Конспект занятия (непосредственно-образовательной деятельности) «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа 5-6 л.)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).
Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.
Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у
детей информирование представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Краснокутского муниципального района
Саратовской области
Конспект занятия
(непосредственно-образовательной деятельности)
«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
(старшая группа 5-6л.)
(конкурс «Воспитатель года»)
Воспитателя
МДОУ «Детский сад №24
«Солнышко» г. Красный Кут
Саратовской области
Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны
2013 год
Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).
Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.
Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у
детей информирование представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».
Программное содержание:
1.Образовательная задача: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье, развивать чувство единства, эмоциональной поддержки
2.Развивающая задача: закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку развивать логическое мышление, память
3.Воспитательная задача: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.
4.Оздоровительная задача: развитие положительных эмоций, чередование статических и активных движений во время всего занятия.
5.Речевая задача: продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Технологии: ТРИЗ, здоровьесберегающая технология (физминутка, пальчиковая гимнастика), ИКТ, проектная технология, игровая технология.
Методические приёмы:
1. Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала, показ иллюстраций, карточек,
2. Словесные (пословицы, поговорки, вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей)
3. Игровые (игровые упражнения и задания)
4.Практические (лепка пирожков из соленого теста, исполнение танца) Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка- Ёжка»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка», «Дом», противень,
Раздаточный: солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 10 шт.), карточки для моделирования;
ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети располагаются полукругом возле воспитателя.
-Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите своё имя. Вот мы и познакомились.
Воспитатель: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:
Герои всех сказок явились ко мне!
Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-
Все творили добро!
Семь гномов волшебных, и славный Иван
Спасают Царевну из западных стран.
Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок
Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!
И просит Емеля, лежа на печи:
-Ты книжку открой, и все сказки прочти!
Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.
Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку.
Часть 1 - 4 минуты
(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девочку).
Воспитатель: - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?
( Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)
Дети: Здравствуй, девочка!
Ребёнок: Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Девочка рассказывает:
- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).
Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька? ( Гуси – лебеди)
-А кем ей приходиться Ванечка? ( Братец)
- Что же, произошло с ним? (Унесли гуси – лебеди)
_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)
Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.
Воспитатель: Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.
Ребёнок:- Машенька, не плачь, мы все вместе пойдём искать твоего братика Ванечку.
Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.
(Рассматриваем «следы»)
-Ребята, как вы думаете, чьи это следы? ( Детей).
-Как нужно их разложить? ( Парами)
Задание: Девочкам разложить с правой стороны – прямо.
Мальчикам - с левой стороны.
Вопрос: Сколько пар следов разложили? ( 5).
(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)
Часть 2 – 6 минут
Воспитатель: --Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси—лебеди полетели? (Побуждаю детей вести диалог с печью)
-Здравствуй, матушка-печь! (все дети)
Ребёнок: -Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели? Унесли они Ванечку.
Печь: -Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.
- Воспитатель:- Поможем, печке? (Да) (Приглашаю детей к столу)
-Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.
Пальчиковая гимнастика:
«Знаю я, что у меня, дома дружная семья.
Это – мама, это – я, это – бабушка моя,
это – папа, это дед, и у нас разлада нет.
(Показ и объяснение приема лепки пирожка)
Вопросы детям во время липки:
- Из чего пекут пирожки? (Из муки)
-А мука из чего получается? (Из зёрен пшеницы)
- Кто у вас в семье печет пирожки?
- С какой начинкой вы любите пирожки?
(После окончания лепки выкладываем пирожки на противень и ставим в печь. Протираем руки влажной салфеткой)
Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим печь за помощь.
Дети:- Спасибо, печка.
(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)
Часть 3 - 8 мин
( Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).
Дети: -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.
Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их
(В корзине находим одно яблоко).
Воспитатель: Яблоко - это фрукт или овощ?
- Из чего может вырасти яблоня? (Из семечка)
-А где находиться у яблока семечко? (Внутри яблока)
Задание: - Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони. (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)
Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).
-А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки).
Воспитатель: - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод морфологического обследования).
1.Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)
Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)
Вывод: яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)
2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если, надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?
-С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твёрдое?
(Дети размещают карточки, обозначающие: руку и символы, обозначающие признаки: гладкий, твёрдый.)
3.Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)
- Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)
(Дети размещают карточки: РОТ—ЛИМОН—КОНФЕТА---СОК.
(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)
Воспитатель: - Что изображено на картине? ( Ручей)
В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?
(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)
Вывод: это – водоемы.
Часть 4- 2 минуты
Подходят к молочной реке – кисельные берега.
Воспитатель: -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать, как найти дорогу).
Ребёнок: -Молочная река - кисельные берега, подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Река (аудиозапись)—Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.
