Занятие «Путешествие по карте на озеро Байкал» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Герасименко Оксана Петровна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром по технологии Н.А.Коротковой "Путешествие по карте на озеро Байкал" В ходе занятия дети знакомятся с обитателями озера и лесов Прибайкалья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_baykale.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Черемхово»

Занятие «Путешествие по карте на озеро Байкал» в подготовительной группе

Подготовила: воспитатель

Герасименко Оксана Петровна

Цель: систематизировать знания детей об озере Байкал, его обитателях, природных ресурсах озера через организацию экспериментальной деятельности.

Задачи: формировать умение в ходе экспериментирования получать новые знания, делать выводы, обобщения, активизировать словарь по теме, формировать умение изготавливать коллаж, развивать умение делиться на команды и работать в них, воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Материалы: лэпбук «Обитатели Байкала», иллюстрации Байкала, фото рыб, иллюстрации животных, заготовки для коллажа (изображения животных и рыб), ватман, бумажные салфетки для аппликации, клей, руль для импровизации путешествия на автобусе, конверт с загадками, мнемотаблицы для рассказывания про животных, фишки разного цвета, музыка «Шум воды», вода для экспериментирования, соль, сахар, лимон, стаканы, ложки, камни разной величины, цвета.

Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание альбомов, чтение сказок про Байкал, просмотр видеофильма «Флора и фауна Байкала».

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям.

Ход занятия.

1 часть. Вступление.

- Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» Дети стоят в кругу, поворачиваются друг к другу, прикасаясь ладошками, и проговаривают слова: «Здравствуй, добрый человек!»

Цель: способствовать созданию благоприятной обстановки в группе, побуждать детей здороваться с детьми и взрослыми.

- Ребята, сегодня мы совершим путешествие по карте на озеро Байкал 

Байкал – это пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Возраст озера 25-30 млн. лет. Он является источником большого количества запасы пресной воды, объём воды в озере составляет 23000кв. м, это 20% мировых запасов воды.

И ¾ запасов пресной воды в России.

2 часть. Основная.

- Поедем? А на чем? Дети выбирают вид транспорта. Предлагается презентация транспорта: автобус, поезд, вертолет… Дети объясняют, почему выбирают тот или иной транспорт.

Тогда в путь!

- Давайте сначала повторим правила поведения во время поездки!

Дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие по Байкалу на автобусе. (Включается звук мотора)

Первая остановка: Подводный мир Байкала. (Щука, окунь, омуль, осетр, хариус, голомянка).

Демонстрация картинок обитателей подводного мира Байкала (использование иллюстраций из лэпбука).

- Ребята, мы прибыли на первую остановку «Подводный мир Байкала».

- Что мы можем здесь узнать, о ком получить знания?

- Нам предлагают познакомиться с жителями подводного мира.

- А как мы можем узнать об обитателях Байкала? (Посмотреть книги, энциклопедии)

- А нам приготовили про обитателей Байкала загадки. Готовы знакомиться?

Детям загадываются загадки с картинками - отгадками, находящиеся в конвертике лэпбука.

  1. Убеждался и не раз ты,

Что хвосты у них, как ласты.

Хоть безногие они.

Но попробуй, догони! (Рыбы)

  1. Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Дает ухе особый вкус

Байкальский… (Хариус).

  1. Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка,

Конечно это… (Щука)

  1. Драчун и забияка,

Живет в воде.

Колючки на спине,

Его и щука не проглотит. (Окунь)

  1. Бледно-розова, нежна

Холодная вода нужна,

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает. (Голомянка)

6.В нежном логове родится,

Простудиться не боится.

Подрастет, начнет нырять,

Шубку белую менять.(Нерпа)

Называется рыба.

Небольшой рассказ про рыбу. (Подготовленный ребенок)

- Поехали дальше. Дети собираются все вместе в импровизированном автобусе и поехали дальше ко второй остановке. (Включается звук мотора)

Вторая остановка: Вода Байкала. Экспериментирование с водой, камнями.

- Ребята, мы уже с вами узнали, что в Байкале живут разные рыбы, а что нужно, чтобы рыбы могли жить в Байкале? (Чистая вода)

Давайте пройдем в лабораторию и изучим воду Байкала.

- Кто знает, какая вода в Байкале? (Чистая, пресная, не имеет вкуса, запаха)

Проверим.

Опыт. «Безвкусная вода»

Материалы: различные емкости для воды, чистая питьевая вода, чистые стаканы, чайные ложки, соль, сахар, лимон.

Ход опыта.

В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая вода стала на вкус? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара, соли? Почему? В третий стакан налить чистую воду, попробовать и добавить несколько капель лимонного сока. Попробовать, что изменилось?

