НОД "Умная галка" (с элементами музейной педагогики)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД "Умная галка" область "Познание" с применением музейной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnaya_galka.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Умная галка» Старшая группа
Программное содержание:
Прививать любовь к книге и чтению. Продолжать знакомить детей с писателем Л. Н. Толстым, его произведениями.
Познакомить детей с былью «Умная Галка» Вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, догадливая, сообразительная, трудолюбивая, умная.
Дать детям представление о времени, в котором жил писатель, о вещах, окружавших его. Расширять словарь детей названиями старинных веще и посуды: Ухват, чугунок, коромысло, крынка, туесок.
Подготовка к обучению грамоте и письму:
Упражнять детей в членении предложения на слова; в графической записи предложений, обозначая первое слово в предложении вертикальным штрихом, ставя в конце предложения точку; в делении слов на части.
Материалы к занятию:
Портрет писателя Л. Н. Толстого; материалы для опыта: стакан, камешки; предметы старины: чугунок, ухват, коромысло, крынка, туесок; тетради и ручки каждому ребёнку, фишки.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов Л. Н. Толстого, рассматривание иллюстраций к ним.
2. Экскурсия в библиотеку.
3. Организация выставки книг Л. Н. Толстого.
4. Организация выставки рисунков и поделок из природного и бросового материала, выполненных руками детей подготовительной группы и их родителей по рассказам Л. Н. Толстого.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
- Ребята, вы прослушали рассказ Светланы Павловны о Льве Николаевиче Толстом. Кто же он был? ( показывает на портрет Л. Н. Толстого)
- Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? (перечисляют)
- Сегодня я прочитаю вам ещё один рассказ - быль Л. Н. Толстого «Умная Галка». Ребята, а как вы думаете, почему этот рассказ не простой, а быль?
- Правильно, потому что это было на самом деле.
2. Основная часть.
1). Чтение рассказа «Умная Галка» до слов «она стала кидать…»
- Как вы думаете, что сделала галка, чтобы напиться? (ответы детей)
- Давайте теперь дочитаем рассказ до конца и узнаем, как было на самом деле.
2). Проведение опыта.
- Давайте попробуем проделать то же самое, что сделала галка. Но мы возьмём не кувшин, а стакан с водой. Обозначим уровень воды в нём, и будем складывать в него камешки.
- Посмотрите теперь, где вода?
- Мы подливали воду в стакан?
- Почему воды стало больше?
- Камешки подняли воду выше. И придумала это галка!
3). Словарная работа. Характеристика героя.
- Если бы вы всё это увидели своими глазами, то как бы вы похвалили галку? Какая она была? (умная, догадливая, сообразительная, находчивая, смекалистая…)
- Галке пришлось носить камешки по одному – найдёт, принесёт, найдёт, принесёт… Галка трудилась долго. Как её ещё можно похвалить? (Галка трудолюбивая)
- Сколько камешков нам пришлось положить, чтобы поднять воду? (много…)
- Если бы галка принесла всего три камня, она напилась бы?
4). Работа с предложением. Графическая запись.
- Ребята, послушайте предложение. Хотела галка пить.
Повторите предложение.
- Запишите предложение на листочках. В начале предложения ставим высокую палочку, каждое слово обозначаем линией, в конце предложения ставим точку. (Воспитатель записывает на доске)
- Сколько слов в предложении? (три) Сколько линий ты нарисовал? (три)
- Три слова, это короткое или длинное предложение? (короткое)
- Что поставили в конце предложения? (точку)
- Послушайте другое предложение. Галке нельзя было достать воды. Повторите предложение.
- Запишите его на листочках. (Воспитатель записывает на доске)
- Сколько слов в предложении? (пять) Сколько линий ты нарисовал? (пять)
- Какое это предложение? (длинное)
- Что поставили в конце предложения? (точку)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5). Деление слов на слоги.
- Послушайте слово: Гал – ка , как я произнесла слово? (по частям)
- Скажите это слово по частям. (ответы нескольких детей)
- Сколько частей в этом слове?
- Выложите это слово по частям фишками у себя на столах.
- Сколько фишек вы поставили?
- Хорошо, правильно сделали. А вот другое слово: хотела. Скажите его по частям.
- Выложите слово фишками.