Дети: «В родной семье и каша слаще».
«Семья в куче – не страшна и туча»
«Семья сильна – когда над ней крыша одна».
«Везде хорошо – но дома лучше».
«В дружной семье и в холод тепло»
«При солнышке – тепло, при матери – добро»
«Жалей отца с матерью – других не найдёшь»
«В семье дружат – живут не тужат»
(Река хвалит детей и указывает путь)
Река:- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.
(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)
Физминутка: «Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.
Часть 5 – 5 минут: Воспитатель: «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)
Воспитатель:- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга (выходит из избушки): - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Воспитатель: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.
Ребёнок: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.
Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы).
Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?
Воспитатель предлагает детям: Ребята, объясним Бабе Яге, что такое семья. Вика, расскажи, пожалуйста, кто живёт в вашей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагаю детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья»).
Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается): Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).
Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).
Баба Яга (радостно): –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).
Воспитатель: Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка»)
Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.
(Возвращаясь из сказки по той же дороге, с детьми подводим итог занятия.)
Воспитатель: Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?
- Вернула бы она Ванечку?
-Какое задание выполнили по просьбе Реки?
- Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят Реку)
- О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)
- Чем мы помогли Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе, сначала помыв руки).
(Машенька благодарит детей за помощь). Все радуются, что семья восстановилась.
Воспитатель: Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,
Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем ей рукой.
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Краснокутского муниципального района
Саратовской области
Конспект занятия
(непосредственно-образовательной деятельности)
«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
(старшая группа 5-6л.)
(конкурс «Воспитатель года»)
Воспитателя
МДОУ «Детский сад №24
«Солнышко» г. Красный Кут
Саратовской области
Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны
2013 год
Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).
Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.
Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у
детей информирование представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».
Программное содержание:
1.Образовательная задача: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье, развивать чувство единства, эмоциональной поддержки
2.Развивающая задача: закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку развивать логическое мышление, память
3.Воспитательная задача: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.
4.Оздоровительная задача: развитие положительных эмоций, чередование статических и активных движений во время всего занятия.
5.Речевая задача: продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Технологии: ТРИЗ, здоровьесберегающая технология (физминутка, пальчиковая гимнастика), ИКТ, проектная технология, игровая технология.
Методические приёмы:
1. Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала, показ иллюстраций, карточек,
2. Словесные (пословицы, поговорки, вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей)
3. Игровые (игровые упражнения и задания)
4.Практические (лепка пирожков из соленого теста, исполнение танца) Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка- Ёжка»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка», «Дом», противень,
Раздаточный: солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 10 шт.), карточки для моделирования;
ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети располагаются полукругом возле воспитателя.
-Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите своё имя. Вот мы и познакомились.
Воспитатель: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:
Герои всех сказок явились ко мне!
Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-
Все творили добро!
Семь гномов волшебных, и славный Иван
Спасают Царевну из западных стран.
Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок
Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!
И просит Емеля, лежа на печи:
-Ты книжку открой, и все сказки прочти!
Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.
Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку.
Часть 1 - 4 минуты
(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девочку).
Воспитатель: - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?
( Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)
Дети: Здравствуй, девочка!
Ребёнок: Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Девочка рассказывает:
- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).
Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька? ( Гуси – лебеди)
-А кем ей приходиться Ванечка? ( Братец)
- Что же, произошло с ним? (Унесли гуси – лебеди)
_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)
Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.
Воспитатель: Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.
Ребёнок:- Машенька, не плачь, мы все вместе пойдём искать твоего братика Ванечку.
Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.
(Рассматриваем «следы»)
-Ребята, как вы думаете, чьи это следы? ( Детей).
-Как нужно их разложить? ( Парами)
Задание: Девочкам разложить с правой стороны – прямо.
Мальчикам - с левой стороны.
Вопрос: Сколько пар следов разложили? ( 5).
(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)
Часть 2 – 6 минут
Воспитатель: --Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси—лебеди полетели? (Побуждаю детей вести диалог с печью)
-Здравствуй, матушка-печь! (все дети)
Ребёнок: -Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели? Унесли они Ванечку.
Печь: -Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.
- Воспитатель:- Поможем, печке? (Да) (Приглашаю детей к столу)
-Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.
Пальчиковая гимнастика:
«Знаю я, что у меня, дома дружная семья.
Это – мама, это – я, это – бабушка моя,
это – папа, это дед, и у нас разлада нет.
(Показ и объяснение приема лепки пирожка)
Вопросы детям во время липки:
- Из чего пекут пирожки? (Из муки)
-А мука из чего получается? (Из зёрен пшеницы)
- Кто у вас в семье печет пирожки?
- С какой начинкой вы любите пирожки?
