Занятие «Путешествие по карте на озеро Байкал» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром по технологии Н.А.Коротковой "Путешествие по карте на озеро Байкал" В ходе занятия дети знакомятся с обитателями озера и лесов Прибайкалья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_o_baykale.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Черемхово»
Занятие «Путешествие по карте на озеро Байкал» в подготовительной группе
Подготовила: воспитатель
Герасименко Оксана Петровна
Цель: систематизировать знания детей об озере Байкал, его обитателях, природных ресурсах озера через организацию экспериментальной деятельности.
Задачи: формировать умение в ходе экспериментирования получать новые знания, делать выводы, обобщения, активизировать словарь по теме, формировать умение изготавливать коллаж, развивать умение делиться на команды и работать в них, воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Материалы: лэпбук «Обитатели Байкала», иллюстрации Байкала, фото рыб, иллюстрации животных, заготовки для коллажа (изображения животных и рыб), ватман, бумажные салфетки для аппликации, клей, руль для импровизации путешествия на автобусе, конверт с загадками, мнемотаблицы для рассказывания про животных, фишки разного цвета, музыка «Шум воды», вода для экспериментирования, соль, сахар, лимон, стаканы, ложки, камни разной величины, цвета.
Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание альбомов, чтение сказок про Байкал, просмотр видеофильма «Флора и фауна Байкала».
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям.
Ход занятия.
1 часть. Вступление.
- Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» Дети стоят в кругу, поворачиваются друг к другу, прикасаясь ладошками, и проговаривают слова: «Здравствуй, добрый человек!»
Цель: способствовать созданию благоприятной обстановки в группе, побуждать детей здороваться с детьми и взрослыми.
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие по карте на озеро Байкал
Байкал – это пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Возраст озера 25-30 млн. лет. Он является источником большого количества запасы пресной воды, объём воды в озере составляет 23000кв. м, это 20% мировых запасов воды.
И ¾ запасов пресной воды в России.
2 часть. Основная.
- Поедем? А на чем? Дети выбирают вид транспорта. Предлагается презентация транспорта: автобус, поезд, вертолет… Дети объясняют, почему выбирают тот или иной транспорт.
Тогда в путь!
- Давайте сначала повторим правила поведения во время поездки!
Дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие по Байкалу на автобусе. (Включается звук мотора)
Первая остановка: Подводный мир Байкала. (Щука, окунь, омуль, осетр, хариус, голомянка).
Демонстрация картинок обитателей подводного мира Байкала (использование иллюстраций из лэпбука).
- Ребята, мы прибыли на первую остановку «Подводный мир Байкала».
- Что мы можем здесь узнать, о ком получить знания?
- Нам предлагают познакомиться с жителями подводного мира.
- А как мы можем узнать об обитателях Байкала? (Посмотреть книги, энциклопедии)
- А нам приготовили про обитателей Байкала загадки. Готовы знакомиться?
Детям загадываются загадки с картинками - отгадками, находящиеся в конвертике лэпбука.
- Убеждался и не раз ты,
Что хвосты у них, как ласты.
Хоть безногие они.
Но попробуй, догони! (Рыбы)
- Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Дает ухе особый вкус
Байкальский… (Хариус).
- Опасней всех она
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка,
Конечно это… (Щука)
- Драчун и забияка,
Живет в воде.
Колючки на спине,
Его и щука не проглотит. (Окунь)
- Бледно-розова, нежна
Холодная вода нужна,
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает. (Голомянка)
6.В нежном логове родится,
Простудиться не боится.
Подрастет, начнет нырять,
Шубку белую менять.(Нерпа)
Называется рыба.
Небольшой рассказ про рыбу. (Подготовленный ребенок)
- Поехали дальше. Дети собираются все вместе в импровизированном автобусе и поехали дальше ко второй остановке. (Включается звук мотора)
Вторая остановка: Вода Байкала. Экспериментирование с водой, камнями.
- Ребята, мы уже с вами узнали, что в Байкале живут разные рыбы, а что нужно, чтобы рыбы могли жить в Байкале? (Чистая вода)
Давайте пройдем в лабораторию и изучим воду Байкала.
- Кто знает, какая вода в Байкале? (Чистая, пресная, не имеет вкуса, запаха)
Проверим.
Опыт. «Безвкусная вода»
Материалы: различные емкости для воды, чистая питьевая вода, чистые стаканы, чайные ложки, соль, сахар, лимон.
Ход опыта.
В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая вода стала на вкус? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара, соли? Почему? В третий стакан налить чистую воду, попробовать и добавить несколько капель лимонного сока. Попробовать, что изменилось?
Дети проговаривают выводы. Рассказывают последовательность опыта по схемам.
Вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она приобретает вкус растворенного вещества.
- А кто знает, чем покрыто дно Байкала? (Камнями, песком)
- А хотите ли вы узнать много интересного про камни? Тогда давайте проведем следующий опыт.
Опыт с камнями.
Какие бывают камни?
Цели: Сформировать представление о разнообразности видов камней, свойствах камня, учить классифицировать по различным признакам.
Ход опыта.
Ребята, внимательно рассмотрите камни, какие они? (Разные, большие и маленькие, красивые, блестят)
А какие камешки вам нравятся больше? Найдите самый красивый для вас камешек. Обоснуйте свое мнение. (Гладкий и цветной, большой, на нем есть полосочки, круглые, маленькие, большие)
- А теперь закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камень. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? (Дети затрудняются ответить)
Этот камень называется морской галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? (Дети затрудняются ответить)
Предлагаю взять несколько камешков в ладошки потрясти их. Что вы чувствуете? (Как они стучат)
- А почему они стучат? (Потому, что мы их трясем)
- А что с ними происходит в море? (Они там стучат и бьются)
Вывод: Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камни становятся округлыми, гладкими.
Третья остановка. Животный мир Прибайкалья.
Мы уже познакомились с подводным миром Байкала, узнали, что в Байкале самая чистая вода, узнали какие камни на дне Байкала.
- А как вы думаете, кто живет на берегах Байкала? (Животные)
- Каких животных вы знаете? (Дети называют животных)
- Как мы можем узнать про животных? (Посмотреть энциклопедии)
Демонстрация картинок животных, обитающих на Байкале (используются иллюстрации из лэпбука).
Физкультминутка.
Давайте мы превратимся в деревья и немного разомнемся.
Ветер дует нам в лицо. (Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.
Ветерок все тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.)
Проводится 2 раза
Следующее задание «Расскажи про животное».
Сейчас нужно рассказать про животное. А помогут нам таблицы – подсказки (они взяты из лэпбука).
- Ребята, для того, чтобы справиться с данным заданием, давайте разделимся на две компании. Одна компания будет рассказывать про одно животное, а другая – про другое животное. Помогут нам разделиться фишки разного цвета.
Дети в своих компаниях выполняют задание и представляют его друг другу.
- Ребята, чтобы выбрать, кто будет рассказывать, выберете себе в своей компании одного человека. Рассказывающего выбирают по считалке.
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь — стой и жди
А не веришь — выходи.
Четвертая остановка. «Увлекательная мастерская».
На память о нашей экспедиции нам предлагается сделать два коллажа: «Животные Прибайкалья», «Подводный мир Байкала». Для этого давайте сначала разделимся на две команды, а помогут нам фишки. (На подносе коричневые и голубые фишки)
Дети проходят к столу с материалами и выполняют свои коллажи. Дети с голубыми фишками будут делать коллаж «Рыбы Байкала», а с коричневыми – «Животные Прибайкалья».
Во время работы воспитатель постоянно напоминает о времени выполнения.
3 часть. Заключение.
- Вот и подошло путешествие к концу.
- Что мы узнали нового?
Давайте возьмем наши работы с собой и поедем домой в наш детский сад, покажем их родителям и детям в нашем саду, чтобы они тоже познакомились с миром Байкала.
Возвращение детей в реальность.
В конце занятия детям предлагается поближе посмотреть лэпбук «Обитатели Байкала», выполнить задания, находящиеся в разных конвертиках, и еще раз закрепить изученное на занятии.
Заведующий МДОУ № 1 г.Черемхово В.В.Тисленко
Старший воспитатель Т.И. Григорук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия:"Путешествие в страну Рисовандию" по изо в подготовительной группе
Конспект итогового занятия по изо, в подготовительной группе с применением нетрадиционных способов рисования.Дети рисуют автопортрет....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию у дошкольников целостной картины мира на теме: «Путешествие на озеро Байкал»
quot;Путешествие на озеро Байкал"Цель: закрепить знания детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне....
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в волшебную страну знаний» для детей подготовительной группы и их родителей
Данное мероприятие проводилось вместе с родителями воспитанников на «День открытых дверей» в нашем детском саду....
Конспект занятия "Путешествие капельки и её чудесные превращения" в подготовительной группе (экспериментирование)
Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Озеро Байкал». В подготовительной группе «Непоседы».
Подолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и...
Конспект занятия «Путешествие по странам и континентам» (для детей подготовительной группы с ОНР)
Конспект занятия...
Конспект занятия «Путешествие на Остров сокровищ» по математике в подготовительной группе
Цель: Обобщить и закрепить элементарные математические представления и знания по обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Обучающие: Способствовать формированию умения примен...