- Сколько частей в этом слове? Сколько фишек поставили?
- А теперь слово пить. Можно сказать это слово по частям?
- Сколько в нём частей? Сколько фишек надо поставить?
3 Часть. Работа в музее «Русская изба»
- Ребята, посмотрите ещё раз на портрет Льва Николаевича Толстого.
Борода, седые волосы, высокий лоб говорят о том, что это старый, мудрый человек. Жил он давным-давно, больше ста лет назад. В то время многие мужчины носили вот такие бороды (показывает на портрет), ходили в лаптях. Не было автомобилей, ездили только на лошадях, даже посуда для еды была не такая, как теперь.
Давайте пройдёмте в наш музей и продолжим наше занятие там.
(дети переходят в музей «Русская изба», усаживаются на лавках)
- Ребята, здесь в нашем маленьком музее собраны старинные вещи, которыми пользовались люди в те далёкие времена, когда жил Лев Николаевич Толстой. Названия этих вещей часто встречаются в его рассказах. Вот, например, чугунок. Кто расскажет, что это такое, и для чего он нужен?
(ответы детей)
- Правильно, чугунок использовался для приготовления пищи, а чем мы теперь пользуемся вместо него?
- А для чего же нужен был ухват?
- Правильно, ухватом доставали горячий чугунок из печи, чтобы не обжечься. Кто хочет попробовать это сделать?
(пробуют 2 – 3 ребёнка)
- А кто мне расскажет вот об этой маленькой кроватке? (рассказ ребёнка о зыбке)
- Скажите, может кто-нибудь знает, что это такое? (коромысло)
- Это коромысло, при помощи коромысла люди переносили что-нибудь тяжелое, чаще всего воду. (Показывает, как это делается)
- А теперь я хочу познакомить вас с новыми предметами старинной посуды, посмотрите на это (показывает туесок) Это туесок. Повторите. Саша, повтори… Света, повтори….
- Посмотрите, из чего он сделан?
- Да, он сделан из бересты. В этом туеске можно хранить разные сухие продукты, например, крупу, соль. В туесок можно собирать ягоды. Он легкий и не разобьётся. Запомнили – туесок, повторите.
- А вот еще посуда – это крынка. Повторите, крынка. Егор, повтори… (спросить нескольких ребят) Она снизу широкая, затем горлышко крынки сужается. В крынках хранили молоко. Скажите, а в чём храниться молоко теперь?
- Правильно, в стеклянных банках. А из чего же сделана крынка?
- Крынка из глины. В глиняных крынках молоко долго не портилось.
Запомнили - крынка, повторите.
- А теперь вспомните, ребята, о каких старинных вещах мы сегодня говорили?
(Ухват, зыбка, коромысло, туесок, крынка.)
- Правильно, вот такие вещи, посуда были в те времена, когда жил Лев Николаевич Толстой.
Сегодняшний день мы посвятили Льву Николаевичу Толстому, потому что прошло ровно 180 лет со дня его рождения. Мы посмотрели выставку книг Льва Толстого, познакомились с новым произведением – рассказом - былью, как он называется? («Умная Галка») Правильно, «Умная Галка». Познакомились со старинными вещами, которые окружали Л. Н. Толстого в те далёкие времена, когда он жил. Интересно, ребята сегодня вам было?
- Вот и закончилось наше занятие, но не закончилось общение с книгами Л. Н. Толстого. Многие из них вам предстоит прочитать в школе, они будут также интересны и увлекательны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Конспект Нод с элементами музейной педагогики (викторина для старших дошкольников) "Все работы хороши"
Конспект игры - викторины для детей старшего дошкольного возраста по профессиям с элементами музейной педагогики "Все работы хороши"...
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Конспект занятия "Как беречь природу?" с использованием элементов музейной педагогики для старших дошкольников
Занятие направлено на развитие у детей представлений о том какие действия человека вредят природе , акакие способствуют ее восстановлению .Формирует у детей убеждение того ,что красота прир...
"Элементы музейной педагогики, как средство познания народной культуры, приобщение к вечным ценностям".
Цель:Создание условий для развития личности ребёнка, путём погружения его в социально- организованную пространственно предметную развивающую среду.Задачи:1. Формирование познавательных интересов.2. Сп...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...
«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»
Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...