(После окончания лепки выкладываем пирожки на противень и ставим в печь. Протираем руки влажной салфеткой)
Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим печь за помощь.
Дети:- Спасибо, печка.
(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)
Часть 3 - 8 мин
( Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).
Дети: -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.
Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их
(В корзине находим одно яблоко).
Воспитатель: Яблоко - это фрукт или овощ?
- Из чего может вырасти яблоня? (Из семечка)
-А где находиться у яблока семечко? (Внутри яблока)
Задание: - Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони. (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)
Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).
-А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки).
Воспитатель: - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод морфологического обследования).
1.Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)
Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)
Вывод: яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)
2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если, надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?
-С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твёрдое?
(Дети размещают карточки, обозначающие: руку и символы, обозначающие признаки: гладкий, твёрдый.)
3.Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)
- Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)
(Дети размещают карточки: РОТ—ЛИМОН—КОНФЕТА---СОК.
(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)
Воспитатель: - Что изображено на картине? ( Ручей)
В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?
(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)
Вывод: это – водоемы.
Часть 4- 2 минуты
Подходят к молочной реке – кисельные берега.
Воспитатель: -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать, как найти дорогу).
Ребёнок: -Молочная река - кисельные берега, подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Река (аудиозапись)—Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.
Дети: «В родной семье и каша слаще».
«Семья в куче – не страшна и туча»
«Семья сильна – когда над ней крыша одна».
«Везде хорошо – но дома лучше».
«В дружной семье и в холод тепло»
«При солнышке – тепло, при матери – добро»
«Жалей отца с матерью – других не найдёшь»
«В семье дружат – живут не тужат»
(Река хвалит детей и указывает путь)
Река:- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.
(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)
Физминутка: «Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.
Часть 5 – 5 минут: Воспитатель: «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)
Воспитатель:- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга (выходит из избушки): - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Воспитатель: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.
Ребёнок: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.
Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы).
Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?
Воспитатель предлагает детям: Ребята, объясним Бабе Яге, что такое семья. Вика, расскажи, пожалуйста, кто живёт в вашей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагаю детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья»).
Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается): Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).
Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).
Баба Яга (радостно): –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).
Воспитатель: Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка»)
Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.
(Возвращаясь из сказки по той же дороге, с детьми подводим итог занятия.)
Воспитатель: Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?
- Вернула бы она Ванечку?
-Какое задание выполнили по просьбе Реки?
- Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят Реку)
- О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)
- Чем мы помогли Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе, сначала помыв руки).
(Машенька благодарит детей за помощь). Все радуются, что семья восстановилась.
Воспитатель: Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,
Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем ей рукой.
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Краснокутского муниципального района
Саратовской области
Конспект занятия
(непосредственно-образовательной деятельности)
«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
(старшая группа 5-6л.)
(конкурс «Воспитатель года»)
Воспитателя
МДОУ «Детский сад №24
«Солнышко» г. Красный Кут
Саратовской области
Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны
2013 год
Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).
Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.
Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у
детей информирование представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».
Программное содержание:
1.Образовательная задача: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье, развивать чувство единства, эмоциональной поддержки
2.Развивающая задача: закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку развивать логическое мышление, память
3.Воспитательная задача: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.
4.Оздоровительная задача: развитие положительных эмоций, чередование статических и активных движений во время всего занятия.
5.Речевая задача: продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Технологии: ТРИЗ, здоровьесберегающая технология (физминутка, пальчиковая гимнастика), ИКТ, проектная технология, игровая технология.
Методические приёмы:
1. Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала, показ иллюстраций, карточек,
2. Словесные (пословицы, поговорки, вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей)
3. Игровые (игровые упражнения и задания)
4.Практические (лепка пирожков из соленого теста, исполнение танца) Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка- Ёжка»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка», «Дом», противень,
Раздаточный: солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 10 шт.), карточки для моделирования;
ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети располагаются полукругом возле воспитателя.
-Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите своё имя. Вот мы и познакомились.
Воспитатель: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:
Герои всех сказок явились ко мне!
Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-
Все творили добро!
Семь гномов волшебных, и славный Иван
Спасают Царевну из западных стран.
Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок
Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!
И просит Емеля, лежа на печи:
-Ты книжку открой, и все сказки прочти!
Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.
Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку.
Часть 1 - 4 минуты
(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девочку).
Воспитатель: - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?
( Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)
Дети: Здравствуй, девочка!
Ребёнок: Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Девочка рассказывает:
- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).
Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька? ( Гуси – лебеди)
-А кем ей приходиться Ванечка? ( Братец)
- Что же, произошло с ним? (Унесли гуси – лебеди)
_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)
Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.
Воспитатель: Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.
Ребёнок:- Машенька, не плачь, мы все вместе пойдём искать твоего братика Ванечку.
Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.
(Рассматриваем «следы»)
-Ребята, как вы думаете, чьи это следы? ( Детей).
-Как нужно их разложить? ( Парами)
Задание: Девочкам разложить с правой стороны – прямо.
Мальчикам - с левой стороны.
Вопрос: Сколько пар следов разложили? ( 5).
(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)
Часть 2 – 6 минут
Воспитатель: --Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси—лебеди полетели? (Побуждаю детей вести диалог с печью)
-Здравствуй, матушка-печь! (все дети)
Ребёнок: -Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели? Унесли они Ванечку.
Печь: -Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.
- Воспитатель:- Поможем, печке? (Да) (Приглашаю детей к столу)
-Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.
Пальчиковая гимнастика:
«Знаю я, что у меня, дома дружная семья.
Это – мама, это – я, это – бабушка моя,
это – папа, это дед, и у нас разлада нет.
(Показ и объяснение приема лепки пирожка)
Вопросы детям во время липки:
- Из чего пекут пирожки? (Из муки)
-А мука из чего получается? (Из зёрен пшеницы)
- Кто у вас в семье печет пирожки?
- С какой начинкой вы любите пирожки?
(После окончания лепки выкладываем пирожки на противень и ставим в печь. Протираем руки влажной салфеткой)
Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим печь за помощь.
Дети:- Спасибо, печка.
(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)
Часть 3 - 8 мин
( Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).
Дети: -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.
Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их
(В корзине находим одно яблоко).
Воспитатель: Яблоко - это фрукт или овощ?
- Из чего может вырасти яблоня? (Из семечка)
-А где находиться у яблока семечко? (Внутри яблока)
Задание: - Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони. (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)
Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).
-А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки).
Воспитатель: - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод морфологического обследования).
1.Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)
Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)
Вывод: яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)
2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если, надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?
-С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твёрдое?
(Дети размещают карточки, обозначающие: руку и символы, обозначающие признаки: гладкий, твёрдый.)
3.Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)
- Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)
(Дети размещают карточки: РОТ—ЛИМОН—КОНФЕТА---СОК.
(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)
Воспитатель: - Что изображено на картине? ( Ручей)
В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?
(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)
Вывод: это – водоемы.
Часть 4- 2 минуты
Подходят к молочной реке – кисельные берега.
Воспитатель: -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать, как найти дорогу).
Ребёнок: -Молочная река - кисельные берега, подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Река (аудиозапись)—Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.
Дети: «В родной семье и каша слаще».
«Семья в куче – не страшна и туча»
«Семья сильна – когда над ней крыша одна».
«Везде хорошо – но дома лучше».
«В дружной семье и в холод тепло»
«При солнышке – тепло, при матери – добро»
«Жалей отца с матерью – других не найдёшь»
«В семье дружат – живут не тужат»
(Река хвалит детей и указывает путь)
Река:- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.
(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)
Физминутка: «Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.
Часть 5 – 5 минут: Воспитатель: «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)
Воспитатель:- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга (выходит из избушки): - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Воспитатель: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.
Ребёнок: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.
Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы).
Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?
Воспитатель предлагает детям: Ребята, объясним Бабе Яге, что такое семья. Вика, расскажи, пожалуйста, кто живёт в вашей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагаю детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья»).
Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается): Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).
Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).
Баба Яга (радостно): –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).
Воспитатель: Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка»)
Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.
(Возвращаясь из сказки по той же дороге, с детьми подводим итог занятия.)
Воспитатель: Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?
- Вернула бы она Ванечку?
-Какое задание выполнили по просьбе Реки?
- Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят Реку)
- О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)
- Чем мы помогли Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе, сначала помыв руки).
(Машенька благодарит детей за помощь). Все радуются, что семья восстановилась.
Воспитатель: Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,
Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем ей рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа
Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности на тему: «Я люблю тебя, РОССИЯ». (Для старшей группы детей )
Занятие НОД в старшей группе проводилось в форме беседы. Для того, чтобы дети могли гордиться своей Родиной,развивали интерес к истории нашего народа, знали российские с...
Методическая разработка занятия по сюжету русской народной сказки “Гуси-лебеди” (старшая группа)
Методическая разработка для воспитателей....
Сценарий весеннего развлечения по мотивам сказки "Гуси-лебеди" старшая группа"
quot;Гуси-лебеди"...
Семейный клуб "Капитошка" спектакль по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди" (старшая группа)
Семейный клуб "Капитошка" спектакль по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речевой и театральной культуры в младшей группе на тему «Потерялся Колобок»
Программные задачи:1. Закрепить знание детьми русской народной сказки "Колобок", побуждать их к пересказу отдельных моментов сказки;2. Развивать интонационную выразительность речи детей, пам...