Дошкольнику об экологии
консультация по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район
Деловая игра для педагогов
«Дошкольнику об экологии»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ игры: «ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ»
Воспитатель Савельева Наталья Александровна
Ст. Каневская
2016г.
Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.
Задачи:
- Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.
- Выделить наиболее перспективные идеи в организациивоспитательно - образовательной работы с детьми;
- Создать в коллективе обстановку творческого поиска.
Предварительная работа:
- Изучение литературы по теме;
- Изготовление дидактических игр экологического содержания;
- Создание презентаций;
- Самостоятельная работа над темой.
Материал: мультимедиа, мультимедийные презентации.
Ход игры.
Вся игра сопровождается мультимедийными презентациями
Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем, Но наша ромашка необычная - лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)
Это лепесток «Познай-ка».
На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.
- "Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров". Что означают зти сшва?
- Что такое "экологическая цепочка"? (Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.)
- Как вы объясните понятие "равновесие в миреприроды"? (Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и погошвье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.)
- Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.
- Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.
Отрываем следующей лепесток.
Он называется «Читай-ка».
Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.
- Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? (Л. Толстой, С. Аскаков, М. Приивин, И. Соколов- Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели-А. Иванова, В. Зотова)
- Назовите художников - анималистов и пейзажистов?
- Назовите пословицы и поговорки о природе.
- Вспомните и назовите народные приметы.
• Назовите инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
- Нетрадиционное родительское собрание
- Флеш- консультации
- Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
- Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.
- Досуги и развлечения с участием родителей
- Проектная деятельность ребенка и родителя
- Туристические походы, тематические экскурсии
- Совместные экологические акции
- Интерактивные игры и др.
Участники посиделок отрывают следующей лепесток, который называется «Поиграй- ка».
Название лепестка говорит само за себя - сейчас мы будем с вами играть в игры.
- игра «Кто лишний»
- игра «Не зевай, очень быстро отвечай»
- Пластическая игра "Танец бабочек" (Представьте, что вы бабочки, красивые, нарядные, разноцветные, яркие, под музыку то медленно и плавно, то порывисто и быстро нужно изобразить полёт бабочки).
Лепесток «Рассуждай-ка».
- Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
- Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина - рыбой? (Пингвин - птица, дельфин- - млекопитающее)
- Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Кто пьёт ногой? (лягушка)
- Кто плуг на голове носит? (лось, олень)
- Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
- Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)
- Почему белые медведи не могут жить в лесу?(потому что питаются они только рыбой)
- Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
- Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)
- Сколько крыльев у жука? (2 пары)
- У кого язык длиннее туловипр? (у хамелеона)
- Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)
- Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)
- Когда на деревьях появляются почки? (весной)
Что - то мы на нашем девичнике засиделись. Ну - ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:
- встревоженного кота;
- грустного пингвина;
- восторженного кролика;
- разгневанного поросенка,
- намокшую ворону.
Остался последний лепесток, который называется
«Отвечай-ка».
Что означает слово «экология»?
Экология (от др. -греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
- Что такое экологическое воспитание?
Экологическое воспитание детей дошкольноговозраста- это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
- Что такое экологическое образование?
Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения,воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающэйсреды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
- Экологическая культура - это? Продолжите фразу.
Осознанно-правильное отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляютнепосредственное окружение дошкольников в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно линь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма.
- Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?
Цель экологического воспитания дошкольников — научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Цель экологического воспитания — изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
Цель экологического воспитания дошкольника — познание живого во взаимоотношении со средойобитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
- Что такое экосистема?
Экосистема, или экологическая система (от др, -греч.—жилище, местопребывание и — система) — биошгическая система, состоящая из сообщества живых организмов
(биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.
Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными,микроорганизмами, составляющими живой компонент системы, биоценоз, Другой примерэкологической системы — лиственный лес в средней полосе России с определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определёнными показателями микроклимата (температуры, влажности, освещённости) и соответствующим таким условиямсреды комплексом животных организмов.
Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:
- Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
- Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.
- Чешвек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.
- Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
- Охрана природы - часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.
Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.
А сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю вам посмотреть презентацию «Что можно сделать из природного материала
(презентация Приложение 2)
Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.
Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь,
в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.
Спасибо за внимание и участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с родителями дошкольников по экологии
Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)
Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....
Дошкольник и экология
Подойдет для тех кто выбрал приоритетное направление: формирование элементарных экологических представлений....
Дошкольник и экология
Формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования....
Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"
приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопл...
Дошкольник и экология
Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ...
Дошкольник и экология
Как воспитать в дошкольниках экологически правильное отношение к природе...