вместе с ребенком и объясните: когда он поднимает правую руку, у отражения это левая рука. Потренируйтесь, а потом встаньте напротив ребенка и скажите ему, что вы — зеркало. Ребенок показывает движения, а вы их „отражаете”. Он поднимает правую руку, а вы — левую. Обязательно озвучивайте движения. Затем поменяйтесь ролями.
2. Ребусы. С помощью зеркала можно объяснить ребенку и понятие симметрии. Нарисуйте левую половину простой картинки (дом, гриб или цветок). Справа приставьте зеркало так, чтобы в нем отразилась симметричная половинка рисунка. Ребенка увидит, как изображение становится целым. Предложите поиграть, рисуя половинки и угадывая, что это за предмет. А потом проверяйте себя с помощью зеркала.
3. Таинственный шифр. Дети нередко пишут буквы в зеркальном отображении, не замечая своих ошибок. Вместе исследуйте правильные и неправильные буквы и их отражения. А ребенка постарше познакомьте с волшебным зеркальным шифром, с помощью которого он сможет обмениваться с друзьями таинственными посланиями.
4. Театр эмоций. Предложите ребенку сесть перед зеркалом и побыть актером. Попросите изобразить с помощью мимики различные эмоции: радость, грусть, удивление, испуг, злость. Задание посложнее: освоить невербальный язык. Мимикой и жестами сказать, например «Мне жарко. Я хочу пить», «Я поймал огромную рыбу», «Я — чемпион!».
Приложение 5
Детские игры-эксперименты с зеркалом
Для них не потребуется сложное оборудование, а вот время суток и погоду вам обязательно придется учитывать.
1. Луна у тебя дома. Опыт проводится вечером, когда из окна видна Луна. Зеркало с вогнутой поверхностью направьте в сторону Луны. Попросите ребенка встать у окна и повернуть другое плоское зеркало так, чтобы он мог видеть Луну, отраженную в вогнутом стекле. Теперь предложите ребенку взять увеличительное стекло и посмотреть на изображение Луны в плоском зеркале.
Что увидит ребенок?
Луна в плоском зеркале кажется ближе, а увеличительное стекло позволяет еще больше увеличить изображение.
Почему это происходит?
Вогнутое зеркало отражает и приближает изображение Луны. Плоское зеркало точно воспроизводит это изображение, а увеличительное стекло еще больше его увеличивает. По такому принципу работают зеркально-линзовые телескопы.
2. Радуга между стеклами. Опыт проводится на ярком солнце. На поверхность небольшого зеркальца капните растительное масло. Затем сверху аккуратно приложите плоское стеклышко со скругленными краями и прижмите его пальцами по краям. Удерживайте полученную конструкцию так, чтобы солнечный свет хорошо ее освещал.
Что увидит ребенок?
При освещении солнечным светом зеркала и стеклышка между ними будут видны разноцветные разводы. Увеличивая или уменьшая силу прижатия, можно изменять цветовую гамму радужных разводов. Вместе понаблюдайте, как интересно преображается цветовая картина, если поворачивать зеркало и стеклышко под разными углами к солнечному свету.
Почему это происходит?
Отраженные световые волны различных цветов накладываются друг на друга. В результате этого какие-то волны усиливаются, а какие-то — ослабляются.
3. Зеркальная радуга. Опыт проводится на ярком солнце. Наполните небольшую ванночку или мисочку водой. Один край небольшого зеркала (лучше прямоугольной формы) поместите в воду под некоторым углом, а второй придерживайте рукой. Получившуюся конструкцию расположите так, чтобы на нее падал солнечный свет. Теперь поместите перед ней лист белой бумаги. Следите, чтобы тень от него не падала на ванночку с зеркалом. Когда поверхность воды успокоится, плавно изменяйте угол наклона зеркала до тех пор, пока не увидите на листе бумаги радугу — спектр. Теперь можете закрепить зеркало в этом положении с помощью палочки и пластилина.
Что увидит ребенок?
На белом бумажном листе вдруг появится красивый спектр, причем сверху будет располагаться красный цвет, а снизу — фиолетовый.
Почему это происходит?
Поскольку свет является волной, а свет разных цветов имеет различные длины волн, то и отклоняется он по-разному. Именно поэтому цвета и в радуге, и в спектре всегда расположены в одинаковой раз и навсегда определенной последовательности. Она отражена в известной поговорке „Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” (красный, оранжевый, желтый зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
4. Твои зрачки. В слабо освещенной комнате встаньте вместе с ребенком перед зеркалом, зажгите переносную лампу и поднесите ее по очереди к вискам. Посмотрите в зеркало на свои зрачки — маленькие черные точки в центре глаз. Погасите лампу и снова посмотрите на зрачки.
Что увидит ребенок?
При ярком свете зрачки становятся меньше, при слабом освещении они расширяются.
Почему это происходит?
Чтобы видеть, нам нужен свет. Если света мало, зрачки расширяются, чтобы пропустить его побольше. Если света много, зрачки сужаются, так как слишком яркий свет может повредить глаза.
Использована литература:
- https://lisa.ru/8-neobychnykh-detskikh-igr-i-ehksperimentov/
- https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/14385.html
- http://naukaveselo.ru/opyityi-s-zerkalami.html
- https://infourok.ru/sbornik-opitov-i-eksperimentov-dlya-doshkolnikov-1237095.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия Волшебное зеркало
Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с литературой с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ в подготовительной группе. Занятие прошло "на одном дышании". Кто интересуется те...
В КОРОЛЕВСТВЕ ЗЕРКАЛ (индивидуальное занятие психолога с ребёнком 6 лет подготовительная группа)
Цель занятия: 1.Расширить пространственные представления ребёнка. ...
Театрализованное представление"Королевство кривых зеркал"
Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников.Приглашая родителей участвовать в празднике,мы способствуем развитию теплых отношений между детьми и взрослыми.Развивать детску...
Театрализованное представление"Королевство кривых зеркал"
Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников.Приглашая родителей участвовать в празднике,мы способствуем развитию теплых отношений между детьми и взрослыми.Развивать детску...
Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)
В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...
Ребёнок - зеркало родителей.
"Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурс...
Дети - зеркало родителей.
В игровой форме родители знакомятся с основными принципами семейного воспитания....