Дети проговаривают выводы. Рассказывают последовательность опыта по схемам.

Вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она приобретает вкус растворенного вещества.

- А кто знает, чем покрыто дно Байкала? (Камнями, песком)

- А хотите ли вы узнать много интересного про камни? Тогда давайте проведем следующий опыт.

Опыт с камнями.

Какие бывают камни?

Цели: Сформировать представление о разнообразности видов камней, свойствах камня, учить классифицировать по различным признакам.

Ход опыта.

Ребята, внимательно рассмотрите камни, какие они? (Разные, большие и маленькие, красивые, блестят)

А какие камешки вам нравятся больше? Найдите самый красивый для вас камешек. Обоснуйте свое мнение. (Гладкий и цветной, большой, на нем есть полосочки, круглые, маленькие, большие)

- А теперь закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камень. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? (Дети затрудняются ответить)

Этот камень называется морской галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? (Дети затрудняются ответить)

Предлагаю взять несколько камешков в ладошки потрясти их. Что вы чувствуете? (Как они стучат)

- А почему они стучат? (Потому, что мы их трясем)

- А что с ними происходит в море? (Они там стучат и бьются)

Вывод: Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камни становятся округлыми, гладкими.

Третья остановка. Животный мир Прибайкалья.

Мы уже познакомились с подводным миром Байкала, узнали, что в Байкале самая чистая вода, узнали какие камни на дне Байкала.

- А как вы думаете, кто живет на берегах Байкала? (Животные)

- Каких животных вы  знаете? (Дети называют животных)

- Как мы можем узнать про животных? (Посмотреть энциклопедии) 

Демонстрация картинок животных, обитающих на Байкале (используются иллюстрации из лэпбука).

 Физкультминутка.

Давайте мы превратимся в деревья и немного разомнемся.

Ветер дует нам в лицо.               (Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо.                    Качаются из стороны в сторону.
Ветерок все  тише, тише.         Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше.           Тянутся вверх.)

Проводится 2 раза

Следующее задание «Расскажи про животное».

Сейчас нужно рассказать про животное. А помогут нам таблицы – подсказки (они взяты из лэпбука).

- Ребята, для того, чтобы справиться с данным заданием,  давайте разделимся на две компании. Одна компания будет рассказывать про одно животное, а другая – про другое животное. Помогут нам разделиться фишки разного цвета.

Дети в своих компаниях выполняют задание и представляют его друг другу.

- Ребята, чтобы выбрать, кто будет рассказывать, выберете себе в своей компании одного человека. Рассказывающего выбирают по считалке.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь — стой и жди

А не веришь — выходи.

Четвертая остановка.  «Увлекательная мастерская».

На память о нашей экспедиции нам предлагается сделать два коллажа: «Животные Прибайкалья», «Подводный мир Байкала». Для этого давайте сначала разделимся на две команды, а помогут нам фишки. (На подносе коричневые и голубые фишки) 

Дети проходят к столу с материалами и выполняют свои коллажи. Дети с голубыми фишками будут делать коллаж «Рыбы Байкала», а с коричневыми – «Животные Прибайкалья».

Во время работы воспитатель постоянно напоминает о времени выполнения.

3 часть. Заключение.

- Вот и подошло путешествие к концу.

- Что мы узнали нового?

Давайте возьмем наши работы с собой и поедем домой в наш детский сад, покажем их родителям и детям в нашем саду, чтобы они тоже познакомились с миром Байкала.

 Возвращение детей в реальность.

 В конце занятия детям предлагается поближе посмотреть лэпбук «Обитатели Байкала», выполнить задания, находящиеся в разных конвертиках, и еще раз закрепить изученное на занятии.  

Заведующий МДОУ № 1 г.Черемхово                                 В.В.Тисленко

Старший воспитатель                                                             Т.И. Григорук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия:"Путешествие в страну Рисовандию" по изо в подготовительной группе

Конспект итогового занятия по изо, в подготовительной группе с применением нетрадиционных способов рисования.Дети рисуют автопортрет....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в волшебную страну знаний» для детей подготовительной группы и их родителей

Данное мероприятие проводилось  вместе с родителями воспитанников на «День открытых дверей» в нашем детском саду....

Конспект занятия "Путешествие капельки и её чудесные превращения" в подготовительной группе (экспериментирование)

    Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Озеро Байкал». В подготовительной группе «Непоседы».

Подолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и...

Конспект занятия «Путешествие на Остров сокровищ» по математике в подготовительной группе

Цель: Обобщить и закрепить элементарные математические представления и знания по обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Обучающие: Способствовать формированию умения примен...